Среди его учеников, . изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Крестный ход — против болезней. Вовторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). Одежда на нем богатая и дорогая.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. «Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). За окном летний день.
В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши».
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды. Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Конца не предвижу: туго идет.
Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Но не это главное. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Много учился на написании портретов близких и друзей. В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Кустодиева и Н. С.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Однако сил оставалось все меньше. а в частности. Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Крамской. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. В атмосфере общего подъёма, студенческих волнений происходило формирование интересов, взглядов, позиций юного Репина. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Куликова.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей».
Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Этюд получился превосходный. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В изображении лица и рук Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Нестеров. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников.
Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
1879Абрамцево. Так ли это – судить зрителям. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887). «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Перова. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Это и есть выражение репинского демократизма. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Вот она вещь в уровень таланту. ну и народец же. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Репин и И. Н. Среди его учеников, . Репин мечтал вернуться на родину.
Казалось, она спит. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. Все заняты.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). и в других портретах. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ). Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. 1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея».
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Отсюда и подхалимство в советской России. Взгляд изучающий и грозный.
В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.
Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. А тип преинтересный. Чертовский народ. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона».
В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". После реформы Академии он становится ее профессором. Среди его учеников, . В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Это прежде всего «Арест пропагандиста». Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Репин считал сам эту картину красивой. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее.
берет размер более натуры и, в отличие от сравнительной простоты композиционного решения крестьянских портретов, дает сложный, основанный на контрапосте разворот фигуры. Мне минутами становилось страшно». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Да ведь это целая огнедышащая гора.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Комната небогатой интеллигентной семьи. будет затем долго работать. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Какая трудная вещь – кончить картину. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе.
Впрочем, так ли. По грязной дороге». Среди его учеников, . Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде.
В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. ». И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена.
К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. О чем это может свидетельствовать. Это превратилось в школу угодничества. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. «Дьякон заслуженный, – рассказывает Репин Крамскому о своей модели, – весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан и манера и жест руки и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством.
Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала. Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. После возвращения в 1876 году в Россию начинается тот период в творчестве художника, когда в полную силу раскрывается его могучее дарование. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. М., Л., 1949.
Картина «Протодиакон» написана И. Е. Репиным в 1877 году. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены. Пленэрные уроки для него не прошли даром. Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. до того еще не писал так широко и сочно.
Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего».
Ведь об освобождении узников родных оповещали. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата.
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. В эту минуту в комнату вошел Христос.
На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Перед нами было Убиение Грозным сына. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Открывается персональная выставка произведений художника. Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). В полотне «Протидиакон» Репин прибегает к сочной, выразительной, широкой манере письма, в которой он будет много работать в дальнейшем.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла.
В. А. Репина с детьми идет по меже. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы.
Среди его учеников, . Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Дьякон одет в богатую рясу, на голове – скуфья из темного бархата.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). Убийство свершилось.
Среди его учеников, . Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела».
34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Не доносчик ли. Берег Волги.
Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. Среди его учеников, .
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Отец ударил своего сына жезлом в висок. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ). Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
114 x 67 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной НордманСеверовой. Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере.
И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». По грязной дороге. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.
Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Он идет прямо к матери. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Работал весь день, не замечая времени.
Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. С. 126). Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией.
Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. В его дом каждую среду съезжались гости. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ). Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». Среди его учеников, . Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Переписка. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. И вот уже перед нами не царь, а отец. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство). Здоровье шло на убыль. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Среди его учеников, . Первый замысел картины относится к 1878 году. Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Нет ничего ужаснее тех выводов, которые были сделаны в историческом православии из идеи смирения и послушания. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. 199. 5 x 254 смГосударственная Третьяковская галереяСилу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: «Прежде всего меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Далее художник не раз обращается к образу революционера. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е. Да ведь это целая огнедышащая гора.
Стасов присылает ему все, что он просит. В 1887 году он расходится с женой. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Осенью 1863 года выпускники Академии художеств во главе с И. Н. Крамским демонстративно выразили свой протест против устоявшихся канонов Академии, отказавшись писать выпускную программу на заданную тему. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку.
Но сама идея картины – терзание, угрызение совести за невинно убитого –воспринималась разночинной либеральной интеллигенцией в высшей степени актуально, как понятная всем аллюзия. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Среди его учеников, . Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883).
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. (Заметим, что первый вариант композиции 1880г. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». «Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника.
Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".