Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» расположена вблизи берега Финского залива, в живописном местечке Репино (б. Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея.
В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино).
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Куокалло) находится Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты». Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Ни многочисленные приглашения советских властей, ни даже посетившая летом 1926 года делегация деятелей искусств, возглавляемая его учеником Исааком Бродским, не смогли склонить Репина переехать в СССР. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». В углу самодельные трости и заступ. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Первый номер становился председателем круглого стола. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». После смерти художника это наследство было поделено между его детьми, которые их продавали.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Стасова, В. И. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Кони, Д. И.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Сеченовым, Н. И. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Также в гостиной всегда стоял рояль.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Серову. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
(Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Здесь же национальная одежда арабов: абу— распашной плащ и полосатое шёлковое головное покрывало, купленные Репиным в Палестине в 1898 году. Куинджи, Б. М. Здесь всегда стоял рояль. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Круг общения Репина заметно сузился.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Куликовым. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Проводились такие встречи традиционно по средам. Эти три комнаты сохранили старую планировку, но их внутреннее убранство не восстановлено, так как не было необходимых фотографий, а сами комнаты несколько раз меняли своё назначение. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Здесь хорошо работалось летом. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Андреева, Д. И. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Музей открыт в 1962г.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. С ее верхней площадки во времена Репина открывался вид на Финский залив. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Бродский, В. С.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Многие из этих вещей изображены на картинах. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. до своей кончины в 1930г. Кустодиева, написанный И. С. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Их и не восстанавливали.
Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Это дочери Репина. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки).
Так художник стал гражданином Финляндии. Здесь хорошо работалось летом. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Куликов, И. И. Скалона. Перед каждым стоял полный прибор. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах".
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы.
Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Репину было тогда 76 лет. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Дом открыт в сторону парка. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Здесь проходили обеды по средам. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. По соседству с гостиной находится и столовая.
Молас. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Мусоргского, В. И.
В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Многие были его моделями. Лескова, Л. Н.
Сама картина в Русском музее. Ге и других. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
Стасова, А. К. «О, музыка. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В парке строились деревянные домики и беседки.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Художник переживал это с трудом. Это беседка — «Храм Озириса и Изиды», она служила своеобразной общественной эстрадой для многочисленных посетителей репинских «сред».
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Особых высот в живописи достиг Л. И. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Андреевой в Куоккале.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Толстого начал временами вегетарианствовать. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Сурикова, В. В. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
Помогал в этом Леви. В ней по средам собирались гости. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части. Мусоргского.
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Менделеева и других). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Она жила в имении до 1939 года. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. У окна стоит старый деревянный сундук. Здесь всегда стоял рояль.
Репину всегда была близка запорожская тема. Поленов, А. И. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера.
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Швейцара здесь не было. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня.
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР.
В древнем Риме каждая семья имела обычно двух Пенатов изображения которых изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи. Многие посетители становились моделями для художественных работ. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Дочь художника переехала в Хельсинки.
Павловым, В. М. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. В. Ф. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря).
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. — Скоро тут останутся одни комары».
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Рубинштейна, В. В. Скрябина и С. В. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г.
В трудные 20-е годы в парке был огород. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Боткиным, И. М.
Чехова, И. А. Одна из них — ее И. Е. Репин назвал «Аллеей Пушкина» — ведет к «Площади Гомера» — небольшой поляне, на краю которой расположен павильон с деревянными колоннами. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П.
Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. «Он приходил каждое воскресенье ко мне и я, повинуясь его докторам, прятал от него карандаши и перья. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
И какие только гости не сидели за этим столом. Неужели сложно предложить бахилы. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов.
Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Сурикова. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). 1835 год». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Он не мог ездить на родину.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман.
Менделеева, А. Г. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины.
Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас, пропагандистки творчества Мусоргского. Многое изменилось после революции.
Репину помогали его ученики. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Глазунов, виолончелисты А. В.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Внешний вид её не менялся с момента постройки. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Бехтеревым. Из широких окон дома открывается живописный вид на парк с его прудами, тенистыми аллеями. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Музей-усадьба И. Е.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Кустодиев, И. В. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Репин дружил и с учеными.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Сварог. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. В этих стенах побывало множество знаменитых гостей: художников, поэтов, писателей, весь цвет того времени. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Самопомощь— это девиз репинского дома.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Места за столом определялись по жребию. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. «Теперь это пустыня», — писал Репин.
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Это, кстати, очень характерная черта – Репин старался не использовать труд работников, вот таким образом его гости сами обслуживали себя за столом, сами вешали свою одежду на вешалки и т. д., о чем их еще в прихожей предупреждало специальное объявление. Аллея замыкается крутой лестницей, по которой можно подняться на «Башенку Шехерезады». В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Мусоргского.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным.
В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Бунина, Н. С. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Там мы должны были обуть допотопные пыльные брезентовые шлёпанцы 50 последнего размера на завязках и ждать, пока группа перед нами не выйдет в это же помещение. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Гинцбургом. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами»., ). Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Отличалась простотой своего убранства. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Для тех времен это было прямо-таки революционно. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. В углу самодельные трости и заступ. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Писатели зачитывали свои новые произведения. В 1930 году художника не стало.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Толстого, М. П. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В ней по средам собирались гости.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Отличалась простотой своего убранства.
Прислуживание считалось недопустимым. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. В парке строились деревянные домики и беседки. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. На противоположной стене находится портрет Б. М. Здесь художник написал много портретов. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Это дочери Репина. Содержание История усадьбы И. Е. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Пироговым, И. П.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
В дом мы попадаем через прихожую. Среди учеников И. Е. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. У окна стоит старый деревянный сундук.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. В целом экскурсия удалась. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»).
Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта.