Стасова, В. И. Она жила в имении до 1939 года. В 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива находится музей великого художника Ильи Ефимовича Репина, усадьба, в которой он жил до самой смерти.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902).
Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Большие трудности пришлось преодолеть при восстановлениипечейикаминов. Тутпомогликартиныи рисунки Репина и других художников, в которых встречаются изображения интерьеров. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Их и не восстанавливали. Потом, в 1906 г. появился второй этаж с затейливыми скатами кровли, резными украшениями и стеклянной крышей над двумя мастерскими, пристроен кабинет, а над ним – просторный открытый балкон, примыкающий к мастерской.
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). К тому времени Финляндия перестала быть частью Российской империи, а Куоккала стала заброшенным поселком с заколоченными или разобранными домами в пограничной полосе. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Места за столом определялись по жребию. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Стасов писал: «. Репину всегда была близка запорожская тема.
Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Репино, Приморское шоссе, д. 411.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Кроме того, один из художников (Ю. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Началась Великая Отечественная война. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам.
Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
Лескова, Л. Н. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Толстого начал временами вегетарианствовать. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948).
Содержание История усадьбы И. Е. Бродский, В. С. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Сурикова.
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Кустодиева, написанный И. С. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Мусоргского. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. И какие только гости не сидели за этим столом.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
Глазунов, виолончелисты А. В. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Несмотря на то, что Финляндия больше ста лет входила в состав Российской империи, в ее главном музее русская живопись представлена не была. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Молас. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Стасова, А. К. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. По соседству с гостиной находится и столовая. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Здесь проходили обеды по средам. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. От дома остались только фундамент и остовы печей. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Многое изменилось после революции.
Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Пироговым, И. П. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Так художник стал гражданином Финляндии. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем.
Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Бунина, Н. С. Все они неоднократно бывали в «Пенатах».
Многие были его моделями. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. В углу самодельные трости и заступ.
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
В этом музее вы не увидите самых известных картин живописца ценность его в другом: уютный, с любовью восстановленный дом Репина погружает нас в мир прошлого, рассказывает о личности художника, его образе жизни и творческой индивидуальности, о его друзьях и семье. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Толстого, М. П.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Репин очень любил музыку и почти ни одно собрание гостей не обходилось без домашнего концерта. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Бехтеревым. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
В целом экскурсия удалась. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Всего в «пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Карельский перешеек стал ареной военных действий.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Летом лекции читались в саду, заканчиваясь пением народных фабричных песен, частушек и танцами. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Куинджи, Б. М. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Музей-усадьба И. Е. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Мусоргского. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
Швейцара здесь не было. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В. Ф. В парке строились деревянные домики и беседки. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Андреева, Д. И., ). Неужели сложно предложить бахилы. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Репину помогали его ученики. Прислуживание считалось недопустимым. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии.
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Мусоргского, В. И. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Отличалась простотой своего убранства. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Председатель также следил за соблюдением шутливых правил.
Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Перед каждым стоял полный прибор. тем, что, очень непритязательный в своем домашнем обиходе, Репин не заказывал мебели, а большей частью покупал ее в магазинах.
«Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Он не мог ездить на родину.
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Чехова, И. А. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Боткиным, И. М. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Здесь всегда стоял рояль. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Виттеи Николая II. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. По интерьеру дома, элементам декора, предметам быта можно судить о вкусах и предпочтениях знаменитого живописца. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений.
Но в тоже году решением правительства имение Репина попало в список памятников культуры страны, которые подлежат восстановлению. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам.
Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.
Сурикова, В. В. Также в гостиной всегда стоял рояль. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Печь в столовой видна на многих фотографиях.
Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. В трудные 20-е годы в парке был огород. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Дочь художника переехала в Хельсинки. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины.
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
до своей кончины в 1930г. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Менделеева и других). В ней по средам собирались гости.
Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. На столике с подлинной шелковой скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман, а на стене слева — портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений.
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Помогал в этом Леви. Репино также является прекрасным курортным посёлком с отличным пляжем и видами на Финский залив. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П.
Сама картина в Русском музее. Проводились такие встречи традиционно по средам. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты».
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей. «О, музыка. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Ге и других.
Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Здесь хорошо работалось летом.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу.
Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римскихбогов-хранителей домашнего очага. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Репин дружил и с учеными.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Здесь художник написал много портретов. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Главная задача работников музея-усадьбы И. Е. Репина — пропаганда, популяризация и изучение творческого наследия художника. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах.
Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Куликов, И. И. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Скалона. Круг общения Репина заметно сузился. Репину было тогда 76 лет.
Писатели зачитывали свои новые произведения. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Куликовым. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. За мольбертом он проводил большую часть дня. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
Рубинштейна, В. В. Поленов, А. И. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Скрябина и С. В. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Особых высот в живописи достиг Л. И. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. В конце жизни Репин пожелал навсегда остаться в Пенатах и быть здесь похороненным – что и было осуществлено.
Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Кони, Д. И. 1835 год». Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Кустодиев, И. В. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Гинцбургом. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Для тех времен это было прямо-таки революционно. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Менделеева, А. Г.
Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Однако музею не суждено было долго просуществовать.
В дом мы попадаем через прихожую. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Репин был тогда в зените славы. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Самопомощь— это девиз репинского дома.
Дом открыт в сторону парка. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В 1930 году художника не стало. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. На противоположной стене находится портрет Б. М. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской.
У окна стоит старый деревянный сундук. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
— Скоро тут останутся одни комары». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
Художник переживал это с трудом. Сеченовым, Н. И.
Это дочери Репина. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Многие из этих вещей изображены на картинах.
В связи с тем, что хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, в музее сохранились некоторые рецепты тех блюд, что подавались за знаменитым круглым столом. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е.
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Сварог. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Первый номер становился председателем круглого стола. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Андреевой в Куоккале.
Павловым, В. М. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии.
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Музей открыт в 1962г.
Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться.