Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.
Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Тем более, что многие снимки не очень хороши по качеству и относятся к разряду так называемых любительских.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В них отражен классический путь работы над картиной, свойственный мастерам XIX столетия: ряд эскизов, воплощающих последовательность поисков композиционного решения и параллельно другой ряд -этюды с натуры, в которых проступают с большей или меньшей близостью к окончательному варианту лица и образы персонажей будущего полотна.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Илья Репин дал потомкам неподражаемый пример огромной работоспособности и умения преодолевать многие невзгоды. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Она была закончена только в 1891 году. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. — сказал Крамской.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В них доминирует артистическое начало. На темном, густо и энергично заштрихованном фоне внимательное спокойное лицо доктора выделено освещением. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Оно особенно проявляется в композиции с типично картинной развернутостью планов в пространстве. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи.
Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Имя Репина стало широко известным. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Не доносчик ли. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Это вы сами. Наталья Нордман была одержима разными идеями. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Убийство свершилось.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
А они, к сожалению, не всегда понимали его. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Труд — вот что определяет и украшает человека. Мне минутами становилось страшно».
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Вегетарианцем стал и сам Репин. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Одним из лучших считается Отдых. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Художник не разделял философского, религиозно-нравственного учения Толстого, но неизменно оставался самым ревностным и восторженным почитателем Толстого, человека и писателя. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. За окном летний день. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов.
Л. Н. Толстого». Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Стасов присылает ему все, что он просит. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Все заняты.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Графическое решение портрета основано на контрастах света и тени – блик света на черном лакированном козырьке фуражки, ее ярко-белый верх на темном фоне штриховки. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. я работал завороженный. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Публике картина понравилась.
Успешно окончив Академию и заслужив за картину Воскрешение дочери Иаира первую золотую медаль, молодой художник получил право на шестилетнюю заграничную поездку за казенный счет. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Америка—Франция—Россия. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Берег Волги. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Мамонтов, сыграл большую и плодотворную роль в развитии русской культуры 1870-1890-х годов. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым.
Казалось, она спит. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Плотная фактура белил, дополняющих карандашный рисунок, придает портрету законченность известную солидность, подчеркивая значительность созданного образа. Выражение лица Дузе очень сложно. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
-— И. Г. ), они много смеялись». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое.
Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Это произошло не сразу.
И вот уже перед нами не царь, а отец. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. «Как. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). М. Бунакову. — Да это превосходно. Но портрету Серова свойственна своя значительность. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Но весь его строй отмечен той же поэтичностью, которая свойственна портрету Боткиной и Неизвестной.
В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Его иконографическая ценность очевидна. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Они образуют целый раздел, без тщательного изучения которого не может обойтись ни один исследователь репинского творчества. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). художественный музей им. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве).
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Занимавшие его в это время проблемы взаимосвязи фигуры и пространства, цвета и освещения, то есть проблемы пленэра, отразились в портретных рисунках-набросках, подобных Девочке Аде и Отдыху. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». О картине появилось много статей в периодической печати.
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репин встречал их по средам. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Это лучше всех ваших академических работ.
Пришлось пойти на хитрость. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Лицо, освещенное задумчивой полуулыбкой, как бы вылеплено сеткой тончайшей карандашной штриховки.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Этюд получился превосходный. Так ли это – судить зрителям. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин считал сам эту картину красивой. Нет картины, с которой можно было бы прямо связать этот рисунок, но в нем отразилась такая острая наблюдательность, облик женщины настолько достоверен, почти узнаваем, что воспринимается как персонаж произведения на социально-психологическую тему, столь характерную для творчества Репина в этот период.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Рисунок уверенный, лепка твердая.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Он идет прямо к матери. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Третьяков»109.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Не случайно существование живописного варианта работы.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1891 году актриса была на вершине славы.
В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой.
Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью.
Она была закончена только в 1891 году. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Поначалу он отказался позировать с затылка.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Работал весь день, не замечая времени.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В портрете запечатлены простота, демократичность облика Серова-человека и внутренняя мучительная напряженность поисков Серова-художника.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Так началась коллекция Репина Атенеум.
И его ведущая тема -личность артиста. 12. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Поселившись в имении Пенаты, супруги открыли "репинские среды", на которые неизменно съезжалась масса гостей плотно перед этим покушавших у себя в столовых. Реализм получить требуемый снимок. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Много учился на написании портретов близких и друзей.
В искусстве начала XIX века рисунок и акварель портретного или пейзажного жанра также имели самостоятельное значение, но в сугубо определенном плане. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. К тому же и погода благоприятствовала работе. Написан портрет вдохновенно. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Среди огромного количества отдельных рисунков и целых альбомов, связанных с картиной Бурлаки на Волге, сделавшей имя молодого художника знаменитым, выделяется один из эскизов.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Их любопытно изучать уже потому, что все они погружают нас в творческую атмосферу художника, приоткрывают тайны его ремесла, а взятые в соответствии с его картинами и рисунками, позволяют выпукло представить зримый мир, окружавший Репина и дававший пищу его уму, душе и глазу. Возвращается в Россию летом 1876 года. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Хотя и плохой, неясный. Но ситуация, казалось бы, сугубо жанровая приобрела здесь неожиданно величественное, даже героическое звучание. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе.
Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Но смысловой центр рисунка – лицо. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.