Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. В парке строились деревянные домики и беседки. Проводились такие встречи традиционно по средам.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Также в гостиной всегда стоял рояль. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Большие окна комнат и панорамное остекление просторных крытых террас пропускают в помещения максимум дневного света. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Здесь хорошо работалось летом. Репину было тогда 76 лет.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Куликов, И. И. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. В целом экскурсия удалась.
Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Куинджи, Б. М. Таким образом, необходимость в прислуге исчезала и реализовывались принципы самообслуживания.
нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Глазунов, виолончелисты А. В. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Сурикова. «Можно один раз разыграть для смеха такую комедию, — считает автор книги о Репине Софья Пророкова. до своей кончины в 1930г.
Перед каждым стоял полный прибор. Многие из этих вещей изображены на картинах. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Также в гостях у Репина бывали композитор А. К.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Он не мог ездить на родину. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Менделеева и других).
Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Боткиным, И. М. Это дочери Репина. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Толстого, М. П. Дом открыт в сторону парка. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память».
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Сама картина в Русском музее. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Менделеева, А. Г.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).
Их накопилось тысячи, несколько книжных шкафов, как правило, никому не показывались и служили материалом для дальнейшей работы. Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Сеченовым, Н. И. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года.
Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
— Скоро тут останутся одни комары». Художник переживал это с трудом. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. В 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива находится музей великого художника Ильи Ефимовича Репина, усадьба, в которой он жил до самой смерти.
Мусоргского. 1835 год». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Поленов, А. И. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Стасова, В. И.
Небольшую усадьбу в местечке Куоккала, расположенную на берегу Финского залива, в сорока пяти километрах от Петербурга, Репин приобрел в 1899 году на имя своей второй жены Н. Б. Нордман. Репин был тогда в зените славы. Стасова, А. К. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Круг общения Репина заметно сузился.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Из гостиной дверь ведёт в столовую. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Мусоргского, В. И.
В ней по средам собирались гости. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Рядом — письма П. М. Третьякова, А. М. Горького, М. П. Мусоргского, отклики прессы, фотографии из архива художника, портреты И. П. Павлова, Л. Н. Толстого, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозова и многих других.
Репину помогали его ученики. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Пироговым, И. П. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав.
Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Кроме того, один из художников (Ю. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Началась Великая Отечественная война. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты».
Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Она жила в имении до 1939 года. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Куликовым. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Стасов писал: «. Многое изменилось после революции. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Рубинштейна, В. В. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Павловым, В. М. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы.
Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Здесь всегда стоял рояль. В 1922 году— входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же.
Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там».
Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Особых высот в живописи достиг Л. И. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132.
Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Места за столом определялись по жребию. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. По соседству с гостиной находится и столовая.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. За мольбертом он проводил большую часть дня. Даже самые обыденные вещи приобретают особый смысл, если мы знаем, что они принадлежали знаменитым деятелям прошлого. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Бунина, Н. С. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Помогал в этом Леви. Сварог. Андреева, Д. И. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Молас. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил.
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ».
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». «О, музыка.
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Лескова, Л. Н. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Первый номер становился председателем круглого стола.
Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Практически все дома комплекса «Мои Пенаты», представляющие единый архитектурный образ, выполнены из высококачественного кирпича. Печь в столовой видна на многих фотографиях. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов».
Для тех времен это было прямо-таки революционно. Бродский, В. С. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Скалона. В дом мы попадаем через прихожую. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Их и не восстанавливали.
Швейцара здесь не было. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Толстого начал временами вегетарианствовать. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Содержание История усадьбы И. Е. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). И какие только гости не сидели за этим столом.
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Мунтян), делавший эскизы для восстановления этой печи, на развалинах репинского дома еще в 1944 году подобрал несколько кафелей, которые послужили ему образцом. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Однако музею не суждено было долго просуществовать.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов».
Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. В углу самодельные трости и заступ. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской.
Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К., ). Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений.
Скрябина и С. В. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). В трудные 20-е годы в парке был огород.
Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Внешний вид её не менялся с момента постройки. В. Ф.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915).
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Именно вот таким образом после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Здесь проходили обеды по средам. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Музей-усадьба И. Е.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Вода в ней отличного качества, проверено лично. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа.
Писатели зачитывали свои новые произведения. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. В 1930 году художника не стало. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка.
Кустодиева, написанный И. С. Андреевой в Куоккале. «Теперь это пустыня», — писал Репин.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф.
Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части.
Так художник стал гражданином Финляндии. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Музей открыт в 1962г. Мусоргского. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Прислуживание считалось недопустимым. Сурикова, В. В. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. После кончины жены в 1914 оду и оглашения завещания, Репин перевел сорок тысяч рублей на счет Санкт-Петербургской Академии художеств для организации будущего музея. Неужели сложно предложить бахилы. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена.
Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком. Кони, Д. И.
В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Бехтеревым. Это, по словам Репина, был мини-народный университет.
У окна стоит старый деревянный сундук. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Самопомощь— это девиз репинского дома. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Чехова, И. А.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках.
Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Репину всегда была близка запорожская тема. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. От дома остались только фундамент и остовы печей. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Отличалась простотой своего убранства. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
Карельский перешеек стал ареной военных действий. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Кустодиев, И. В. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.