Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Иллюстрации Репина к произведениям Толстого. Рисунки к трактату Толстого Репин делал с натуры, поэтому так ярко и сочно отобразил он в них жизнь московской бедноты. Репин иллюстрировал также многие произведения Толстого, созданные в 80-е годы.
Знакомство И. Е. Репина с Л. Н. Толстым. Споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. Толстой выписан Репиным словесно вовсе не хуже умелой руки талантливого живописца и мастера портрета. В 1894 г. отец, после посещения Третьяковской галереи, говорил, что он долго не мог отойти от Ареста Репина, что ему очень понравилась картина На исповеди, но он отрицательно отнесся к Ивану Грозному и Не ждали (письмо С. А. Толстой к дочери Татьяне).
«как известно на выставке с. -петербургского общества художников фигурирует картина Бунина изображающая Льва Николаевича Толстого и Репина в одних рубашках, ловящими рыбу. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Толстой, только недавно лично познакомившийся со Стасовым, заинтересовался его статьей, похвалил ее в письме к Стасову и написал о Репине: «.
В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстогос Репиным. Картина Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – это не просто образ писателя, запечатленный в один из жизненных эпизодов. Московская жизнь ознаменовалась для Репина знакомством с Львом Николаевичем Толстым. Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось.
В 1887 году Репин сделал еще один рисунок – Толстой, сидящий с книгой в так называемом «дедовском кресле». Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Однако споры Репина с Толстым не помешали им глубоко любить друг друга. К ним относится и картина И. Е. Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне».
Следующая глава воспоминаний Репина относится к лету 1891 года, когда художник уже во второй раз гостил у Толстого в Ясной Поляне и увидел его совсем иным — опростившимся. Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
С. а. толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.
Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. О ней много говорили, хвалили и порицали ее.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Игумнова, П. И. Из-под густых, грозно нависших бровей строго и покаянно блестели глаза.
В другом селе, пока мы доехали, нахлебники только что вставали из-за стола. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Какое блаженство. Помешал казнить, ну, что же, ну, помешал. Второй общеизвестный превосходный портрет продан в Третьяковскую галерею. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Мужик, баба и подросток-девочка. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Природа богатейшая. Бирюков, Н. Л. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. На месте трудно удержаться во время тряски. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Весь день поглощена она этим. Третьяков»109.
Мы заезжали в два места. Наконец переглянулись с недоумевающей улыбкой и пошли своей дорогой. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Здесь кормилось много детей. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. И мне вдруг стало так весело от всех этих неудобств, что я почувствовал себя очень молодым и храбрым. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.
Выше я упомянул об отношении Л. Н. к картинам Иван Грозный и Не ждали. С И. Е. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. «Я все еще под влиянием Вашего посещения, – пишет он ему 14 октября 1880 г. – Много работы задали Вы голове моей. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
Вся издательская работа трудов мужа, корректуры типографии, денежные расчеты — все в ее исключительном ведении. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Но мы, старые люди, лучше владеем собой. Много материала дают письма, дневники, записи разных лиц, знавших Толстого и Репина.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Все кажется неотразимо, как сама истина. Е. Репин и Л. Н. Толстой», I. М. – Л., «Искусство», 1949, с. 9). Лев Николаевич принял отчет от распорядительниц-хозяек и мы поехали дальше.
Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Это был Лев Толстой. Америка—Франция—Россия. Как некий чародей, он двигался решительно и красиво. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Невозможно было удержаться, чтобы не расхохотаться, глядя на него. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Что бы горожанин теперь делал в калошах. Вот я и у лошади.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.
Страшно трудно. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Голос его звучал необыкновенно глубоко и трогательно. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
«Не молчать перед правдой царицею». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Северный ветер поднимал кругом нас белое облако снежной пыли. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Толстой несколько раз позировал в саду. Нет. Они были бы полны снегу. Он погружён в работу и ничего не замечает. Недаром про них Гоголь писал, все это правда.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого — Евангелие. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. А потом. Разгорелся и я от этих упражнений, весело стало. Это продолжается менее минуты и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния и становлюсь там опять в ожидании группы. В самом деле и мне рисовалась глубоко нравственная повесть из крестьянской жизни.
вечера, он неустанно проходил взад и вперед по участку вдовы, направляя соху за лошадью и таща другую, привязанную к его ременному поясу лошадь с бороной: он запахивал, «разделывал» поле. И так дотемна, когда зажглись лампы, слушали его с самозабвением. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Я попросил его наконец дать мне соху попробовать попахать.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически и духовно. Сказано. Их надо осветить, пробудить от прозябания. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Энергичное лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
Остен-Сакен, А. А. Вот Илья Ефимович и у лошади. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Лев Николаевич подходит к лошади, как опытный кавалерист, с головы, берет, правильно подобрав, повода в левую руку и, выровняв их у гривы на холке и захватив вместе с поводами пучок холки, берет правой рукой левое стремя. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин и Н. Н. Оттого так неудержимо хочется следовать Вам. » (там же, с. 15).
Вот тяжесть. Нет. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. В комнате сумрак. – Главное же то, что во имя этих пустяков я как будто огорчил Репина, которого я так же высоко ценю, как и Вы и сердечно люблю.
Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Мягко ей стало. Толстой стремится заполнить свою жизнь трудом кроме создания романов, он учит детей в основанной им школе, пашет землю, помогая беднейшим крестьянам, учится шить сапоги, сажает деревья, косит траву и т. п. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Работ очень много. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого.
Правда, я сижу на этой телеге, но я вроде певца, который бы пел и этим утешал везущих. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Первые беседы с Толстым Репин воспринимает как большое событие в своей творческой жизни. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Большое сложное хозяйство целого имения почти все на ее руках. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. кто может, пусть следует благородному Прометею. И эти прогулки стали почти ежедневными: По бесконечным бульварам. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Третьяков, узнав о создании портрета, но еще не видев его, в письме к Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рост и непременно на фоне пейзажа — только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю. В воспоминаниях жены Толстого Софьи Андреевны есть записи о том, как работал Репин в Ясной Поляне: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Чертовский народ. И. Н. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. Молились, благодарили и уходили не торопясь. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Передо мной стоял странный человек, полный стремления и энтузиазма, убежденный проповедник. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого.
Или устраивается музыка: молодой скрипач из московск. Общение с прежними друзьями было только заочным. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Вся картина без фокуса и все фигуры ползут врозь. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Крамского, И. Е. Северный ветер поднимал кругом них белое облако снежной пыли. Надо сказать несколько слов и о графине.
Ге. Репин именно молодец. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Надо было только выбить овчину тулупа.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1884 г. он приезжал на Передвижную выставку, на которой была выставлена его картина Не ждали. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Однако его оценка относилась не столько к художественности картин, сколько к их сюжетам. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Художнику Л. О. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Тут что-то бодрое, сильное и попавшее в цель. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Мы спускались вниз к ручью. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Он написал тогда два портрета — один за письменным столом, другой — в кресле. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Мы взяли его за края и долго старались вытряхнуть забившийся в овчину снег. Детей она обшивает сама и Льву Николаевичу сама шьет его незатейливое платье сапоги себе он шьет сам. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
Я был свидетелем его неутомимой, трудной работы в поле. История создания такова. На что он, улыбаясь, сказал: Я не талантлив, я трудолюбив. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. А вот Илье Ефимовичу Репину повезло больше всех его собратьев по искусству.
«Сознание несомненно принесенной пользы, сладкое утомление, превосходный аппетит и крепкий сон — вот награда полевому работнику». И здесь больше подростки-дети. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Или пение — аккомпанирует чаще всего сам Лев Н-ч, с большим тактом, помогая певице.
Потом Лев Николаевич показал мне два провала в огромном дубовом лесу. И мы в санях сидели уже по грудь в снегу. Репин сам очень красочно рассказал о этой встрече. Первый портрет ему самому не понравился.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Оболенский и др. И странное дело: я никогда в жизни не видел яснее выраженной иронии на крестьянском простом лице, как у этих проходящих. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно Мягко ей стало. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Наконец я попросил позволения попробовать попахать.
Салтанова, И. Я. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Очертание всего рта было классически прекрасно. У М. В. Пророческим тоном звучал его низкий, грудной голос. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
о страшном равнодушии людей ко всем ужасам жизни. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Толстого, Д. Н. К 6-ти час. Возможно, единственная хвала, произнесенная им на столь высокой ноте в адрес современника.
Ничто земное никогда не было ему чуждо. Отец любовался талантом Репина, его техникой, его широкими смелыми мазками и высоко ценил некоторые его картины. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Они были бы полны снегу.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Ни у кого не хватит духу подойти к нему спроста, отнестись с насмешкой. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. «Не молчать перед правдой царицею». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Цвета полотна очень сдержанны. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа).
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Главный акцент сделан на лице и руках писателя.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он говорил, что в нем нет воздуха и перспектива неверна. Ге, Л. О. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Это часто бывает.
–. Но вот группа, должно быть, дальние. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Очертание всего рта было классически прекрасно. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. –. На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». Лев Николаевич необыкновенно искренно и горячо увлекается всяким занятием. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А сколько жизни, сколько страсти в этом отшельнике.
Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Именно в этом состоит новаторство художника – во внешней простоте изображения гениальной личности. Отец под первым впечатлением написал Репину известное письмо, начинающееся словами: молодец. Какое блаженство. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. старшего сына, кончая двухлетним младенцем. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Подымать. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. ну и народец же.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В санях сидели уже по грудь в снегу. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Кроме того – у них 23 внука. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого. Как свободно и утонченно говорит он на иностранных языках. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. и С. А. Ласково, но внушительно раздавался часто вибрирующий от слез голос проповедника. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Объёмно-пространственная моделировка формы и плавное движение кисти рук подчёркивают атмосферу величавой значительности, когда писатель находится в минуту тревожной задумчивости от прочитанной книги, которую он держит в руках. «Меня удивляет, говорил он, как это люди лишают себя самого блаженного состояния, самых счастливых часов жизни — часов полевого труда». Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
В следующем 1885 г. Репин опять приезжал в Москву вместе с Передвижной выставкой. Я едва поспевал за ним, ветки мешали видеть, лошадь увязала в сырой почве под травой оврага надо было отстранять ветки от глаз и отваливаться назад при крутом спуске вниз. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Известно около семидесяти репинских произведений, на которых изображен Лев Николаевич. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Очень много зарисовок ко всем картинам. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Чертков, А. К.
Репин дважды подавал прошения об отставке. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Мочи не было. Черткова, М. А. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить.
При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Казалось, мы накануне страшного суда. Картина строга и проста.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В этот приезд мой я сопутствовал два раза Льву Николаевичу в его прогулках верхом. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Первая встреча произошла 7 октября 1880 года. Л. Н. Толстого».
По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Башилова, С. Н.
Толстого. От 1 часу дня до самых сумерек, 8 1/2 час. Нельзя же его надевать со снегом. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
По ночам же – до 3-х час. Очень известна работа Н. Н. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Позже он повторил и расширил свои воспоминания в «Далеком близком».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. «Как Вы умеете во всем видеть суть дела. Репин страстно любил свое искусство. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. М. Бунакову. Побилась, побилась, бедная и улеглась спокойно.
Здесь предельная степень реалистической правды. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Моисей (не думайте, что я сравниваю себя с ним) говорил, что всякие пороки гнездятся в нем, но он сильнее их.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. В 70-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, — черты, образующие программу портрета. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Выражение победы духа над страстями». Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Это барельефы и силуэты Ф. П. Отец не был человеком не от мира сего. Двери в другие комнаты также были заполнены слушателями обоего пола. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Скоро он был уже близ лошади.
Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. «Я познакомился с Львом Николаевичем в Москве в тот знаменательный период его жизни, когда он переживал огромный внутренний перелом».
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Стаховичей. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Сухотиной-Толстой.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Пастернака, М. С. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Первые статьи «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин поместил в 1908 году в газетах и журналах, в год исполнявшегося 80-летия великого писателя.
И мне казалось, что у Льва Николаевича это были одни из самых желанных часов его жизни. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
И, действительно, он работал до упаду. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Да, бедность, нищета — это великие учителя жизни.
Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Взрослые как будто стыдились. Репина, Н. Н. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Как предупредителен, великодушен и прост в обхождении со всеми.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Выражение победы духа над страстями». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Носком правой ноги ловко толкает правое стремя вперед, быстро вкладывает носок сапога в стремя и кавалерист готов – красивой, правильной французской посадки.
М. В. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Никто не рисовал Толстого столь много, как он. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Гинцбурга, П. П. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Зато именно Толстому принадлежит высшая оценка репинского Ивана Грозного. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Но Гинцбург говорил потом, что даже он боялся с эстрады взглянуть на Льва Николаевича.
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Выдающийся подбородок. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Хочется так же, как молодым. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вот Вы так не только проездом, а даже нарочно съездили туда и написали портрет, значит, мы сошлись в надобности и желании сделать портрет и самое дело уже сделано. Грозные нависшие брови, пронзительные глаза – это несомненный властелин.
И все больше простые, серьезные люди и взгляды, полные веры. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Он был чем-то потрясен и опечален. Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать».
Энергическое лицо его раскраснелось, широкая борода искрилась блестками седины и мороза. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Но Крамскому удалось убедить писателя. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Слава богу и сани и сбруя – все в целости, только запрячь.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
вится, будет работать и пойдет понемногу. Я считаю, что эта картина основана на ложной концепции. Не всегда однозначно. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Еще никогда в жизни не встречал я более заразительно смеющегося человека. Таковы его картины Святой Николай, Иди за мной, сатано (Искушение), Запорожцы, Какой простор и др. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Первое, что мы должны сделать, это — слезть с этой телеги.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – величайший русский писатель. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. И ведь это особенное нравственное состояние человека простого. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Выдающийся подбородок. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Скоро он был уже близ лошади. Какой художественный и новый мотив. И больше ничего.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли».
А 1906 году он нарисовал портрет углем. Она ушла из жизни в 1931 году55. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Мы сели и он заговорил. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. «Вот оно, в поте лица», – подумал я, утираясь. У него самая большая серия портретов писателя. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Репин на это сказал, улыбаясь своей хитрой улыбкой: Я с вами согласен, Лев Николаевич. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Я чувствую в себе возможность всяческих пороков. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Толстой пришел в мастерскую Репина, чтобы посмотреть «Запорожцев», над которыми работал художник. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Черткова, Ю. И. Он сообщил мне необходимые правила и я пошел. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Точно из металла все было выковано тонко на голубой эмали осеннего густого, синего неба. Остановились и долго-долго стояли. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Вот где Илья Ефимович сказал «спасибо» своим валенкам. Вот где я сказал «спасибо» своим валенкам. Зал все наполнялся, образовались возвышения вроде амфитеатра к стенам и углам. ». Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
Что бы я теперь делал в калошах. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Свое отношение к Крестному ходу он выразил в следующих словах, которые я выписываю из его статьи о Мопассане (1894 г. ): Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину изображавшую религиозную процессию. А как Толстой оценивал творчество Репина. Скажу несколько слов о взаимных отношениях отца и Репина. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.
.