Картина Ильи Репина Портрет художника В. И. Сурикова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника.
Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно граничит с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу". Если дело ограничивалось сходством, то художник раздраженно называл работу «Портрет Портретычем». Скупо запачканная красками палитра.
Так выполнены известные портреты художников А. И. Вся центральная часть написана самим Репиным. Художник вынужден был не раз портретировать царя и великих князей, крупных сановников и фабрикантов, светских дам и дельцов, людей, чуждых ему по духу, образу мыслей и жизни. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». А Ф. М. Достоевский писал: «Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти их не полюбя. Зайдет солнце и снова взойдет, а битва еще не кончится, но исход ее предрешен. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. «Впечатление от картины, -- писал И. Репин, -- столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Волошинский портрет очень точен.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Классицизм (от лат. Именно действуют, предопределяя исход того или иного исторического события.
Похоже. Но был один художник, преданно любимый Суриковым, -- Александр Иванов. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Лансере, Л. С. Крит реализм.
Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Значительно искусство Сурикова-портретиста. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Художник не писал их на заказ. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях.
Л. Н. Толстого». Бенуа, К. А. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.
Человек для них -- не безликий статист на подмостках истории, а действующее лицо, наделенное неповторимой индивидуальностью и социальной природой, большими страстями, яркими чувствами, внутренней значительностью. Но Серов умел увлекаться образной и психологической характеристикой, живописно-пластической задачей, которая кроется в каждой работе. Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. Он плакал, рассказывая о смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
С Меншиковым трое его детей. Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Были моменты, когда он даже плакал (человек сентиментальный сказал бы: «на моей груди»). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Рерих, И. Э. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея).
В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. И пусть опальная боярыня стояла за старину, но объективно в ней воплотился дух сопротивления деспотизму, никогда не умиравший в народе.
Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. И, наконец, цвет, его гармония и диссонансы, контрасты и оттенки.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. -- Только читая историю, понимаешь настоящее». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Стасов.
Я уже тогда написал «Бурлаков» и «Дочь Иаира» и явно демонстративный взгляд мне, столь известному тогда не только в академическом коридоре, но и дальше его, показался обидным. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Эта большая историческая и нравственная проблема занимала в свое время Ал. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и цвет и саму фактуру бурлацких рубищ и знойное небо и песок, в котором вязнут ноги, -- все это придает картине конкретность и жизненность. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
«Нет ничего интереснее истории, -- говорил Суриков. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Конечно, в главных и основных чертах и деталях Суриков оставался верным археологической точности исторических эпох, но буквальное воспроизведение ее никогда не было для него самоцелью. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Художник иной эпохи, Суриков ищет решения «проклятых» вопросов не в философии евангельских легенд, а в самой жизни.
В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. Бакст, Н. К. Чистякова (1861), Н. А.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Третьяков»109.
К тому же Сицкие продолжали родниться с Романовыми. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой.
И мы вплотную всматриваемся в эти типичные и характерные лица, в рефлексы неба и холодные голубоватые тени на истоптанном снегу, в фактуру Мягкого бархата и грубой сермяги, дубленого кожуха и узорчатой парчи платков, в смягченные воздушной дымкой очертания церковных главок в глубине улицы, деревьев и крутых заснеженных крыш. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре. 62, 5 x 54 см. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Внимание художника тяготит их.
В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Возница с трудом пробивает путь через запрудившую улицу плотную толпу. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. » И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Да и брат Глеб не оплошал – жену взял с соседнего кремлевского двора князей Сицких. Впрочем, сходство -- одно, но не главное качество полотен Серова. Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Дружинники не суетятся, нет ни лихой бравады, ни показной храбрости, тем более нет страха. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. «Полесовщика» (1874, ГТГ).
Должны были. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». «Я хочу, хочу отрадного. », писал он двадцатилетним юношей. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств).
В образах стрельцов, поднявшихся против самодержца, боярыни Морозовой, бросившей вызов царю и официальной церкви, повстанцев Стеньки Разина современники видели вдохновляющие примеры борьбы народа за свои права в воинской доблести дружинников Ермака и солдат Суворова -- образцы мужества и патриотизма русского человека. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. «Крестьянин с уздечкой» (1883).
Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -- 1883). Самое сильное и интенсивное пятно -- лицо актрисы. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Картины эти -- не иллюстрации к русской истории. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Суриковы -- старинный казачий род. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета.
Рассмотрим "ближний круг". Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства она же дала мне и дух и силу и здоровье». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Портрет Н. Лескова, углубленный и трагически напряженный, о котором сын писателя сказал, что «безупречное, до жути острое сходство потрясает».
Художник был несправедлив к себе: его «мало» включало несовместимость со всякой неправдой и цинизмом, приспособленчеством, сделками с совестью, выспренними декларациями, «романтическим» позерством и богемой -- этим «мещанством навыворот». Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Небо, вода, песок -- и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, -- дымок парохода). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
-- говорил он. -- Конечно, это нужно, это необходимо, но этого недостаточно. Большое место в творчестве Серова принадлежит светским женским портретам. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Эти портреты очень разные. Разнообразны и содержательны композиционные решения портретов Серова, порой отточенно лапидарные, основанные на выразительности цельного силуэта иногда развернутые в настоящие жанровые картины, включающие интерьер или пейзаж, но всегда естественные, непринужденные и в чем-то неожиданные.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Они создали свой, особый тип портретного изобр. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Знакомство это состоялось только в 1877 году в Москве.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Толстого, В. М.
О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа.
Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Одаренность Серова проявилась рано. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он прожил всего сорок шесть лет, но три десятилетия его творчества составили переломную эпоху в русской живописи. Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша).
«В нем был не столько художник, сколько искатель истины», -- утверждал К. Коровин. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Герой произведений – русский народ. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, по-детски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем» -- задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины. » – как писал он впоследствии К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветами тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Я как-то написал об этом Репину. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Сомов, Е. Е.
Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» -- это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Но не во внешних эффектах здесь суть.
Поленов получил за «Христа и грешницу» двадцать четыре тысячи рублей. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Глаза ясные и добрые. Приблизились. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов. Глубокий психологизм, т. е. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Султан турецкий Мехмед IV.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. «Сходство. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
«Каждый портрет для меня целая болезнь», --признавался художник. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Но именно этот «аполитичный» художник в годы первой русской революции писал портрет Максима Горького, рисовал карикатуры на царя и его приспешников, писал композиции «Солдатушки, бравы ребятушки. » и «Похороны Баумана», в знак протеста против расстрела 9-го января вышел из Академии художеств, отказался от должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, когда его руководство не разрешило «политически неблагонадежной» А. Голубкиной работать в мастерской училища. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Баталист. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Замечательные портреты-типы были написаны И. Е.
Врубель, Б. М. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Илья Репин так отзывался о Василии Сурикове: «Я был уже на выезде за границу, когда Суриков стал выдвигаться и готовился быть «конкурентом». Нужно что-то еще. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Художество нужно, да, да, художество». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Билибин и др. ).
Серов говорил, что «нужно, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В его взгляде осуждение и тревога.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Валентин Серов был одарен сверх меры. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В основе его -- глубоко эстетическое отношение к жизни.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На рубеже XIX-XX вв. Большие исторические полотна. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Как художник, существовавший лишь своим трудом, Серов, по словам его ученика, со временем поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Морозова (1902). Этого еще недостаточно. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
а из сторон не выходит победительницей. Не менее очевидны и различия между ними. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Коровина», написанного в 1891 году и до «К. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь». Перовым и И. Н. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Портреты кисти В. А.
Илья Репин. Свистят стрелы, гремят выстрелы -- есть уже и раненые и убитые.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Это сделано мастерски. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Таким синтезом исканий художника стал портрет великой драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В. Суриков (1848-1916). Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку, с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. «Не мог же я, -- добавляет художник, -- писать этот портрет с любовью и нежностью». Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, -- писал И. Грабарь.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Художник не выдумал своего героя. Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку.
Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». В числе этих портретов встречаются и интимные портреты, например овальный портрет Е. П. Олив (1909), захватывающий изяществом формы и рисунка, утонченными вариациями серо-голубоватых тонов. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Все равно добились Романовы власти, а добившись, не забыли и пострадавшей за них родни.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине -- «Боярыне Морозовой». Холод.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Искусство Серова -- это единство и гармония этих двух начал. Каждый из них -- личность, яркий рельефный характер и все вместе образуют главного героя картины -- многоголосый и многоликий образ русской деревни той поры, всего русского общества.
Морозова (1868), И. И. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Они словно противопоставлены друг другу.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Любимый ученик И. Репина и П. Чистякова, он усвоил достижения предшественников и в то же время вписал в себя богатство художественного наследия Ф. Рокотова, Д. Левицкого, О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова и многообразные устремления своих современников -- от Врубеля до Матисса.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба -- и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов.
Творческое наследие И. Е. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. «Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев.
«Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы», -- говорил Суриков. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». А картины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Вот лохмотья. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту.
Морозова, конечно, главный герой картины, но и другие -- отнюдь не второстепенные. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Мир нужды, бесправия и гнета -- такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Гоголя, Л. Н. В его глазах читается печаль, тоска. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Как писал один из исследователей, «живопись обусловлена характеристикой, характеристика достигнута живописью». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин был величайшим реалистом.
С незапамятных времен владели Морозовы двором в самом Кремле, на взрубе, неподалеку от Благовещенского собора. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Крамским. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Битва в разгаре. Грабарь и др. ). Но дни его уже сочтены.
Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Сундук. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. «Франческо Таманьо» -- словно вспышка бурного, огненного темперамента, пронизывающего и образ итальянского «короля певцов», его горделивую осанку с поднятой головой и горячий красновато-коричневый колорит и сам мазок, нервный, торопливый, энергичный.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. столько вообще неколоритных живописцев. «Строгая жизнь», – отзовется Репин о суриковских квартирах. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Идея произведения выступает в картине Сурикова не в роли «режиссера», по воле которого действующие лица образуют заранее предрешенную мизансцену, а в образах предельно достоверных и убедительных, живущих и действующих словно независимо от художника. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Одни откровенно радуются и глумятся над опальной раскольницей, другими движет лишь равнодушное по существу любопытство, третьи всматриваются в боярыню недоверчиво, с подозрением или страхом. Иванова, но В. Суриков решает ее на ином материале и ином уровне.
Возрождая традиции русской живописи XVIII века, художник в последние годы жизни создает тип импозантного парадного портрета-картины «большого стиля», настойчиво ищет выразительности цельных и плавных линий», разнообразных и содержательных композиционных решений, включавших нередко сложную обстановку интерьеров, отражения в зеркалах и так далее. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Максимилиан Волошин писал, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории». Холст, масло.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
К концу XIX в. влияние передвижников упало. Так случилось и с портретом московского купца и промышленника М. А. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). «Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. «Портрет художника В. И. Сурикова» (1877). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Ни одной мастерской за всю свою жизнь он не имел. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума».
В «Портрете С. М. Боткиной» (1899) Серов любуется смелым и изысканным контрастом желтого платья, синей обивки дивана и потемневшей позолоты в то же время зоркость реалиста подсказала ему своеобразную композицию этого парадного портрета, в котором фигура сдвинута на край дивана, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Суриков за «Морозову» ограничился пятнадцатью. Какого еще Вам свидетельства. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Ист живопись, портрет.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Портретов кисти В. Серова много, около двухсот. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. И все это на дивном фоне великих шедевров (конечно, в воображении. ), которые окружали нас излюбленные, бессмертные, вечные. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Репин дважды подавал прошения об отставке. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Далеко не всегда Серову доводилось писать такие модели. Уже после своего академического пенсионерства я, поселившись в Москве, был в храме Христа Спасителя, где и Суриков писал на стенах большие образа-картины. Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Кошелева (1866) все – в ГРМ. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына».
Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. Америка—Франция—Россия. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В изобразительном искусстве появились новые направления. Серова и пейзажи И. И.
Решил Василий Суриков учиться в Академии художеств – добрался до Петербурга. В 1891 году Суриков, окончив сцену из современного ему сибирского быта «Взятие снежного городка», приступает к осуществлению сокровенного замысла -- картины «Покорение Сибири Ермаком». Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Художник создал впечатляющий жизненный образ. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Он был рисовальщиком, вставшим в ряд с выдающимися мастерами европейского рисунка, взяв от П. Чистякова все лучшее, что создала русская академическая школа, а от И. Репина--мастерство реалистического рисунка второй половины XIX века. Воспитание венценосцев – дело непростое. Гаршина. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени).
Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). М. Бунакову. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Кустодиев, ИЛ. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот.
Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Художник новой эпохи, он открыл историю русского рисунка XX века. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении.