Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Серова исполненного И. П.
Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Третьякова. В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.
В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Америка—Франция—Россия. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина.
Погодина (1872) и других. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Алябьева или А. Л.
Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Достоевского (1872), А. Н. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов.
Некрасова сатирика М. Е. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Внимание художника тяготит их. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Даргомыжского11.
Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу». В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Майкова (1871), А. Ф. Вся центральная часть написана самим Репиным. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Фон – стены любимой им галереи картин. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Стернина, «довольно специфического состава» 21. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Чехова».
Аксаков. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). На первые годы падает множество заказов и совместная работа с художниками над поиском образа. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
В галерее появляются картины В. Д. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Портрет не был исполнен. М. Бунакову.
Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться.
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. П. М. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. «Портрет А. П. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Гуну, И. Н.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Через 10 дней после этого композитор скончался. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Даргомыжского (1869), Ф. И. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Верещагину, И. П. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу».
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Однако была идругая, куда более веская причина.
В его глазах читается печаль, тоска. Вставал ровно вшесть. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.
Глаза ясные и добрые. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
«Портрета В. М. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«.
Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен».
Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. У Третьякова было несколько графических портретов М. И. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику.
Крамской работал над портретом Л. Н. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
И. Репин. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Максимова и другие. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Возглавляемые Н. Г. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин, И. Н. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Складывалось ощущение, что всю жизнь онпроходил водном итомже драповом пальто иодной фетровой шляпе. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. В его взгляде осуждение и тревога. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Писемского (1869), М. П. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
И живопись этого этюда находили непонятной. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Якоби, «Последняя весна» М. П. У него было 6 детей.
Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни. Тургенев, П. И. Островского (1871), В. И. Л. Н. Толстого». Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Залы сообщались с жилыми помещениями. Они словно противопоставлены друг другу. Крамскому (последние два – отказались).
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Салтыкова-Щедрина. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Общение с прежними друзьями было только заочным. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Горавскому, В. Г.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Серов еще не писал в это время портретов. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно.
Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Глинки12. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». На этот факт уже обращали внимание исследователи25. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится».
Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Но не это главное. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Д. И. Были годы чрезвычайно «урожайные». Браз. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Константин Коровин». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Самый многочисленный и, пожалуй, самый яркий блок заказных живописных портретов относится к начальному периоду замысла портретной галереи – к 1869 и первой половине 1870-х годов. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Изначально художник непланировал помещать себя наполотно: наего месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж запожилого. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Погодин, а после его смерти – И. С. Проблема выбора Третьякова для портретной галереи – одна из интереснейших исследовательских проблем.
Третьяков»109. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия).
Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Впрочем, так ли.
В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Остроухова.
Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В то же время в целом ряде заказов выбор личности и профессиональный уровень исполнения совпадали. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Васнецова, И. С. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Он требовал большего. Тютчева (1873), А. К. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Келеру-Вилианди, А. Г. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Лишь в 1873 году И. Н.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. А. В. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Чайковский, А. Г.
Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В Галерее работает детская студия. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.
Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Крамскому удалось его уговорить. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Своей главной миссией Комитет полагал решение просветительских и благотворительных задач, что означало способствовать образованию славян и обеспечивать всестороннюю поддержку православной церкви на славянских землях. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Левитана, А. М.
Ровно вшесть ужинал. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Рассмотрим "ближний круг". В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. 1898). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Худякова.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Это портреты А. Н. Каминский. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О.
Погодин, наряду с ним Ф. И. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Втовремя как слева расположились родственники идрузья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми.
Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Сихры и С. Н. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Кроме того, полотно оказалось незаконченным.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Васнецов, В. Г.
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Репину, К. Ф. Тут и пришел на помощь Савицкий.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. В семье все любили друг друга. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. В обожествлении Пушкина радикалы улавливали повелительные интонации навязываемой точки зрения, которая несла угрозу самостоятельному мнению и свободе слова. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Во второй половине 1880-х и в 1890-е годы приобретение портретов происходило менее интенсивно, приоритеты сменились в сторону других жанров. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Гончарова (1869), А. Н.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Серова (1870), А. С.
Перову, И. Е. С тех пор началась дружба семьями.
Это было еще в 1880 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Строгих правил или канона не существовало.
Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных.
Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). А произошло это так. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Об этом достаточно сказано в литературе. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. ». Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Когда И. Н.
Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. Соколова, «Разносчик» В. И.
Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году. В его словах прочитывается осознание следующего этапа собирательской политики, констатация нового понимания задач и нового качества коллекции, в задачи которой входит представление, прежде всего истории русского искусства. Заказы портретов становятся единичными. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность.
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Келером-Вилианди в 1870 году. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Пил кофе.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Ге и другие. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Всего в семье было 9 детей, но от скарлатины умерло четверо из них, а затем умер отец, после чего все движимое и недвижимое имущество перешло к братьям Павлу и Сергею, которые успешно продолжили дело отца.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. И. Репин. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Даля (1871), Ф. М. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Толстого (1874), П. А. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Третьяков высоко ценил талант И. Н. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Причем священник оказывается настороне зла. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ).
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М.
П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Далее послушаем самого художника, который пишет Третьякову: «Разговор мой продолжался с лишком два часа, четыре раза я возвращался к портрету и все безуспешно Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: я слишком уважаю причины, по которым ваше сиятельство отказываете в сеансах, чтобы дальше настаивать и, разумеется, должен буду навсегда отказаться от надежды написать портрет, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее. С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Анненковым. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Размер портрета обычно приближен к натуре. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Тогда Пукирев инаписал себя вместо него.
Перов, В. Д. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Музей всегда с благодарностью принимал и принимает как отдельные работы, так и целые коллекции. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Поленова, И. И.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Клодта. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Впоследствии приятель попросил художника убрать его сполотна, чтобы общие знакомые иродственники невспоминали лишний раз эту историю. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Крамского «Неутешное горе», Н. А.
Глинки (1869), И. А. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Крамской, В. М.
Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Ровно в12 завтракал. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.
Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
И. Репин. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии. Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рубинштейн, И. Е. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя. Портрет П. М. Третьякова, 1883 и фото галериста Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М.