Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя. Репин много раз писал портреты Толстого. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Репин считал сам эту картину красивой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
кто может, пусть следует благородному Прометею. Очертание всего рта было классически прекрасно.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Америка—Франция—Россия. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. «Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. Черткова, М. А.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Чертовский народ. Ге. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Берег Волги. Недаром про них Гоголь писал, все это правда.
Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести. Салтанова, И. Я. Бирюков, Н. Л. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Так ли это – судить зрителям. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. – писал Репин Стасову.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Выдающийся подбородок.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. «Не молчать перед правдой царицею». Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. М. Бунакову.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1890-е гг. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха.
что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Ге, Л. О. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Нет. В эту минуту в комнату вошел Христос.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Крамского, И. Е. В нем нет того напряженного вглядывания друг в друга модели и художника, того сложного диалога взглядов, которые определяют обостренный психологизм портретного образа в работе Крамского. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Репину удалось передать в облике Толстого величие гения. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Портрет в черной блузе проповедника» 1 – так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, – записала Софья Андреевна.
А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. У него самая большая серия портретов писателя. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Так, например, у меня с П. М.
Нет. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). И. Н. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин вернулся на прежние позиции. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Подымать. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. кто может, пусть следует благородному Прометею.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Толстого. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Все кажется неотразимо, как сама истина. «Не молчать перед правдой царицею».
Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Ге. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. У М. В.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Очень известна работа Н. Н. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
И, действительно, он работал до упаду. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.
Но Крамскому удалось убедить писателя. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Репин неоднократно и очень резко и впоследствии выступал против взглядов Толстого на искусство, высказанных Толстым в его статьях об искусстве. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.
Гинцбурга, П. П. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Среди них одни рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему своим выражением, мягкостью братца Николеньку.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Работал весь день, не замечая времени. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.
Крамского и Н. Н. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все.
История создания такова. и С. А. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Чертков, А. К. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Все заняты. Комната небогатой интеллигентной семьи. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно. –.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). А 1906 году он нарисовал портрет углем. Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Третьяков»109. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне.
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Много учился на написании портретов близких и друзей. Убийство свершилось. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
А при виде яснополянских обитателей в черных, грязных избах, с тараканами, без всякого света, прозябающих по вечерам у керосинового издающего один смрад и черную копоть фитиля, мне делалось больно и я не верю в возможность светлого, радостного настроения в этом Дантовском аду. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
М. В. Не доносчик ли. Оболенский и др. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Да, много я передумал после него и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887).
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков).
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Очертание всего рта было классически прекрасно. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.
Но как только он начинает писать, проводя нарочно какую-нибудь мысль, он заслуживает жалости. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Работ очень много. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Чем же объясняет художник свою неудачу.
За окном летний день. Черткова, Ю. И. Художнику Л. О. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
По ночам же – до 3-х час. Подымать.
Это барельефы и силуэты Ф. П. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Он идет прямо к матери. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Весь день поглощена она этим. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов, Репин явно старался откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянского графа-мужика, которые были предметом особого внимания всероссийской молвы. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Пастернака, М. С.
Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Их надо осветить, пробудить от прозябания Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами — лицемерие. Этюд получился превосходный.
ну и народец же. Стасов присылает ему все, что он просит. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Толстой босой» или же «Л. Н. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Наиболее известными из них стали работы И. Н.
Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
И тут – «куда, куда девалась ее красота. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Толстого, Д. Н. И вот уже перед нами не царь, а отец. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа).
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Сухотиной-Толстой. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Погрязнуть с ними навсегда — жертва. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин дважды подавал прошения об отставке. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Выражение победы духа над страстями». Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репина, Н. Н. Репин и Н. Н.
При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Выражение победы духа над страстями». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
С И. Е. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого. Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Нет. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Она ушла из жизни в 1931 году55. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Кроме того – у них 23 внука. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Башилова, С. Н. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Л. Н. Толстого». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Нет. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Очень много зарисовок ко всем картинам.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени. Все кажется неотразимо, как сама истина. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Игумнова, П. И. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Борец.
Кустодиевым и И. С. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Куликовым, 1901-03, Русский музей). А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. –. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. Сосредоточенно лицо, полное вдумчивости, проникновенный и пытливый взгляд создают характерный образ писателя. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Выдающийся подбородок.
Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Стаховичей.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Казалось, она спит. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Его портрет имел большой успех». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Остен-Сакен, А. А. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича и маслом и акварелью и пером и карандашом. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.