Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника.
Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Этюд получился превосходный. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Среди работ раннего периода выделяются подготовительные рисунки к двум большим картинам Воскрешение дочери Иаира и Бурлаки на Волге. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Они были частью бытового убранства, занимая среди прочих семейных реликвий вполне почетное место в индивидуальном жилом интерьере.
Реализм получить требуемый снимок. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Третьяков»109. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Америка—Франция—Россия. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
12. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
— сказал Крамской. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Написан портрет вдохновенно.
В портрете Павла Петровича Чистякова, художника и педагога, учебная система которого была воплощением наиболее ценного и жизнеспособного в академической школе, Репин как бы демонстрировал приемы и методы традиционного рисования. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Хотя и плохой, неясный. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). А свеча становилась ниже и тени менялись. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Лаконизм композиции, пронизывающий ее скорбный торжественный ритм движения человеческих фигур, рождает драматически сложный, глубоко эмоциональный образный строй.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В портрете запечатлены простота, демократичность облика Серова-человека и внутренняя мучительная напряженность поисков Серова-художника. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Убийство свершилось. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. художественный музей им. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях).
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Казалось, она спит. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Это совсем иная грань в теме артистизма, более близкая к решениям молодых современников Репина – В. А. Серова и К. А. Коровина. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. В эту минуту в комнату вошел Христос. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Разглядывая небольшой лист, привлекающий непосредственностью, задушевно-непринужденной интонацией, хочется предположить, что не совсем обычный для портрета мотив – изображение спящей – возник случайно. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Это вы сами. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Это лучше всех ваших академических работ. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. О картине появилось много статей в периодической печати. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Но портрету Серова свойственна своя значительность.
Л. Н. Толстого». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Но смысловой центр рисунка – лицо. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
И хотя в живописи этого времени – портретах Мусоргского, Дельвига, картинах Крестный ход, Не ждали – ведутся те же самые поиски, в графике начала 1880-х годов они еще более очевидны. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Это произошло не сразу. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. «Как.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Выражение лица Дузе очень сложно. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Он идет прямо к матери.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Труд — вот что определяет и украшает человека.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. — Да это превосходно. Это рисунки большого формата исполнявшиеся не только на бумаге, но порой и на холсте, углем иногда с добавлением пастели или гуаши.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. М. Бунакову. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Таков упоминавшийся выше Паломник и портрет Е. В. Лавровой, вполне картинный по замыслу и композиционному решению. При этом рисункам свойственны точность и образная глубина, на которую способны только глаз и рука большого мастера. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Каждый персонаж переживает что-то своё. Не случайно существование живописного варианта работы.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин встречал их по средам. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Не доносчик ли. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». На темном, густо и энергично заштрихованном фоне внимательное спокойное лицо доктора выделено освещением.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. К тому же и погода благоприятствовала работе. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Все заняты. Так ли это – судить зрителям. Репин считал сам эту картину красивой. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Художник относился к делу столь серьезно, что в каждом отдельном случае он выступает в разных качествах.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Его иконографическая ценность очевидна.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Работал весь день, не замечая времени. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В московском доме Мамонтовых и в особенности в Абрамцеве Репин создал большое количество карандашных портретов. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых).
В 1891 году актриса была на вершине славы. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В искусстве начала XIX века рисунок и акварель портретного или пейзажного жанра также имели самостоятельное значение, но в сугубо определенном плане. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Знакомство со Львом Николаевичем, продолжавшееся до самой смерти писателя, было важным фактором духовной жизни Репина. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В них доминирует артистическое начало. 2. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. И его ведущая тема -личность артиста. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Елизавета Григорьевна была инициатором многих начинаний кружка, но главное – истинной душой дома Мамонтовых.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова).
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Берег Волги. Общение с прежними друзьями было только заочным. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно.
Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Имя Репина стало широко известным.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Комната небогатой интеллигентной семьи.
В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
Несмотря на непритязательную обыденность сюжетного мотива, в нем нет ничего бытового, мелкожитейского. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.
Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба Пенаты, место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Много учился на написании портретов близких и друзей. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. я работал завороженный. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вегетарианцем стал и сам Репин.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. -— И. Г. ), они много смеялись».
Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». И вот уже перед нами не царь, а отец. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Публике картина понравилась. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. За окном летний день.
Мне минутами становилось страшно». Репин дважды подавал прошения об отставке.
Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.