Купить картину или постер "Возвращение с войны", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
художник побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Лондоне. Юрий (Георгий) Ильич Репин (29 марта 1877, Чугуев, Харьковская губерния. Левитановеды утверждают, что в дни душевного кризиса художник писал «компенсаторные» светлые пейзажи, а в часы душевной удовлетворенности — мрачные. Слева, наверху, видно узкое теремное окно, сквозь которое проникает холодный дневной свет. Автор ее сразу стал известным художником. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным.
«Описание войны 1805 года», первой войны эпохи. Но обиды оставались. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Писатели-деревенщики Абрамов (архангельская Веркола) и Белов (вологодская Тимониха) сюжеты и лексику черпали в основном из жизни родных сел. Его знаменитые «Москва и москвичи» — русское как есть.
Здесь только на первый взгляд никто никого не убивает. Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Друзей-художников становилось все меньше (хотя со Стасовым, Поленовым, Суриковым дружба почти не прерывалась), а вот среди знати – все больше. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Там его окружали белоэмигранты, старавшиеся оклеветать Советский Союз перед художником.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, когда в 1907г. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Биография и творчество. Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания.
В результате лицо девушки получило интересное освещение, яркое и одновременно рассеянное. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. К ней, не как бог для свершения таинства, а как врач к больной, подходит Христос, протянув вперед правую руку. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Сам же Репин за свое мастерство был удостоен звания академика. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками. Живописно. ». Илья Репин был, пожалуй, самым востребованным советской.
Очевидно, в период учебы у него в 1858 году Репиным была написана картина Христос в терновом венце, экспонирующаяся в этой комнате. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Здесь сконцентрированы все оттенки смеха: от улыбки до безудержного хохота. Великая Отечественная война в произведениях живописи на марках. Столкновения с «мирискусниками» вернули живописца к реализму и его «Дуэль» в 1897г. РСФСР имени И. Е. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В свою очередь, белая широкополая шляпа смягчает тень от зонтика.
В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем.
отказала правая рука, писал левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
На полотне, как могучая глыба, вырастает фигура протодиакона в рясе и скуфье. перед началом советско-финской войны Ю. И. Репин с сестрой Верой был. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Я думаю, если бы был изобретен комплексный объективный сканер пейзажа (суммирующий его во всех проявлениях, включая и «трансцендентные») и его картинка была сопоставлена с соответствующим полотном Левитана, то обнаружилось бы, что в нем процентов 70 Левитана и лишь 30 — рус-ского пейзажа. Обосновавшись в деревне под Саратовом, художник занялся писанием этюдов. Мало что позволяет безошибочно диагностировать в нем жителя России. Возвращение с войны.
М. Бунакову. Описание этой работы пока отсутствует. Пафос и. Возвращение с войны. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Портретное творчество Репина естественно вбирает в себя и развивает лучшие традиции русского портретного искусства ХIX века – романтическую страстность портретов К. П. Брюллова, нравственную высоту образов Н. Н. Ге, остроту анализа и психологическую глубину портретов И. Н. Крамского и В. Г. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Нестерова многие, особенно люди технического склада, ведь не зря считают «блаженненьким», а васнецовское творчество, как отчасти и шишкинское (благодаря знаменитой конфете), не случайно в бытовом сознании низведено до уровня «детских картинок». Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка». Жил в Италии и Франции (1873–1876). С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883).
Того самого, которого зарезали в Угличе и который при Годунове «возродился» в виде Лжедмитрия. При жизни получивший правосудное воздаяние за жадность и коварство. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Берега были заполнены празднично одетыми людьми искрилась вода в солнечных лучах. За последнюю работу Репин получил звание академика живописи.
Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вера Алексеевна потребовала разрыва.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Картины, однако, не получилось. Фото из коллекции музея-усадьбs И. Е. Репина «Пенаты». Он воспитал Грабаря, Малявина, Кустодиева, Остроумову-Лебедеву, Билибина и Серова. С 1873 по 1876г.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Днепр и Дон известные античным путешественникам, повидавшие варягов, половцев (репинский Чугуев — это, возможно, половецкая Шарухань, Шарукан), византийцев, ногайцев, турок, шведов, еврейских поселенцев черты оседлости, побывавшие под крымскими татарами и поляками, украшенные древними курганами и каменными бабами испытали не вполне прошедшее по сей день удивление, когда оказались под властью Москвы. Задумав его, он потратил немало времени на изучение быта и костюмов той эпохи.
Однако же, если война наступает, принимают ее как факт — без паники и без энтузиазма. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Нагой, обросший, ополоумевший изгнанник, заканчивающий жизнь «меж чехи и ляхи». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Главное отличие творчества Дейнеки от современных ему «волжан» — подчеркнутая вненациональность, внерусскость. Он обычно в рабочей спецодежде, в форме, в спортивном костюме, обнаженный. Никто из гулявших не обращал внимания на бурлаков, тянувших нагруженную баржу.
Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874г. ) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876г. ). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. По совету художника-архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Они сплошь и рядом подменяли антитезу «Социализм (справедливость) против капитализма (мошенничество) и феодализма (неволя)» противопоставлением «Революция (прогресс) — Россия (якобы заведомая косность)». По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». А родина — территория, на которой рождаются и постоянно живут новые поколения народа.
Жалеют раненых искренне скорбят по погибшим. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Без всяких иносказаний — верещагинская «Панихида» по погибшим тогда на Балканах. Создалось ощущение движения воздуха, пронизанного солнечными лучами, легли голубые тени. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Второй вариант «Ареста пропагандиста» говорит о возросшем мастерстве художника, его зрелости – и творческой и идейной. Каждый портрет – это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Судьба его родного поместья сложилась печально. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. году хотя бы повествуется о возвращении с начала войны в Россию: Шагала. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику.
На реке Шервинта, впадающей в Шешупе — левый приток Немана. Первым учителем Репина был иконописец И. М. Бунаков. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны.
Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Свято хранят. Репин горячо верил в будущее национального украинского искусства. Полтавчанин же Луначарский (помните такого наркома просвещения. ) всерьез собирался перевести страну с кириллицы на латиницу.
Репин умер 29 сентября 1930 года, на восемьдесят седьмом году жизни. Америка—Франция—Россия.
Общая плотность населения ниже — социум более разрежен, люди более разобщены. на Неве. Писатель сидит тяжело опираясь на палку и напоминает настороженную большую старую птицу. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Присмотритесь: эта «Белая уточка» из середины черного пруда разговаривает с детьми на солнечном берегу через рубеж, который разделяет тот свет и этот.
Однако автор «Дочери Иаира» не сразу воспользовался своим правом поехать в шестилетнее путешествие для пополнения знаний и совершенствования мастерства. Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. В чугуевский период были выполнены и лучшие портреты крестьян Мужичок из робких, Мужик с дурным глазом (золотых дел мастер И. Ф. Радов). Репину же предстояло создать произведение, где смех должен был стать главным героем. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он усадил девушку прямо против солнца. Описание картины «Возвращение с войны».
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Русский художник Репин Илья Ефимович. А тип преинтересный. И она позиционировала себя как от Руси пострадавшая: «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца».
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Видно, что художникам сама идея войны неприятна (тыловая, внутрироссийская Волга — не рубежное казачество).
Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Тема была чужда реалистическому дарованию Репина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Однако черный зонтик, раскрытый над головой, защищает ее от солнечных лучей. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
(Елизавета Васильевна Сапожникова (1856 – 1937), урожденная Якунчикова, родная сестра Натальи Васильевны Якунчиковой-Поленовой – жены известного русского художника В. Д. Поленова). К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Да ведь это целая огнедышащая гора», – сказал о портрете Мусоргский. Вместо территориально сплоченного южного села (агломерация улиц, группирующихся вокруг общественного центра с церковью) — рассредоточенный на километры, а иногда и на десятки километров куст деревенек с центром — погостом (отдельно стоящей церковью с домом причта).
Картина вызвала взрыв восторга передовой части русского общества. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу. «Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. Это изменило идейный смысл произведения.
Только не для нас. После появления на выставке «Крестного хода» Репин был признан крупнейшим художником своего времени. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
За это произведение Репину была присуждена золотая медаль. Он талантливо воспевает созидательный труд, технический прогресс, силу и красоту человека. В этой комнате находится и подаренная харьковским Домом народного творчества акварель известного украинского художника С. И. Васильковского Казак.
Им чаще приходится быть наедине со своими думами и реже — с заботами общественными (будь то о социальном переустройстве или о национальной сплоченности). Недолго погостив с семьей в Петербурге, в октябре 1876 года Репин приезжает в Чугуев. И это называется у Вас большевистской критикой. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Красноречивы названия их ключевых произведений — «Дом» и «Лад». В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924г. непременно сделаю картину.
Народ не был для него безликой массой. 1877, Илья Ефимович. Это то, что роднит его со старшими днепро-донскими земляками, хотя в остальном он, конечно, другой. В его фигуре олицетворен протест непокорной молодости. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. Потом с Дона и Днепра поближе к москворецкому околокремлевскому «Дому на набережной» соберутся «В белых одеждах» всякого рода «Дети Арбата».
Возможно, оно появится позже. Оба портрета являются гордостью коллекции Харьковского художественного музея. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру.
Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901–1903гг. ). За то вскоре Россия поплатилась бироновщиной. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В 1926 году его посетила группа молодых советских художников. Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865г. ).
Христос в терновом венце приобретен Харьковским художественным музеем в 1966 году у А. З. Жарко – сына друга детства художника столяра З. Я. Жарко. Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). Он еще не привык к лямке, часто ее поправляет, гневно оглядывается по сторонам. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882–1885гг. )– наиболее драматическое произведение Репина. Л. Н. Толстого».
Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870г. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
В противоположность нервному прогрессистскому мельтешению «днепро-донцов», у «волжских» художников, когда они берутся за историческую тему, — эпически спокойные полотна, утверждающие российскую вечность и незыблемость в основах. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. «Красота – это дело вкусов для меня она вся в правде», – ответил художник знаменитому галерейщику. Таково, например, «Проклятие Москве» знаменитого тогда поэта-курянина (из Льгова Сейм—Десна—Днепр) Николая Асеева. Не пройдет нескольких месяцев, как Екатерина сбросит мужа с престола и затем без гнева примет известие о его кончине (скорее всего, убийстве).
Зато на родине художника его произведение сразу же получило высочайшую оценку. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин дважды подавал прошения об отставке. Но его человек абстрактный. Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
по коллаборационизму в годы Второй мировой войны. «Екатерина II у гроба Елизаветы» Ге. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Если не ответов, на вечные русские вопросы Кто виноват. Картиной все были довольны. Теплый желтоватый свет от свечей борется с лучами зарождающегося дня.
Выставку посетил и обер-прокурор святейшего синода Победоносцев. Существенно новое в ней – непредвзятый интерес к народу, постижение его мыслей и чувств. Любопытно, однако, что аналогичные мотивы мы встречаем в творчестве абсолютно советских, с энтузиазмом принявших революцию «днепро-донцов». В 1871 году законченное произведение впервые было показано на выставке под названием «Бурлаки на Волге». момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В картине воедино слиты элементы портрета, жанра и пейзажа.
Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренне. Сначала роль «Бурлаков» была ограничена задачей обличить праздных богатых людей. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В изображении царясыноубийцы он увидел тенденцию «известного рода». Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. Интересно, что Репин, тепло изображая революционера, чутьем большого художника, хорошо знающего жизнь, показал не только романтику «хождения в народ», но и разобщенность этого движения с народом. Но ей лестно было назваться в честь того, кому Русь была вассалом и данником.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В картине все взято из жизни, все характерно: событие, люди, пейзаж. В окончательном варианте сами бурлаки – с их психологией, характерами, судьбой – составляют ее тему. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Люди более предоставлены сами себе, самоуглублены индивидуалистичны. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Тридцать три века назад произошла на земле первая война, которая сохранилась в памяти. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Такой контраст придает картине напряженность и драматизм реального события. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Восторг. Васнецовское «После побоища. » — иносказательное воспоминание о жертвах русско-турецкой войны.
Изобразить на картине смеющееся лицо очень трудно. Канин стал центральной фигурой картины. Любопытно, что слухи о ней дошли до России прежде самой картины.
Именно окаянным. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Полотно было. Другой «волжский» мотив — сострадание жертвам войны.
Существенно севернее Днепро-Дона. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Во-первых, я и не говорю о сличении с фотографией я фантазировал о неком чудо-приборе, который передавал бы в виде изображения пейзаж так, как человек не только его видит, но и ощущает, обоняет, слышит и проч., то есть о модели «объективного художника». За его спиной атаман Иван Дмитриевич Серко. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. целях, большевики начали активно добиваться его возвращения назад.
Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня – с матерью. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
«По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Произошло случайное, непреднамеренное убийство.
Полотно «Крестный ход в Курской губернии» появилось на одиннадцатой передвижной выставке в 1883 Картина «Крестный ход в Курской губернии» – одна из высочайших вершин русского демократического искусства. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Ясным летним днем 1868 года Репин совершал загородную прогулку по Неве. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Чугуев – родина великого русского художника И. Е. Репина. Все блюда ставились на придуманный хозяином крутящийся двухъярусный стол и, при необходимости, нужно было просто повернуть верхнюю часть поверхности, пододвинув тем самым к себе нужное блюдо. Репин изобразил царевну Софью в мрачной и тесной келье, где мерцают в глубине оклады икон.
и Что делать. На их фоне вырастает могучая фигура Софьи. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879–1885гг. ), «Арест пропагандиста» (1880–1892гг. ), «Не ждали» (1884–1888гг. ) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Жертвы же (а не убийца. ) причислены к лику святых (Борис и Глеб — первые русские святые).
Получив первый номер в школе, он справился с экзаменом в академию и в 1864г. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Мелкие морщинки и красные прожилки покрывают лицо.
За столом сидит в центре ухмыляющийся писарь. И она открылась ему погожим днем 1868г. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Лицо выполнено очень мягко: прекрасны задумчивые глаза, высок чистый лоб с упавшей на него прядью волос.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Соотношение по Шишкину было бы обратным. Это семейный портрет на фоне пейзажа.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Солдаты Троцкого отнимают у мальчика хлеб.
Оставленное им наследие огромно. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Исторический факт, происшедший в XVI веке, взволновал Репина не случайно. Его фигура красиво задрапирована в голубой хитон. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. и манера и жест руки и глаза, словом – весь тут. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. По песчаной косе медленно, налегая на лямки, движутся бурлаки. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости.
А та якобы крикнула ему, что Дмитрий жив (вскоре Марфа признает Лжедмитрия сыном, а когда лжедмитриевым прахом выстрелят из пушки в сторону Польши, Марфа будет принародно каяться и от «воскресшего» и «вновь убитого» мнимого сына отрекаться). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Ему близки и понятны переживания и чаяния простых людей. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Первое историческое произведение – «Царевна Софья» – потребовало от художника много сил и труда. Мы до сих пор были бы финны и говорили бы еще по-мерянски. Перед нами образ русского богатыря, богатыря духа, светлого и ясного.
Напомню: итогом всего этого триллера стало воцарение Романовых. Его вторым учителем с 1863г. Но в этом-то как раз не нужно усматривать проявления закономерности, дорогой коллега. А во-вторых, — я устал уже это повторять, — мы с вами не расставляем художников по ранжиру «лучше — хуже».
В чугуевский период Репиным были написаны картины Возвращение с войны, В волостном. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «Парижское кафе» на родине было принято более чем прохладно. Здесь экспонируются графические и живописные произведения, посвященные Чугуеву. Фото усадьбы 1895г. «Мои герои живут в ощущении войны» Творческая единица: что.
Шишкин великолепен и Левитан великолепен. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В одной медленной и величественной реке русской судьбы — васнецовский былинник «Баян», «Из века в век» переходящие древние колокола Горюшкина-Сорокопудова, в иконописной «вневременной» манере выполненный «Ленин» Петрова-Водкина и в былинной, эпической традиции написанный «Большевик» Кустодиева, олицетворяющий славное продолжение народной истории. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. Репин Илья Ефимович.
Большое влияние на формирование его художественных взглядов оказал Крамской. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости»., то хотя бы их постановки. Он неоднократно посещает родину (1879, 1880, 1886, 1907, 1914 гг. ), переписывается с друзьями, создает произведения на темы из жизни украинского народа (Вечерницы, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Черноморская вольница, оставшаяся незаконченной картиной Гопак и другие). Перова. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. «Царь Борис и царица Марфа» Ге.
Но Репин тосковал и мечтал вернуться на родину. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Возвращение с войны.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. А более душевное «волжское» — поглупее. Репина подвела «тушевка». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Надо думать, что отвлекла «Царевна Софья», которой художник был повседневно занят. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства» и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее. Днепровская или южнобугская.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Картина была куплена для своей коллекции Александром Третьим, будущим императором. Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике – дьячок.
Стала возможной заграничная командировка. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877г. ). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Первоначально он думал построить картину на контрасте толпы гуляющих и бурлаков, почти потерявших человеческий облик.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако образованные среди них раскапывают курганы изучают степных каменных баб, читают Геродота, Идриси, Лызлова, Миллера, Рыбакова, а на худой конец и Грушевського и интеллектуально «вписывают» себя в унаследованную ими землю. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина, который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку.
Менее плодородные почвы — мельчают сельские поселения. За границу Репин уезжал прославленным мастером. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин, как и многие из числа русской интеллигенции того времени испытал на себе. Ни важности сюжета, ни народной, ни даже национальной темы.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза – только чванливость, тупость, жестокость, боль и нищета. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. По грязной дороге». Впереди первой – Канин, могучий человек со скорбным выражением лица.
Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880–1883гг. ), которая мерно наплывала на зрителя.
Снова стоит поблагодарить за вопрос. Третьяков»109. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Архип Куинджи рассказал о ней как о скандальной ошибке. Меряясь с ними.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Ему было жаль расставаться с Украиной, но очень хотелось быть в центре российской живописи. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Годы в Академии прошли быстро.
Пистолет-то мог бы держать каждый (хотя, впрочем, трудно по тем временам представить с пистолетом в руке уроженку Вятской или Симбирской губернии). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Идейное описание картины дано на стыке большого уважения к. Верещагин написал на раме: «Апофеоз войны» и добавил. Но совместная жизнь опять не задалась.
Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения что «лень» и стремление «сидеть на печке» является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. На границе России (тогда — на западной, теперь —на восточной), в Кибартах, родился тонкий пейзажист Левитан. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Они жили в Пенатах в течение двух недель. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Волжанин Ленин — это стремление сделать свою землю лучше, вывести с мировой периферии из отсталости (о личном пиаре при этом абсолютно не заботясь). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. доме художника после его возвращения из длительной поездки за границу. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано. », «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Христос, узнав об этом, совершил чудо, воскресив ее). В центре второй выделяется мятежный молодой бурлак Ларька. Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876г. ), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877г. ). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуеве, в семье отставного солдата. на Международной выставке в Венеции «удивила всю Европу».
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
О проекте Конкурс Инструкция Архив Пресса о нас Уроки филателии. из них – репродукция картины В. Костецкиого Возвращение Автор этой картины. Вся ватага расчленена на три группы. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Наша задача увидеть разницу не в «количестве дарования», а в отношении к реальности.
Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Подчиненность младшей, «варварской» Москве или совсем уж искусственному Петербургу не дает покоя уроженцам более старшего, более приближенного к цивилизационным очагам, более благородного, как они считают и более благодатного Юго-Запада.
Верно, но людям свойственно ассоциировать себя с родиной. Автор многих знаменитых на весь мир полотен, русский гений Илья Репин в. Возвращение с войны (Репин И. Е. ) «Возвращение с войны» – одна из наиболее заметных картин Ильи Репина. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Она ушла из жизни в 1931 году55.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Есть такая акварель у Васнецова — изображение братоубийцы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
И картину запретили показывать в Москве. Там он частично возвращался к темам прошлого, писал портреты родных и знакомых. В иных местах деревня и вовсе вырождается в хутор. К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни.
Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме». Именно этот момент и изображен на полотне. Во всяком случае, когда одесситка-киевлянка Горенко назвала себя Ахматовой, основываясь на легендарном родстве с ханом, она, я думаю, понимала (образованная же) семантику этого имени для России.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. На фото – его картина Большевики. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Фото прислано автором.
На даче в Ораниенбауме, вскоре по приезде, художник пишет небольшое произведение – «На дерновой скамье». Для первого Русская равнина не представляет самостоятельной ценности. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. был зачислен вольнослушателем. Картина, получившая название «Протодиакон», была написана в 1877 году и стала одним из наиболее значительных и интересных произведений Репина. Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна.
Предыстория: мирликийский вопрос Барградский комитет Возвращение подворья России. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Сквозь усы виден чуть приоткрытый плотоядный рот и сизый нос выдает любовь его обладателя к крепким напиткам. Это выходящий из залы ее супруг, законный император Петр IIIв сопровождении свиты. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей. Он наблюдал все это, сам затерявшись в толпе и слившись с ней.
Связь Репина с Украиной, с Чугуевом не прерывалась до последних дней жизни художника. За 15 лет совместной жизни мир для Репина сузился до размеров одной усадьбы в Куоккале. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В последнее время появилась информация о пакостной картинке «Большевики» изображающей красноармейца, отнимающего хлеб у ребенка.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. представлены в экспозиции музея факсимильными фото. На передвижной выставке 1881 года появился портрет А. Ф. Писемского. Оба они увидели (или оба выдумали — мы сейчас не об этом) страшное дно «детских побасенок».
Мировая война в произведениях Репина, Петрова-Водкина, Нестерова, Грекова. Он испытывал чувство негодования к жандармам и урядникам, палками и нагайками ограждающим представителей привилегированных классов от народа. Скандал, конечно. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Одним из действующих лиц «Крестного хода» стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Среди жителей поселения были и предки Репина. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Даже нагота у женщин Дейнеки другая, чем округлая «русская» нагота купчих Кустодиева или у героини знаменитой «Весны» Пластова. Да и в целом «днепро-донское» искусство, приходится это признать, более умное, рационалистичное.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Да и представляется она мне великолепно. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Картина Ге изображает эпизод, когда Годунов при появлении слухов о «воскрешении» Дмитрия призвал его мать из ссылки, чтобы переспросить, точно ли сын ее убит.
был И. Н. Крамской, а близким другом и советником стал В. В. Стасов. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Сочетание в этом человеке громадной физической силы с умом и затаенной грустью покорило Репина. Нестеров. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
И. Репин. Кстати, уж коли речь зашла о революционерах, различие двух бассейнов очень рельефно предстает в сравнении фигур Троцкого (полтавских корней) и Ленина (волжский Симбирск — Ульяновск). Репин выступил как представитель народных интересов. Посматривая на собравшихся вокруг него запорожцев, он обдумывает каждое слово ответа. Он прекратил преподавание в академии (1894–1907гг. ), с удивлением и обидой осознав, что теперь «оказался плохим педагогом», хотя для многих был великим учителем.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Самое значительное историческое произведение Репина – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Общение с прежними друзьями было только заочным. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Таково же различие между уверенными и поддерживающими нас фольклорными героями «волжанина» Васнецова и пребывающими в каком-то мороке героями сказочных иллюстраций «балтийца» Билибина. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. После событий Зимней войны территории Карельского перешейка, где находились «Пенаты».
Но Репину хотелось «хоть бы что-нибудь для сносного финала сделать». Произведение экспонировалось на передвижной выставке 1885 года. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Этот народ имеет особое право на свое особое искусство. Последние годы жизни художник провел в своем загородном имении «Пенаты» в Куоккале (ныне Репино) на берегу Финского залива. Обучение в Академии дало Репину профессиональные знания.
Это раздражение пронизывало ядовитым сарказмом все его литературное творчество. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Расправа над революционерами навеяла художнику образ царя-убийцы. Его творческий темперамент был огромен.
году. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Существенную грань творчества Репина составляют картины на сюжеты из русской истории. Несмотря на тяготы жизни, несмотря на глубокую печаль, он не сломлен. Он искал свою тему.
Еще какой. С удивительным мастерством и тщательностью прорисована морская вода. «Не ждали» Илья Репин. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Возвращение с войны. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. На нас в упор смотрят умные, но недобрые и хищные маленькие глазки.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Илья Ефимович Репин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя 29. Репину и оканчивающим вместе с ним конкурентам задали тему для диплома из евангелия – «Воскрешение дочери Иаира» (суть ее заключается в том, что у Иаира – друга Христа – умерла дочь.
После Октябрьской революции, живя в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от Советской России границей между СССР и Финляндией. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но вы помните, я думаю, каким изображен Святополк. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Мы, может быть, так и не приняли бы христианства. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
После картины «Заседание Государственного совета» Репиным не было создано ничего столь же значительного. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР).
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Но конкретность мышления и опыт жизненных наблюдений помогли ему. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. И выдвинутый Лениным постулат о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, — идея по духу своему «волжская».
Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Здесь, как и в «Борисе с Марфой», тоже вроде бы обходится без убийства. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900г. ) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Конкретность изображения здесь как будто абсолютная. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу».
Лишь в XVIII в. Петр объехал Малороссию на кривой козе Финского залива (Петербург) и Днепровский бассейн с его донской опушкой на некоторое время перестал быть главным транслятором инноваций на Волгу. Но уже престарелый, слабый и больной художник испытывая давление со стороны противников его отъезда (дочери и ее друзей-белоэмигрантов), не сумел осуществить свое намерение. Не зря один из исследователей воспринял ее как Венеру урбанистического века. «Бурлаками» Репин начал новый этап в развитии русского демократического искусства.
«Не ждали» картина русского художника Ильи Репина (1844 1930), написанная в. 1 История 2 Описание 3 Отзывы и критика 4 Примечания 5 Ссылки. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», – писал он из Италии Стасову в 1893г. и тот поспешил причислить его к ренегатам. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Взметнулись, как крылья птицы, густые брови. В глубине видны бурлаки, замыкающие шествие.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Его последним желанием стало найти своё упокоение в саду родного дома, что и было исполнено в сентябре 1930 года. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Однако же нетрудно поверить, что Репин нечто подобное мог изобразить. В зависимости от земли с куда менее древним цивилизационным стажем.
Описание картины Ильи Репина «Возвращение с войны». «В чём существо Ваших ошибок. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Репин недаром считался одним из лучших портретистов.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.