Более точный способ определить, сколько стоят картины Репина, заключается в экспертной оценке конкретного полотна. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Многие картины Репина известны нам со школы. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Репина сегодня. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. "бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве".
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.
Репину, как и многим его современникам, далеко не сразу удавалось продать свои картины и не все по хорошей цене. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.
И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет.
Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Она ушла из жизни в 1931 году55. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Первый факт. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Каждый персонаж переживает что-то своё.
О картине появилось много статей в периодической печати. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Этот мужчина слыл в городе колдуном. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Мне минутами становилось страшно». Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
«Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
«Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. За окном летний день. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Посетителям воронежского художника музея им. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. ». Центральная группа словно недовольна своей ролью.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Комната небогатой интеллигентной семьи.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Репин никуда не делся. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. В эту минуту в комнату вошел Христос. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. я работал завороженный. Глаза ясные и добрые.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Третьяков»109.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В его глазах читается печаль, тоска.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. И вот уже перед нами не царь, а отец. Имя Репина стало широко известным. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Много учился на написании портретов близких и друзей. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Репин считал сам эту картину красивой. Америка—Франция—Россия. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Пятый факт. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
На моих друзей она производила то же впечатление. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья.
художественный музей им. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Она была закончена только в 1891 году. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. О чем эта история. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Все заняты. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Репин встречал их по средам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Они словно противопоставлены друг другу. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он идет прямо к матери. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Рассмотрим "ближний круг".
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
Убийство свершилось. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Так вскоре после написания шедевра художник Мясоедов, позировавший Репину в образе царя, в ярости чуть не убил своего отпрыска. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Так ли это – судить зрителям.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Этюд получился превосходный. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Там он и скончался.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В его взгляде осуждение и тревога. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Стасов присылает ему все, что он просит.
Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Ведь об освобождении узников родных оповещали. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Вместо ответа – длящийся вопрос и время словно замедляется у порога, перестает быть жанровым временем.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Берег Волги. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность.
До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Не доносчик ли. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В живописи его таланты проявились также широко. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Л. Н. Толстого». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре».
Работал весь день, не замечая времени. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
М. Бунакову. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Внимание художника тяготит их.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Репин стал очевидцем казни народовольцев. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Если известный русский художник И. И. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Эта история получила название «бунт 14».
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Казалось, она спит. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Мне минутами становилось страшно. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Публике картина понравилась. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Спустя 10 дней Мусоргский скончался. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Впрочем, так ли. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
.