Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Под понятием "картина Репина "Приплыли" в повседневном обиходе подразумевают, мол попали в неловкое положение, конфуз или анекдотическая ситуация. Кроме того, попытки подсчитать количество картин Репина «Приплыли» в частных и музейных коллекциях, несмотря на полный провал, породило науку бухгалтерию и бухгалтеров, которые, по примеру Репина, все деньги считают принадлежащими некоему «Итого».
Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Это некий апофеоз Сталина и его соратников. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека.
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. Контраст, в котором есть, однако и некая параллель, – вот что таит в себе эта картина Репина. Этакая летняя женская помывка-купание: кто-то из них ещё раздевается, кто-то уже во всей обнажённой красе заходит в воду. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей.
Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти.
Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. И что это вы там делаете, позвольте спросить.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Шутка Мастера удалась. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта.
Так мы с коллегами и перемещались от шедевра к шедевру, пока не открыли экран у очередной картины, улыбнулись, прочитали название и уже не смогли удержаться от смеха. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.