В середине 1870-х за работу «Садко» живописцу присвоили академическое звание, но некоторые критики не удержались от ядовитых замечаний в адрес Репина, указав на разительные отличия между волжскими бурлаками и «человеком в аквариуме». Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Репин везде и всегда — подлинный живописец, с необыкновенной силой лепящий краской формы, образы он всегда старается показать жизнь во всей ее полнозвучности и силе. Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. Илья Ефимович Репин (24июля 5августа1844, Чугуев, Российская империя— 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия)1— русский2 художник-живописец.
Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте. В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц. С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.
Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. Илья Ефимович Репин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-живописец.
Репин — выдающийся мастер исторической живописи, автор таких глубоко драматических произведений, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», таких жизнерадостных, как «Запорожцы». Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. А свеча становилась ниже и тени менялись. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Тут больше любви к делу, — пояснил он. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Эта история получила название «бунт 14». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. О картине появилось много статей в периодической печати. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Написан портрет вдохновенно.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Пятый факт. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования — чувство жизненной правды. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг – пейзажист Федор Васильев.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Репин встречал их по средам. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Пришлось пойти на хитрость. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Впрочем, так ли. Пенаты – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». И вот уже перед нами не царь, а отец. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Он идет прямо к матери.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Я вспомнил о царе Иване. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Комната небогатой интеллигентной семьи. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. – Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. За окном летний день. художественный музей им. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Общение с прежними друзьями было только заочным. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Все заняты.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Это вы сами. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. На моих друзей она производила то же впечатление. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
Так началась коллекция Репина Атенеум. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Не доносчик ли. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Мне минутами становилось страшно. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Третьяков»109. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». я работал завороженный. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Она была закончена только в 1891 году.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
— сказал Крамской. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Поначалу он отказался позировать с затылка. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Убийство свершилось.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. -— И. Г. ), они много смеялись». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
«Чертовский народ. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
Мне минутами становилось страшно. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его своей пестротой. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. К тому же и погода благоприятствовала работе. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
М. Бунакову. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Этюд получился превосходный. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Стасов присылает ему все, что он просит. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Вегетарианцем стал и сам Репин. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Много учился на написании портретов близких и друзей. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Труд — вот что определяет и украшает человека. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. О картине появилось много статей в периодической печати.
Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
«Как. Творец, оставивший множество гениальных полотен и находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Казалось, она спит.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Берег Волги.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Мне минутами становилось страшно». Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Имя Репина стало широко известным. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Публике картина понравилась. Силу человеческого духа увидели в картине современники. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин дважды подавал прошения об отставке. Его герои – люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881-1885), «Запорожцы» (1878-1891).
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Америка—Франция—Россия. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Имя Репина стало широко известным. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. О чем эта история. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Л. Н. Толстого». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. ». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В эту минуту в комнату вошел Христос. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Окружившие их запорожцы — профессор Петербургской консерватории Рубец, художник Кузнецов, коллекционер Тарновский и др.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. – восхищался запорожцами Репин. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Репин никуда не делся. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Стасову).
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Так ли это – судить зрителям.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Это лучше всех ваших академических работ.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. И к чему тут Иван Грозный. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, – ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», – передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Каждый персонаж переживает что-то своё.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Работал весь день, не замечая времени. Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
— Да это превосходно. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Она была закончена только в 1891 году. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Колорит картины «Иван Грозный» – мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный – эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах.
В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Жил в Италии и Франции (1873–1876). В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Первый факт. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Репин считал сам эту картину красивой. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови» располосовал его ножом в нескольких местах. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение.