Картина Ильи Репина Сходка (При свете лампы) : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Среди завсегдатаев «странного» дома ходили шутки по поводу оригинальных блюд, создаваемых по воле Натальи Борисовны. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Между ними даже произошла своеобразная дуэль: они одновременно рисовали друг друга. Галерея картин и рисунков художника – Сходка (При свете лампы). Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В доме повсюду висели плакаты: «Не ждите прислугу, её нет» или «Всё делайте сами» и прочие.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Подробность шекспировского комизма «Иван Грозный» – явление в русской живописи необычайное». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Сусальные «Преподобные Антоний, Макарий и Феодосий» — кисти Репина.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В том же году Илья Ефимович ушел от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Валентин Серов даже позволил себе резко охарактеризовать своё отношение к ней: «Нет во мне к ней ни симпатии, ни уважения». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
» Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Для тех, кто приходил в «Пенаты», было важно, что художник ценил и в других проявления творческого духа. Оратор – сильная и решительная личность. Еще и в 1930 году Репин пытался переделывать Пушкина. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда был открыт музей.
Облик Веры Алексеевны был полон изящества. Делами музея ведала Академия художеств СССР, которой Репин и завещал усадьбу. Повелеваю вам, чтоб есте добровольно поддались нам со всеми людьми». Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
По сравнению с первым эскизом в большую картину Репин внес некоторые изменения. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Илья Репин. Тут же Репин написал бивачный костер и фигуры перепрыгивающих через огонь. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35 000 рублей. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Один из прудов был засыпан. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Вегетарианцем стал и сам Репин. За эту картину он получил от Академии большую золотую медаль и право на. В 1880 году Репин был весь поглощен работой над «Запорожцами». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. 25 ноября 1893 года И. Е. Так, А. И. Куприн в 1920 году вспоминал события пятнадцатилетней давности, когда ему довелось наблюдать работу Репина над портретом М. Ф. Андреевой: «Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне) Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Это и создает впечатление строгой замкнутости тайного собрания. Подробность шекспировского комизма.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Правительственный заказ на эту огромную картину Репин принял в апреле 1901 года с условием, что каждый из сановников будет позировать ему персонально (в настоящее время известно 48 портретных этюдов к картине). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
На многих её снимках художник был запечатлён в разных видах. Посвящалась картина памяти любимого композитора Репина — Модеста Мусоргского. Созвать сходку. Он был не в восторге от современного искусства. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Надо принять трудное решение.
Жизнь и творчество, описание картин художника Ильи Репина. Стала болеть и слабеть правая рука. Alan Wake Третья межгалактическая сходка Обзор игры Final. — писал Стасов брату. Он кончил говорить. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
И эскиз и картина были написаны. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Этюд для картины. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Репин зарисовывал гостей. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В основном композиция и главные персонажи — Серко, писарь, «Тарас Бульба», казак с протянутой рукой, сидящий слева запорожец в рубахе и некоторые другие — остаются те же, что и в карандашном наброске. Под венец молодые пошли 11 февраля 1872 года и с браком прервалась учебы девушки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
Сходка. Вот лохмотья. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
От картин исходил дух покоя и мира, домашнего уюта, семейного счастья. Гостей бывало много, чувствовали они себя свободно и высказывались обо всем открыто.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1940 году в доме Репина Академией художеств был открыт мемориальный музей. «Гопак» стал третьей картиной изображающей так полюбившихся художнику «лыцарей духа», как они сами себя называли. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует рождению художественного образа, — были той «синей птицей», которую стремился настигнуть художник. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вера умела быть благодарной слушательницей, она вдумчиво относилась к рассуждениям художника об искусстве, о его любимом деле – живописи. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Быть может именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Врачи не могли ничего сделать и она стояла уже на пороге смерти. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, абсолютно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой». Это были начатые уже художником картины «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Не ждали» и «Отказ от исповеди перед смертной казнью». Репин ее соскабливал и писал тут же другой вариант. Скандальные ситуации, размолвки стали в семье художника частыми. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Здесь, уже на русской земле, он написал замечательную картину «На дерновой скамье», представлявшую собой групповой портрет в пейзаже. Участок пришлось осушать, для этого в будущем парке было вырыто пять прудов. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Но он мечтает о большем. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. ». Картина «РЖД не хватает финансирования на ремонт. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Тогда же он написал портреты Л. Андреева, жены Горького М. Андреевой, В. В. Стасова.
Интересно, конечно, что список наиболее знаменитых художников того времени вовсе не свидетельствует о «зверином антисемитизме» в России. Первыми гостями в «Пенатах» были В. В. Стасов и члены его семьи 24 июля старого стиля 1904 года, в день рождения Репина. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. 1883 сходка. За эти годы она истратила все свои деньги на врачей, но не получила от них никакой пользы.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
Портрет Веры Ильиничны Репиной. Домашних своего постепенно разраставшегося семейства художник зарисовывал. Истинное наслаждение испытает И. Е.
В такие моменты он посылал ей письма. «Арест пропагандиста» (1880 1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди», 1879 1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. «Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
ли она с Алексеем. Он написал картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира».
1835 год». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. 1883 г. Энгельгарда А. Н. Общественная деятельность Натальи Нордман была суматошной. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Грабарь широко использует эту переписку.
Нельзя не написать о портретном творчестве Ильи Репина. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Вот она вещь в уровень таланту. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской.
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, — это-то есть. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Это представитель того духовенства, «в котором ни на одну иоту не полагается ничего духовного» – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » И навстречу ему поднято гордое, умное лицо бесстрашного человека, находящего высшую поддержку в силе освободительных идей даже перед лицом самой смерти. Некоторое время Репин увлекался новым своим положением — занимался пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Думаешь, умрешь и все останется недомалеванным».
Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица он отвергал последнюю исповедь. Какая трудная вещь — кончить картину. Горячности его натуры соответствует красный цвет рубахи и цвет огненно-рыжих волос. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. «Не ждали» картина русского художника Ильи Репина (1844 1930), написанная в. 1 История 2 Описание 3 Отзывы и критика 4 Примечания 5 Ссылки. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Каждый уголок парка был как-нибудь назван, но названия быстро менялись.
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он всегда охотно писал портреты артистов, художников, музыкантов и писателей. При переезде в Петербург семейство Репиных зажило «открытым» домом, как и девическую пору Веры Алексеевны.
Финляндия впервые стала независимым государством. Опекаемая чужой семьёй, умерла Наталья Борисовна в июне 1914 года. Горького он изобразил читающим только что написанную драму «Дети солнца», а рядом с ним слушающих В. Стасова и Н. Гарина-Михайловского. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Творческий путь, биография и картины знаменитого русского. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Первый факт.
Постоянное требование денег с их стороны стало нормой отношения к отцу. Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В 1910 году по заказу лицейского общества Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».
В мае 1873 года Репин вместе с семьей отправляется в Италию, где по инициативе Мстислава Прахова зародилась идея создания абрамцевского кружка. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. На эскизе изображена отнюдь не обычная вечеринка, а сходка людей.
В этот же период Илья Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем». Репин Илья Ефимович Сходка (При свете лампы) 1883 Из. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Репину нравилось, что Маяковский много рисовал. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели.
Изображены были запорожцы, пляшущие гопак. Репин до конца своих лет нес груз обязанностей по содержанию не только взрослых детей, но и об их домочадцах, забота о внуках также была возложена на его плечи. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывал в своих воспоминаниях.
В 1901 году Илья Ефимович приступил к работе над грандиозным (4, 628, 53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Поздней осенью она родила первенца – дочь, названной в ее честь Верой, через два года, тоже осенью, в Париже родилась Надя, позже в молодой семье появились Юрий и Татьяна. По желанию хозяйки здесь была устроена мастерская, выходившая в парк. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Юность. В столетнюю годовщину рождения Гоголя Репин написал трагическое полотно, на котором изобразил писателя сжигающим рукопись второго тома «Мертвых душ» («Самосожжение Гоголя» в 1909 году). «Отказ от исповеди перед казнью», в темную, холодную камеру пришел поп. В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом. Здесь Репина застали трагические события 1905 года. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. И снова дикий местный камень становился и фундаментом и ступеньками. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. «Пенаты» в начале века были счастливым местом общения самых разных людей. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Нет. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Наталья Нордман была адмиральской дочерью, она происходила из обрусевшего шведского рода. Но вскоре в его письмах друзьям появились упоминания о «давно задуманных картинах из самой животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий». Пятый факт. В 1887 году он разошелся с женой.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. художник Фирс Журавлев картины – 01. Е. Репин был учителем Грабаря, который слышал из его уст немало рассказов биографического характера, приведенных им в монографии.
Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. На выставках в Чикаго, Будапеште, Мюнхене, Стокгольме «Запорожцы» пользовались неизменным успехом.
Эта встреча положила начало знаменитым репинским «средам», которыми прославились «Пенаты». Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. За несколько недель напряженного труда Репин значительно подвинул вперед картину. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Он закончил «Крестный ход в дубовом лесу», написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей, несколько картин на евангельские сюжеты. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. 1883, Илья Ефимович Репин. Наталья Нордман была своеобразной женщиной. Сходка.
Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Тогда Репин решил поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Русский художник Илья Ефимович Репин Сходка. Чертовский народ. В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман-Северовой.
Mafia 3: расположение картин Варгаса Mafia 3: расположение всех. Помимо работы над новыми произведениями Репин часто возвращался к старым сюжетам. Но сейчас оно всколыхнуло самые дорогие воспоминания о родной земле. Он как будто не хотел расставаться с «возлюбленным поэтом». Литературные способности молодой жены поощрялись живописцем.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Колористический строй портретов, в сопоставлениях «официальных» цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщал изображаемому парадную торжественность.
Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Однако Репин не оставил и первоначального своего замысла. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
После нескольких экспедиций на Украину в Москве Репин начал работу на большом холсте. Это не покажется странным, если знать, что картина писалась с 1904-го по 1908-й годы. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Через протоки прудов и канавы перекинуты деревянные мостики с перилами. Фотографии донесли до потомков по крайней мере семь-восемь разных изображений. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне. » И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете». Ее мрачный колорит рождает ощущение тревоги, напряжения, грозящей опасности. В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке произведений Репина и Шишкина в Академии художеств. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Художник был очень рад приезду Бродского, в недавнем прошлом своего ученика.
Чуть дальше исходного местоположения Шейлы на левой стене висит картина Варгаса. После очередного увлечения Ильи Ефимовича жена потребовала разрыва отношений. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В один из таких летних вечеров профессор консерватории А. Рубец прочел переписку турецкого султана с запорожскими казаками: «Салтан, сын салтана турского, цесарь турской и греческой, македонской, вавилонской иерусалимской, паша ассирской, Великого и Малого Египта король александрийский, армейский и всех на свете обитающих, князь над князи, внук божий, храбрый воин, наветник христинской, хранитель распятого бога, господарь великий, надежда и утешение басурман, а христианам скорбь и падение.
Среди главных персонажей зрители видели верхушку запорожского войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читается ясное сознание своей ответственности. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. И Христос сразу пошел с ним. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин любил эту атмосферу идейных интересов и волнений, она была с юности привычна ему». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он оригинален и удобен. В те годы проходили громкие процессы землевольцев, народовольцев, террористов, то и дело появлялись сообщения о новых покушениях на царя, губернаторов, жандармских генералов, о судебных процессах и жестоких приговорах, побегах с каторги, самоубийствах, смертных казнях, отказах осужденных от последней исповеди и причастия. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Едва Репин успел вернуться в Петербург, как курировавший Академию художеств великий князь Владимир изъявил желание взглянуть на привезенные молодым живописцем рисунки. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Очень скоро развился туберкулёз. «Дуэль» картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1896 году. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Илья Репин вернулся в Пенаты накануне своего 70-летия. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Менялись настроения Репина, менялся и его «Пушкин». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». Мои университеты» М. Горького), но он не может предоставить сразу несколько точек зрения.
Картина потрясла всех — и друзей и недругов художника. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Гораздо сложнее протекала работа над другим «пушкинским» холстом, который остался в «Пенатах» и стоит на мольберте в мастерской. Он писал этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты в частности, Тургенева, задумал и написал большую картину «Парижское кафе».
Вера писем писать не любила, благодаря этому так и сохранившемуся на всю жизнь качеству, держала влюблённого в постоянном напряжении. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Постепенно Илья привык к её обществу и тосковал, когда они подолгу не виделись. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
«День прошел — чудесно. На почти квадратном, сравнительно небольшом холсте художник сгруппировал своих героев. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. К этому циклу относилась картина «Отказ от исповеди», «Сходка» и «Не ждали». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В 1887 году Репин приступил к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев». Сходство черт лица и выражение были поразительны. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. С ним остались две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия забрала мать.
Серебристый свет заливает картину. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Появлялись полотна уставшей к вечеру молодой мамы, на миг присевшей отдохнуть в кресле, портрет черноволосой «парижанки» Наденьки, разметавшейся во сне по белоснежной подушке. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур.
Стасову он писал: «Учиться нам здесь нечему у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Сад «Пенатов» тоже стал достопримечательностью и бывавшие здесь гости связывали его с творческой индивидуальностью Репина. Есть вот такое интересно полотно «Сходка», канонизирующее «светом лампы» каких-то заговорщиков: теплую няшу с лицом плохо пропеченного хлеба, ведущую протокол, демиурга местного разлива с клочковатой бородой, наседающего на товарищей Хотя чего наседать-то, собственно. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Когда в 1914 году пробурили артезианский колодец, он стал питать пруды чистой водой. А вот «Сходка» – лампа освещает кружок собравшейся молодежи. Репин вспоминал позже, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников и А. Куприн. В том же году Репин вернулся в Россию.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вместе с тем каждая деталь в картине: скромная обстановка комнаты, портреты Некрасова и Шевченко на стене еще глубже раскрывают основной замысел произведения, выявляют те симпатии и устремления, какими жила передовая интеллигенция того времени», – анализирует картину «Не ждали» Н. Шанина.
Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. Судьбы детей Репина сложились по-разному. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.
Он стоит неподвижный, как сундук. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне Вот, вот, кажется, настукал И вдруг все рухнет в сторону и клад опять провалился» — так писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова: «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба» В 1925 году: «А «Пушкин» все еще не кончен». Илье Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Тема и сюжет картины, ее основные персонажи остались те же, что и в эскизе. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. При. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В «Пенатах» сохранились подготовительные работы к картине: маленький эскиз, этюд крестящегося в запорожской бурке, а также несколько превосходных рисунков отдельных персонажей. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа.
Мы же нынче получаем описания полотна Репина И. Е. Репину присваивают звание профессора живописи, а уже 1 декабря он становится действительным членом Академии художеств. На образовавшемся участке разбили огород. Куоккала). Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Художник написал и подарил композитору забавную картину Игра в. музыкальная сходка (1938, обе – ГПБ4) и картины Переправа.
По многим музеям мира разошлись многочисленные этюды, эскизы, рисунки к «Запорожцам»: эскиз картины — в Третьяковской галерее, первый вариант — в Харьковском художественном музее, основная картина — в Русском музее в Ленинграде. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Отдохнув, он создал в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. Было это в 1868 году. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Стасовым.
Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). В это время и увиделся с Мусоргским Репин. Картина всем нравилась, но Репин был ею недоволен и вскоре абсолютно переписал фигуру. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Приблизились. Вроде бы рассматриваешь картину, размышляешь о судьбах изображенных на ней людей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Какой это труд. Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» давало ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Америка—Франция—Россия. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
Часто и в «Пенатах» собирались чисто литературные «среды». В «Пенатах» он снова писал начатую еще в 1870-х годах картину «Крестный ход в дубовом лесу», написал новые варианты картин «Иван Грозный и сын Иван» («Сыноубийца» в 1909 году) и «Дуэль» («Поединок» в 1913 году). Спектакль разыгрывался только на людях, в жизни же все домашние дела выполняла прислуга. Иногда мне подсовывают картинку ну, думаю, новопись очередная, для благотворительных иконок.
В конце 1870-х годов Репин много работал над портретами и картинами «Проводы новобранца» и «Крестный ход в дубовом лесу». Но все равно здесь будет довлеть точка зрения главного героя, которая должна (может) меняться со временем. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Из-под репинского карандаша возникла группа смеющихся казаков: лукаво усмехался писарь, стриженный «под горшок», за его спиной — атаман Серко, рядом казак с протянутой рукой, а чуть дальше «Тарас Бульба», грохочущий во всю свою богатырскую силу.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Она ушла из жизни в 1931 году55. Жена не успевала за ним, да и по складу характера не стремилась быть светской львицей. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Не поддадимся тебе, но биться с тобой будем».
Он написал эскиз картины «Явленная икона», где мужики дрались за право нести. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в «Пенаты». Крамской.
Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Арест пропагандиста, Сходка, Перед исповедью – произведения.
Ведь только в этом жизнерадостном, мажорном звучании цвета могли быть выражены идея и тема картины. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Последние годы своей жизни великий русский художник жил в одиночестве на границе со своей Родиной, такой не похожей на саму себя. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Это не то.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Чтобы стать женой стареющего Репина, Наталья порвала со своей семьёй. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1880-х годах Репин их закончил и только тогда, обогащенный большим жизненным и творческим опытом, почувствовал в себе силу создать «Запорожцев». Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось».
Картина «Бурлак» (1870 г. ) одно из произведений, предшествовавших появлению масштабного и знаменитого полотна Ильи Ефимовича Репина. Крамским, критиком В. В. Пришлось пожертвовать очень многим и менять много в цветах и личностях. Это было мучительное время поисков.
О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок рубахи-то, рубахи. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Он отправляется туда в октябре 1873 года и живет во Франции в течение трех лет изучая творчество Дюрана, Коро, Добиньи, Лорана, Курбе, патриарха исторической французской живописи Делароша. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный.
«Я родился военным поселянином. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Серко, писарь, судья, «Тарас Бульба» и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. В ее туалете чувствовался парижский вкус. Сюда лучше не лезть. Подкупает вещественность, обжитость, абсолютная правдивость интерьера.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Иаир был начальником синагоги. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. 18 августа 1904 года в «Пенаты» пришел Горький. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Летом 1890 года Репин писал одному из своих друзей: «Работал над общей гармонией картины. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Похоронен Илья Репин в парке усадьбы, который был создан его руками и по его замыслам. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет. Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, есть снимок, где зрители видят молодого Владимира Маяковского, стоящего рядом с Чуковским в столовой «Пенатов». Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
Репин встречал их по средам. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Илья Репин. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
«Запорожцы» стали для Репина большим, чем обычной очередной картиной. Публике картина понравилась. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Далее художник не раз обращался к образу революционера. В трудные 1920-е годы парк постепенно приходил в запустение.
Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин не оставлял работы в мастерской и спасеньем его ото всех бед была живопись. Однако читатель без прямой нотации может (и уж точно не должен) уловить это изменение лишь на достаточно продолжительном временном отрезке. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Возлюбленная была на девятнадцать лет моложе Ильи Ефимовича.
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти, когда, возвращаясь после набега на турецкие берега, они были застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. Но приступил он к своему замыслу в 1980 году. Картина получила высокую оценку в академии и Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии. Художник Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежала к лучшим пейзажным мотивам, когда-либо написанным Репиным».
Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» старались использовать особенности пейзажа этих суровых мест. Отец ударил своего сына жезлом в висок. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Их сводили воедино звуки вальса, они устраивались рядышком во время игры в фанты. В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов.
И сколько еще тут женщин, готовых на подвиг. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Работаю иногда просто до упаду очень устаю». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Некоторые мостики сложены из дикого камня. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.
Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, был виден дымок парохода). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Они были для него отдушиной, в которую проникал свежий ветер «свободы, равенства и братства», дух вольной, никем не покоренной Запорожской Сечи, столь разительно не похожей на современную ему Россию.
Приехавшие в 1926 году к Репину художники из Советской России во главе с Иосифом Бродским единодушно отметили необычность композиционного решения и живописную выразительность новой картины Репина «Голгофа». Свое состояние художник так описал в письме к В. В. Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы», ну и народец же. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Среди русской интеллигенции были популярны репинские «среды», особенно весело проходили они на Рождество. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от. Репин так больше и не вернулся в Россию. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Верное решение сразу ему найти не удалось, но оставить своих запорожцев Репин уже не мог.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку. После вторичной женитьбы отца отношения с детьми приобрели явно скандальный характер.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Последняя картина простояла у художника в работе более тридцати лет. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни". Третьяков»109. История все равно.
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. «А здесь.
«Я родился военным поселянином. Репин познакомил Горького со Стасовым. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Увы, в жизни в этой семье его не знали.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Было написано несколько десятков портретов, а также картины «На разведке» в 1904 году, «Манифестация 17 октября 1905 года» (с 1907-го по 1911-й годы), «В осажденной Москве» и «Защитники Москвы» в 1912 году, «Козьма Крючков» и «Бельгийский король Альберт в бою» (с 1914-го по 1915-й годы), «В атаку с сестрой» (с 1915-го по 1917-й годы) и «Пушкин на набережной Невы». В такой неунывающей компании, с улыбкой благодарности судьбе подходил художник к финалу. Примечание.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Около трех лет с 1873-го по 1876-й годы художник провел в Париже.
Одну из них, начинавшуюся сразу от резных ворот, засадили березами, другую, проведенную от дома, — молодыми елями (ее Репин назвал аллеей Пушкина). Полифоническое звучание создается диалогами, какими-то событиями и сюжетными поворотами. Девочка-подросток казалась Репину очень близким, родственным его душе человеком. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Фотограф К. К. Булла не упустил случая снять всех.
А с Репиным ведь никому в голову не приходит, что штучка-то получается куда качественнее, нежели какие-то идиотские «карикатуры». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Он умел распознать талантливость в любом роде человеческой деятельности. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Картина стала называться «Пушкин на набережной Невы. "Я родился военным поселянином. Может быть, потому к Репину так любили приезжать люди молодые — литераторы, художники, что в «Пенатах» они могли услышать всегда непосредственный и искренний отклик на все, что их волновало. Вот таким образом и заявил тут же, что футуристом Маяковского не считает. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Сходка. с подробным описанием всех прелестей сельской жизни в конце Х1Х века. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга.
С 24 июня 1962 года репинский дом зажил новой жизнью. Толстой согласен дать описание картины на евангельскую тему. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. К 1910 году образ поэта принял трагический оттенок. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Однако собственные частые увлечения прекрасным полом не мешали художнику ревновать свою жену. В 1883 году Репин пишет «Сходку», где с присущим ему мастерством передает обстановку конспирации революционеров и напряженность момента. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Сохранилось много фотографий круглого репинского стола. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Сама же картина неизвестна широкому зрителю — в 1919 году после многочисленных переделок (Репин менял композицию, переписывал фигуры) она оказалась в одной из частных коллекций в Швеции. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками с моря. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Картина словно пронизана серебром. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Этюд для картины Крестный ход в Курской губернии, Илья Ефимович Репин.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Часто читались стихи или отрывки из только что вышедших книг. Через несколько месяцев все то же: «Запорожцев» я еще не кончил. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Но художник переставил многие фигуры, некоторые убрал совсем, ввел много новых персонажей. Вся его фигура дышит энергией. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Конец 1880-х годов — тяжелые годы для Репина.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов. В последующие годы Пушкин на репинском холсте постоянно менялся. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Можно, конечно, следовать логике «прямой композиции» («Детство. Ося находит покупателя на краденые картины. Старшие дочери остались с отцом, а Юрий и Татьяна — с матерью. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Общение с прежними друзьями было только заочным. от Гедимина до уничтожения Гетманства и краткое описание картин на. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей).
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Картину приобрел Александр III. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. — Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил к даче, как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал «Какой простор» — красивые места. » Фотографии, о которых писал Стасов, сохранились. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 1873 году Репин завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге».
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Художник не выдумал своего героя.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
(Эта хорошо известная картина находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина. ). В районе Делрей. Однако новые интересы, а вернее, уже начатые ранее полотна («Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди») постепенно отодвигали «Запорожцев» на второй план.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. «Пенаты» — дом и сад (теперь музей-усадьба) — находились в 44 километрах от Ленинграда по Приморскому шоссе, в поселке Репино (быв. У пенатского дома своя судьба, в которой были и расцвет и гибель и возрождение. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Берега прудов укреплены булыжником, у воды выросли ивы. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Л. Н. Толстого». Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Одним из самых знаковых в его творчестве стал портрет Модеста Петровича Мусоргского. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. 1883. М. Бунакову.
Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. картины уже готовы и изображают: 1) Вид в Киеве 2) Мирскую сходку. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев повёз в Италию на лечение.
Критичный В. Стасов так отзывался о завладевшей сердцем художника даме в письме к брату: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Чуковский был свидетелем создания многих картин Репина, сопутствовал ему в поездках и в значительной степени разделял увлечения художника, стал первым редактором литературных трудов Репина, объединенных в книге «Далекое близкое». Переделывать начатую в Москве картину не имело смысла и Репин взял чистый холст, написал еще один эскиз.
Вот она вещь в уровень таланту. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В полной мере сохраняя присущую его дарованию чувственно осязаемую конкретность и индивидуальность каждого персонажа, он как бы воссоздал образ всей России: надутая дворянской спесью барыня с чудотворной иконой, полицейские верхом — стражи порядка, купцы-толстосумы, благоденствующие дородные священнослужители, мещаночки, умильно несущие футляр от иконы, степенные кулаки-бородачи, сотские, теснящие палками толпу бедняков, калек, убогих Каждый из них — личность, яркий рельефный характер и все вместе образовывали главного героя картины — многоголосый и многоликий образ русской деревни той поры, всего русского общества. Стол был двухъярусный, с поворачивающейся центральной частью.
В упор на говорившего смотрит девушка, сидящая в центре. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно. Картина выдержана в красных, темно-коричневых тонах вечернего освещения.
Крестьянская сходка. Работу он начал секретно от всех. Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера и потому Репин не мог пройти мимо нее, вот таким образом он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом.