Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163.
19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Третьяков»109.
Аксаков. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Возглавляемые Н. Г. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни.
Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Келеру-Вилианди, А. Г. Писемского (1869), М. П.
Сихры и С. Н. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
«Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Серов еще не писал в это время портретов. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М.
Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Тютчева (1873), А. К.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. У Третьякова было несколько графических портретов М. И. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Третьяков всякий раз радовался верному выбору.
Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Салтыкова-Щедрина.
Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Строгих правил или канона не существовало.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А.
Он требовал большего. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вся центральная часть написана самим Репиным.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Глинки12. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Были годы чрезвычайно «урожайные». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Верещагину, И. П. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным.
Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. П. М. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Некрасова сатирика М. Е.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Погодина (1872) и других. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Браз. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Репину, К. Ф. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава.
И живопись этого этюда находили непонятной. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Д. И. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Даля (1871), Ф. М.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Константин Коровин». Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Погодин, а после его смерти – И. С. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Ведь об освобождении узников родных оповещали. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Она ушла из жизни в 1931 году55. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г.
Впрочем, так ли. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Размер портрета обычно приближен к натуре.
Когда И. Н. Тогда Пукирев инаписал себя вместо него. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году. Пил кофе. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Америка—Франция—Россия. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Серова исполненного И. П. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Они словно противопоставлены друг другу.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Островского (1871), В. И. Достоевского (1872), А. Н. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Чехова». Фон – стены любимой им галереи картин. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Это портреты А. Н.
Глинки (1869), И. А. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Перову, И. Е. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. ». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Рассмотрим "ближний круг". Ровно в12 завтракал. Толстого (1874), П. А. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Горавскому, В. Г.
Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Однако была идругая, куда более веская причина.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу». «В 1883 году в Харькове портрет хористки.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Алябьева или А. Л.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Портрет не был исполнен. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов.
Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. В его глазах читается печаль, тоска. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Причем священник оказывается настороне зла.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Потом оно перешло в руки известной собирательницы Казимиры Басевич, позже в 1961 году она передала это полотно вместе с несколькими картинами других русских художников в Третьяковскую галерею. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Погодин, наряду с ним Ф. И. «Портрета В. М. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Анненковым.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Гуну, И. Н. Серова (1870), А. С. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Сходство черт лица и выражение поразительны. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Об этом достаточно сказано в литературе.
Гончарова (1869), А. Н. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Недавно стали доступны архивные документы, подтверждающие членство братьев Третьяковых на рубеже 1860 – 1870-х годов в Славянском благотворительном комитете20 идейным лидером которого был сначала М. П.
В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Даргомыжского11. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Глаза ясные и добрые. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
1898). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. «Портрет А. П.
Заказы портретов становятся единичными. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Майкова (1871), А. Ф. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В его взгляде осуждение и тревога. Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям). Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Ровно вшесть ужинал. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Келером-Вилианди в 1870 году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью. Внимание художника тяготит их.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Л. Н. Толстого».
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Даргомыжского (1869), Ф. И. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А. В. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И.
Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Эту важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя, поначалу она заметно увлекала собирателя.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С. И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера.
М. Бунакову. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу».
Это было еще в 1880 году. Но не это главное. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж. Вставал ровно вшесть.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Крамской работал над портретом Л. Н. Любопытно, что Иванов вэтом смысле опередил время, так как позже впохожей манере будут работать импрессионисты. В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Репин дважды подавал прошения об отставке. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Крамскому (последние два – отказались). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица».