Как до звезды, далеко было им до чудесных небольших картин прежних лет — «Бурлаки идущие вброд», «Дерновая скамья», «Арест пропагандиста». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Эта картина уже готова почти»5.
В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Механистическая метафора материализовалась перед лицом в виде пружинистой бороды Ильи Ефимовича.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды. Подъемы приходились уже не на картины, а исключительно на портреты. Дача — лето, романтика, настроение. Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком.
Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Евреинов и художник Ю. Анненков. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди и следы ее ясно видны. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский.
Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Кроме этого произведения, в Советский Союз попали, помимо собрания в «Пенатах», еще прекрасный акварельный портрет М. Я. Хлопушиной, принадлежащий В. И. Павлову и портрет жены шоколадного фабриканта Шувалова, писанный в 1920 г. Наряду с хорошо написанной головой, в нем не удались руки, прикрепляющие к груди розу, особенно кисть правой руки. Одна полоса неудач относится еще к 90-м годам, когда, увлекаясь затеянной им «выставкой эскизов», он принялся сочинять для нее бесконечную серию картинок на самые разнообразные темы: исторические, религиозные, бытовые, организовав своеобразное соревнование с полусотней учеников своей мастерской. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Люди здесь жили с незапамятных времен и еще голштинский путешественник Адам Олеарий, записки которого датируются 1636 годом, говорил о Ширяево как о «старинном селе». Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. В манере письма нет ничего от ложно понятого импрессионизма, кладка деликатная и мягкая. Внешне импрессионистская манера определенно проглядывает и в слабой вещи 1922 г. из цикла «Четыре времени года», как назвал Репин серию из четырех портретов бывавших в «Пенатах» девиц: Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни, В. П. Стениной и Е. Э. Деггергорн.
Он полностью оценил их, особенно Эдуарда Манэ, о чем мне и Д. Н. Кардовскому сам признался, когда мы у него были в 1901 г. в его академической мастерской, в которой он показывал нам только что оконченную картину «Иди за мною, Сатано». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Как уже говорилось, писать этюды для «Бурлаков на Волге» Репину сразу же посоветовали в селе Ширяево, расположенном на правом берегу Волги, в устье горной долины северной части Самарской Луки. У меня под руками фотографии еще двух портретов из того же цикла: «Весна» — портрет Бутлеровой, девушка в белой кофточке, на фоне цветущего сада с нотами в руках и «Лето» — портрет Пуни, девушка с букетом цветов в руках. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Но все они были исключениями из подавляющего числа портретных неудач. Размер уставного капитала 150 000 руб. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Изумилась она, когда его узнала. Ныне «Бурлаки на Волге» находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге (рис.
Да вы же спали, батенька. Ныне это обычный жилой дом, причем, по отзывам жильцов, довольно ветхий. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. 1). «Вера меня так обрадовала известием, что вы живы и читаете лекции.
Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Последний портрет изображающий девушку в профиль на фоне осеннего пейзажа, в позе решимости или отчаяния, со скрещенными руками, Репин называл «Осенью» или «Жанной дАрк». Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Нет, уж и я склоняюсь в долину лет преклонных. и кисть его над смертными играет. Эта техническая неряшливость кладки и трепанность мазка бросаются в глаза в большом пейзажном этюде «Пруд в Пенатах», относящемся, если верить по подписи на обороте В. И. и Ю. И. Репиных, к 1918 г. Пейзаж должен изображать уголок пруда в солнечный день, с отражающимися в воде деревьями. Лучшая из известных нам — «Лето». При мне он работал не раз то с Еленой Киселёвой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким.
Ту же манеру мы наблюдаем и в работах последних тринадцати лет в «Пенатах». В этом возрасте уже только инертное творчество. Отдыхаем, глядя на картины русских художников с Натальей Летниковой. Не те силы и не та уже страсть и смелость, чтобы работать с самоотвержением. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков».
Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Лишь слегка изменено перспективноесокращениеудаляющейся набережной. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. 20).
После нее он уже никогда не создавал ничего равноценного. 132). Вечером в стеклянной гостиной горело электричество. Она была закончена только в 1891 году. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
После этого из Ширяево прибежало более десятка мужиков, настроенных весьма воинственно. Но то была последняя вспышка гения. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Дмитрия Павловича. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Особенно внимательно слушала доктора строгая супруга хозяина – Наталья Нордман-Северова: она полагала, что овощная диета спасет Россию от голода и именно сее нелегкой руки в доме не ели мяса. Произведения их так называемой «последней манеры» нас более всего восхищают и изумляют.
7-12). Возвращается в Россию летом 1876 года. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. В сущности и Репин до шестидесяти лет почти не сдавал, если не считать единичных случаев.
Для «Зимы» позировала Стенина. Если и в прежние годы, датируя по памяти, он часто ошибался на год-два, а иной раз и больше, то можно себе представить, сколько неточных датировок получилось теперь, в результате ослабевшей памяти и утомительной процедуры всей этой необходимой операции. Работу над «Бурлаками» Репин начал в том же году, причем, как он сам сообщал в дневнике испробовал несколько разных сюжетов на полотнах разной величины. В канун своего шестидесятилетия он закончил потрясающую серию портретных этюдов для картины «Государственный совет». Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом.
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. С тем же ложно импрессионистским подходом к натуре трактованы картины «Лезгинка» 1926 г. — девушка в выдуманном псевдокавказском костюме, долженствующая символизировать вихревую грузинскую пляску и «Гопак». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А требования все выше, а рефлексов все больше».
И эта радость дала мне идею картины. Как не радоваться. Наигравшись сбрылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля.
Микельанджело, Тициан, Тинторетто, Веласкес, Рубенс, Франс Гальс, Рембрандт, чем ближе к концу, тем больше проявляли мощи в своих созданиях. В итоге для написания картины им был выбран холст размером 1, 3 на 2, 8 метра, на котором и были написаны знаменитые «Бурлаки на Волге». Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц. После возвращения в Россию картина была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем для его коллекции и помещена в бильярдной комнате Владимирского дворца. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Первая находится в собрании одного врача в Хельсинки и очень близко напоминает по системе кладки «Солоху» того же 1926 г., ранее находившуюся в собрании В. И. Павлова вторая, 1927 г., осталась у В. И. Репиной. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью.
В самом деле, почему одни мастера создавали совершенные произведения до гробовой доски, тогда как другие обнаруживали признаки падения творческой потенции еще в цветущем возрасте. Хоть бы что-нибудь для сносного финала удалось сделать. I. Перт». Последние два дня он прожил на кипятке.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Еще одно значительное по размерам произведение доставило Репину много хлопот и неоднократно переписывалось, — групповой портрет выдающихся финских деятелей, попросту именовавшееся им «Финские знаменитости». Исаака Бродского мутило. Вот и теперь: есть (уже написана) встреча с Магдалиной у своей могилы (Иосифа Арим), появление его, по невероятно дерзкому желанию Фомы, на собрании.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Таковы «За здоровье юбиляра» (1893), «После венца» (1894), «Боярин Романов в заточении» (1895). Радость воскресшего хотелось мне изобразить. стр. кн. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Отказаться было нельзя. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. К обоим Репин относился сочувственно.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Обе мне известны только по снимкам. По рисунку вещь слаба (особенно плохо нарисованы руки), живопись хаотична, насколько можно судить по фотографии, так как оригинала как этого, так и остальных трех портретов мне не пришлось видеть. Водяная диета была скорее вынужденной и позволила наскрести на билет третьего класса до дачной Куоккалы, куда он приехал к своему учителю – Илье Репину, чтобы показать последние рисунки.
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел.
Дело это нелегкое, поскольку большая часть произведений, созданных в «Пенатах» в течение этого времени, распылилась по десяткам заграничных музеев и многочисленным частным собраниям. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. Также Весна, ООО работает еще по 16 направлениям. На камне слева от фигуры Христа подпись и дата: «1922. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н.
Оказалось, что давешние бабы сказали им, что под горой сидит колдун, которые переносит облик детей на бумагу, чтобы потом забрать их с собой в темное царство. На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. Репин рисовал что-то из головы. Нет руки, которая взяла бы меня за шиворот и отвела от этих посягательств»4.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Испугавшаяся стража соскочила в овраг.
Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Но как это трудно. То была поистине его лебединая песнь.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Голова Магдалины писана с Веры, но черты лица значительно утончены и облагорожены. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья».
До сих пор, несмотря на все усилия, не удается. Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. «Бурлаки на Волге» – это, без сомнения, одно из самых запоминающихся произведений искусства XIX столетия, в котором очень доходчиво показан тяжелый повседневный труд простых жителей прибрежного волжского села. Были и крупные неудачи — картины «Иди за мною, Сатано» (1901), «Какой простор» (1903). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Однако умеющих читать среди них не оказалось.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Таковы портреты И. И. Ясинского, Л. Б. Яворской (оба 1910), этюд для портрета В. В. фон Битнера (1912), портреты Короленко (1912), Бехтерева (1913), С. М. Городецкого с женой (1914), П. В. Самойлова (1915)и ряд эскизов и картин из последних, особенно «Поединок» (1913).