Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты.
Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен.
Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др. Из них особенно выделяется портрет критика В. В. Стасова, написанный в Дрездене во время его совместной поездки с Репиным за границу. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Репин много раз писал портреты Толстого.
И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Из портретов 1884 года я выделяю большой портрет писателя В. М. Гаршина — бесспорный шедевр Репина, хотя и не превзошедший «Мусоргского», но близкий к нему. После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.
Илья Репин запечатлел родных на портретах. И. е. репин — величайший русский портретист XIX века и один из значительнейших в мировом искусстве. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Репин – выдающийся мастер портретного искусства. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.
Быстро, в несколько сеансов, Репин писал лишь портреты и никогда их не переделывал. Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. И с таким же восторгом Илья Репин писал и портреты своих современниц. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Публике картина понравилась. Она ушла из жизни в 1931 году55. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В его глазах читается печаль, тоска.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Перед нами было Убиение Грозным сына. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вся центральная часть написана самим Репиным.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Чаще всего он писал собственных детей. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
А свеча становилась ниже и тени менялись. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В его взгляде осуждение и тревога. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Рассмотрим "ближний круг". Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Кустодиевым и И. С. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сходство черт лица и выражение поразительны. Так, например, у меня с П. М. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Казалось, она спит. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Сложно, с тончайшими рефлексами написано розовое платьице девочки и белая подушка, на фоне которой выделяется кудрявая темноволосая головка. Его портрет имел большой успех». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Вегетарианцем стал и сам Репин. Много учился на написании портретов близких и друзей.
В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Л. Н. Толстого». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Рисунок уверенный, лепка твердая. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В. А. Репина с детьми идет по меже.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Все заняты.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Каждый персонаж переживает что-то своё. — сказал Крамской. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя, а однажды, обратившись к скульптуре, вылепил и его бюст. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Какая трудная вещь – кончить картину.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. -— И. Г. ), они много смеялись». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.
Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. И вот уже перед нами не царь, а отец. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
По грязной дороге. Конца не предвижу: туго идет. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Репин вернулся на прежние позиции. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Не доносчик ли.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Этюд получился превосходный.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Так ли это – судить зрителям.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Убийство свершилось. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). — Да это превосходно. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Внимание художника тяготит их. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты. Портрет Веры Репиной1878На меже.
Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Репин считал сам эту картину красивой. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
М. Бунакову. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Это вы сами.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Америка—Франция—Россия. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Возвращается в Россию летом 1876 года. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Работал весь день, не замечая времени. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «Запорожцев я еще не кончил. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Да ведь это целая огнедышащая гора.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1887 году он расходится с женой. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Написан портрет вдохновенно. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Репин никуда не делся. Он идет прямо к матери. Художник превосходно передал позу только что проснувшегося, расслабленного ото сна, ребенка.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Чем же объясняет художник свою неудачу. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В эту минуту в комнату вошел Христос. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность.
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Ге. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. О чем эта история. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Толстой босой» или же «Л. Н. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Первый портретировал писателя в 1873 году, то есть почти за пятнадцать лет до упомянутой репинской картины, второй – в 1884-м – всего за три года до ее появления. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
«Как. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Она была закончена только в 1891 году. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Наиболее известными из них стали работы И. Н.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Пятый факт.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Третьяков»109. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Труд — вот что определяет и украшает человека. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Вот она вещь в уровень таланту.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. 1879Абрамцево. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В его дом каждую среду съезжались гости.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Крамского и Н. Н. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.
За окном летний день. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1890-е гг. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Глаза ясные и добрые. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Они словно противопоставлены друг другу. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Берег Волги. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Первый факт. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин встречал их по средам.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Это лучше всех ваших академических работ.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.