Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будет мольберт и кисти. Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал. Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова». Посетителем Третьяковской галереи в Москве, который повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», оказался 37-летний приезжий из Воронежа Игорь Подпорин.
Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будут мольберт и кисти.
Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Художник Илья Репин не признавал совершенными свои картины и запросто приходил в Третьяковскую галерею их поправлять после того, как они были куплены и выставлены.
Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали.
Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Перов, В. Д. Третьякова.
Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. «Портрета В. М.
Сам Репин говорил о том, что его полотно наводит ужас и необъяснимо влияет на психику. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Соколова, «Разносчик» В. И.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Некрасова сатирика М. Е.
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Это портреты А. Н.
И да, в мастерской был снег. -Ну а чо – по привычке ответил Репин. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Даргомыжского11.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Браз. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. С самого начала он стремился к широкому представительству в создаваемой галерее как портретируемых, так и портретистов.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Искусство XX века разделили на два корпуса в здании Галереи, расположенном на Крымском Валу, там создана экспозицию искусства XX века, от авангарда до новейших течений. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица».
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Крамского «Неутешное горе», Н. А.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Каминский. Репину, К. Ф.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Интересный эффект создается контрастным сопоставлением ярко-белого воротника и манжет, теплого серого тона платья и черных пуговиц и канта. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Строгих правил или канона не существовало. Лишь в 1873 году И. Н. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Возглавляемые Н. Г. Д. И. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Но портрету Серова свойственна своя значительность.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Удар не смог вынести один из хранителей галереи и покончил с собой. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И.
Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Сходство черт лица и выражение поразительны. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Крамской, В. М.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С. И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Только вот Нордман скончалась потом. Но это – совсем другая история. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам.
То есть прислуга у них была, но дама широких взглядов была против прислуги. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Утром проснулся, лопуха нарвал, вот тебе и обед. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н.
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно.
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Во имя великих целей. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Левитана, А. М. Но весь его строй отмечен той же поэтичностью, которая свойственна портрету Боткиной и Неизвестной.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Только Тенишеву. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Зимой.
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Чайковский, А. Г. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Комитет был создан для просвещения и помощи южным славянам, подвластным турецкому господству.
Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Третьяков»109. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М.
Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Она ушла из жизни в 1931 году55. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Глинки (1869), И. А. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Якоби, «Последняя весна» М. П. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Погодин, наряду с ним Ф. И.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Америка—Франция—Россия. Серов еще не писал в это время портретов. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Серова исполненного И. П. Анненковым. Портрет не был исполнен. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Погодин, а после его смерти – И. С. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Горавскому, В. Г.
Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сихры и С. Н. Тогда это делал сам Репин, после того как 29-летний иконописец старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость.
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Однако ни лица, ни руки – самое сложное в живописи Репина – сейчас не были повреждены. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г.
Клодта. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Крамской работал над портретом Л. Н. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Келеру-Вилианди, А. Г. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Добежать сюда – пять секунд. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В них доминирует артистическое начало.
Выражение лица Дузе очень сложно. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин чрезвычайно сожалел о том, что не все могут считать эти глубинные смыслы. Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Кисть Третьякова изображена с присущей Репину натуралистичностью.
Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Он требовал большего. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. В Галерее работает детская студия.
Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Стекло для картины отливалось индивидуально, ведь проблема остекления произведений искусства – далеко не такая простая история. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра».
Мастеру приходилось прекращать работу над картиной – он отворачивался, прятал холст. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Крамскому (последние два – отказались). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства.
Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа. В семье все любили друг друга. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера.
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. Вблизи и в шубе. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Толстого (1874), П. А. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Рубинштейн, И. Е. ». Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Саврасова, «Больной музыкант» М. П. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Келером-Вилианди в 1870 году. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. С тех пор началась дружба семьями. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Даргомыжского (1869), Ф. И. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Общение с прежними друзьями было только заочным. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Жил себе и жил, рисовал потихоньку, влюбился, женился и вообще "всё как у людей". Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Ее игра, отличавшаяся глубокой органичностью, силой переживания, благородной простотой творческой манеры, не могла не увлечь русскую публику. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции.
Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Писемского (1869), М. П. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Достоевского (1872), А. Н. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Его иконографическая ценность очевидна.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Обычно они очень точно датированы: рядом с подписью проставлены не только год, но число и месяц. Размер портрета обычно приближен к натуре. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
-Я снежинки разглядывать люблю. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Серова (1870), А. С.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Салтыкова-Щедрина. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Майкова (1871), А. Ф. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Думаю, что нет. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В мороз.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Подобные надписи подчеркивают ощущение жизненной достоверности, почти документальной точности, присущей рисункам.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Несмотря на легкость импровизационную эскизность рисунка, в нем наличествует целостность, композиционная завершенность.
П. М. Не, ну а чего, экономия. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Ибо заказав портрет Ефимычу, оный встретил его с открыми окнами, дверьми и иже с ним. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым.
Репин рисовал постоянно, при всех обстоятельствах- во время дружеских встреч, концертов, лекций, в вагоне поезда или конки, на борту парохода. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Чехова». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Л. Н. Толстого». Хорошо всё закончилось, короче. Жил-был такой художник известный – Репин.
Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Залы сообщались с жилыми помещениями.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М.
Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Серьезно, есть ли среди финнов более известный художник. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
И живопись этого этюда находили непонятной. Аксаков.
Весь образ Третьякова выражает характерные для него аскетизм и мудрость. А произошло это так.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. В галерее появляются картины В. Д. Тургенев, П. И.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Гончарова (1869), А. Н. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в сообщении пресс-службы галереи. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений.
Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Вся обстановка, уклад жизни в усадьбе Мамонтовых способствовали появлению цикла карандашных портретов. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Большинство этих произведений принадлежит теперь Музею-усадьбе Абрамцево, но несколько весьма характерных работ находятся и в Третьяковской галерее. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. Перову, И. Е. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Когда И. Н.
Не случайно существование живописного варианта работы. Максимова и другие. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Даля (1871), Ф. М. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. На картине «Портрет Третьякова» Репин изобразил Павла Михайловича Третьякова, русского коллекционера и основателя знаменитой галереи, сидящим на стуле. Когда открывалась дверь и в мастерскую художника входил человек с узким бледным лицом и темной бородой, хозяин встречал его приветливо, а сам замирал от счастья.
Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие.
Константин Коровин». Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Тут и пришел на помощь Савицкий. Поленова, И. И. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Подоспевшая охрана предотвратила дальнейшие действия вандала.
Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Гуну, И. Н. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Он создан без вдохновения, без той особой красоты, рождаемой смелыми, легкими, свободными ударами кисти, без изумляющей лепки формы и блеска колорита.
Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Не всё же ебанутых шведок слушать из этих ваших Европ. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Суть его – мерцание света, прихотливая игра серебристо-белого и черного, подвижная зыбкость формы.
Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Поедая сено. Ах да, Нордман-Северова и прислугу эту травушку есть заставляла. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Было от чего зайтись дыханию.
На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».
Потом встречи заменила переписка. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Об этом достаточно сказано в литературе. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1891 году актриса была на вершине славы. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. -Так нехер мою душу терзать – отвечал Репин и кидался кисточками. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю.
Вскоре, встретившись с Третьяковым, Репин не удержался и показал ему эскиз будущей картины. Вещь важнейшая и крайне хрупкая. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Васнецова, И. С.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Нет. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Верещагину, И. П. Заказы портретов становятся единичными. – ну Ефимыч вообще был в связях с дамами не очень разборчив. Придёт к нему Тенишева: – Рисуй меня полностью, Ефимыч. А он на эту адмиральшу, подругу Тенишевой смотрит и так гаденько:- Стихи пишете. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Алябьева или А. Л. Репин дважды подавал прошения об отставке. Это было еще в 1880 году. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Важным результатом эволюции всего русского рисунка второй половины XIX столетия в целом следует считать обретение им высокой эстетической значимости и полной самостоятельности. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Остроухова. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.
Это произошло не сразу. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе.
Смотритель – за ним. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. А. В. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. У него было 6 детей.
Близкое расположение от столицы Российской Империи, прибрежная курортная зона и можно сказать – море под боком, позволяли жить в тишине и творить на радость потомкам, при этом не быть оторванным от всей светской жизни. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Глинки12. Глубоко личная заинтересованность, восхищение огромным талантом своего ученика, понимание сложности его художнической судьбы придают произведению особое проникновенное звучание. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Называла себя свободной финкой. "9 вал" Айвазовского отдыхает.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Впрочем, так ли. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). «Картине нанесены серьезные повреждения. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих.
Тютчева (1873), А. К. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. М. Бунакову.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера.
Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Репин, И. Н.
Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Дружеские отношения с Мамонтовым, членами художественно-артистического кружка, группировавшегося вокруг этой незаурядной личности, наложили существенный отпечаток на творческое развитие Репина. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Тут же у него перенимали опыт будущие классики Кустодиев, Бродский, Куликов, Малявин. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Крамскому удалось его уговорить. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. «Портрет А. П. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. И рыбу. Но не это главное.
Больше ста лет назад на этой же картине уже воссоздавали лица фактически заново. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Островского (1871), В. И.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Ге и другие. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Но смысловой центр рисунка – лицо.
Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Только вот с женой не сложилось.
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. – Любое перемещение полотна может повлечь за собой серьезные последствия. 1898).
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Были годы чрезвычайно «урожайные». В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. Точнее дамы широких взглядов и широкой талией под именем Натальей (но это не точно) Нордман. Ну, вообще она следила за модными тенденциями тех времен. Фон – стены любимой им галереи картин.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Тонкие касания карандаша, нанесенные поверх растушки, усиливают разнообразие фактуры рисунка, в котором торжествует не линейное, а живописное начало.
- Событие пугающее, – утверждает директор. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
И вообще, покосите газон. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Иных тогда трудно иметь было.
И его ведущая тема -личность артиста. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Худякова. Погодина (1872) и других.
Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Васнецов, В. Г. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Уж особенно в монастыре. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.