ныне в пражской Национальной галерее. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Справана фоне цветы. Зайцева в Полтаве, затем у А. М. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта.
Это те цвета, в которых писан весь портрет. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». 12.
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. 46. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Буря, бушевавшая в жизни и умах, XIX в. отразилась как в зеркале в портретах Репина. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художниками-единомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок.
Пелагея Стренетова была по-настоящему народной актрисой. " Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом.
Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». 60. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Так, например, у меня с П. М. Так понимал своего протодьякона художник и таким он изобразил его.
Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. и я убийственно страдал. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.
Среди его учеников, . – М, Просвещение, 1969. Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Портрет был. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Образования не получила. Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией. 115. М. О.
Это небольшое красное пятно воспринимается как выражение, как намек на горячность натуры. В 1890-е гг. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка.
часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Едва ли в 1870 г. подобную задачу мог с такой свободой и уверенностью разрешить другой русский художник. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. 101. «Пахарь» (II, стр. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.
И. Введенский, критик 1888. Она была закончена только в 1891 году. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки.
215), 1907. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И.
17), 1881. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Был приобретен в 1913 г. О. Д. Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано и одновременно дамой высоких моральных качеств.
С портретом Страхова, т. е. красками же, меня постигла вопиющая неудача, но добрейший Николай Николаевич не замечал, что я уже гибну в моей неудаче и как ни в чем не бывалотольковесело похваливал. Портрет Тургенева, по собственному признанию Репина, так ему и не удался. В 1879 г. Третьяков настойчиво убеждал Репина переписать голову. Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета.
Еще одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (см. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Искусство. Написан портрет вдохновенно. 17.
Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Обратим внимание на движение пятен краски. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. Освещена ярким светом сзади лицо и воротник залиты рефлексами от освещенных листов журнала. Это смело задуманная и отлично выполненная задача освещения и рефлексов, показывающая, как сильно шагнул Репин-художник. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Островского), Лизаветта (Горькая судьбина Писемского).
Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная тень от дерева, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Ясные удары кисти в своей подвижности и непосредственности (во многих местах просвечивает фактура холста) всюду выражают одухотворенность, создают, лепят, являют внутреннюю жизнь. Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений.
Приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. 107. Я.
56. А. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. – М. Л., 1949. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н.
приложение 11). Крамского и Н. Н. 36. На столе книги и серая шляпка.
Под этим названием она была и на юбилейной выставке Репина и Шишкина в 1891 г., где ее приобрел П. М. Третьяков. -- 543 с. В данном случае художник поставил себе сложную цель – выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора – автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке.
При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Несмотря на то, что портрет исполнен художником на семидесятом году жизни, да еще в период упадка, он спорит по выразительности и мастерству с портретами и рисунками эпохи расцвета. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее).
Она была закончена только в 1891 году. Там у нее родилась дочка Маша. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин.
К тому же и погода благоприятствовала работе. В начале XIX в. декабрист А. Одоевский, выходя на площадь, где должно было произойти восстание, воскликнул: «Умрем, братцы, ах, как славно мы умрем. » Смерть привлекала романтика даже больше, чем победа.
А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». 91. Г.
Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме художника, о его высоком представлении о человеке. В живописи этого этюда нетуже никакихпережитковакадемических традиций, явныхвпортретеХлобощина ине вполне отброшенных дажевпортретеВ. А. Шевцовой.
Очень слабо нарисованы руки. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какойто». Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». 2015-2017 Э Вести.
Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Ответ был полным любви и прощения. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. И. Е. Забелин, археолог. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.
Мне везловславе» 20. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену.
Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. 32. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка.
Кустодиевым и И. С. Детство провела в Нижнем Новгороде. 90), 1893. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Поначалу он отказался позировать с затылка. Чем же объясняет художник свою неудачу.
Пришлось пойти на хитрость. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке.
Все три последних портрета обнаруживают некоторую неуверенность и даже растерянность тогдашнего Репина. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. В. Чижов, 1877. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина.
Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. Среди его учеников, . Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки. Ведь какой взгляд. Толстой-пахарь, Толстой на косьбе, Толстой в лесу, на молитве – такие сцены очень занимали портретиста, к ним он возвращался не раз. 95). Академический сторож Ефимов, 1871.
Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным.
195). XIX в. был эпохой «бури и натиска». Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Изображенызаписьменнымстолом, вЯсной Поляне. СофьяАндреевнасправа, повернувшись почти в профиль к Льву Николаевичу, сидящему слева и обратившего голову к ней. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.
Позднее он еще несколько раз собирался писать Крамского, но жизнь в разных городах упорно мешала сеансам, которые все откладывались. Одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (1882). 183-184. Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили.
иоконченв1883г. 127. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос.
Последнее отдавало пошлостью. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Руки очень нравились самому Тургеневу. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850-1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. 16. Читающая девушка, 1870.
Суворин. Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд.
77. П. Ясная лепка выпуклого лба подчеркнута четкими прядями волос, как будто влажных, прилипших ко лбу, лежащих плотно на форме. Ге.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Труд — вот что определяет и украшает человека. Вот таким образом ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву».
И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Влияние Л. Н. Явно симпатизируя Стрепетовой, художникиреалисты ничуть не идеализируют ее внешность. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 217), 1901. Н. Н. Ге, художник. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.
В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди его учеников, . В то же время анонимный рецензент «СанктПетербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной». Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Трактован в живописной манереиявляется одним из лучших репинских портретов на рубеже 70-х и 80-х годов.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Вот таким образом же он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде. Переписка. Хорошо написана голова и рука.
Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Сравним две работы Ильи Ефимовича, получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника, – «Протодиакон» и «Мужичок из робких».
Рисунок уверенный, лепка твердая. За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя, а однажды, обратившись к скульптуре, вылепил и его бюст.
Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Н. Герард, юрист (II, стр. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). В семь лет она впервые вышла на сцену.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. 228—229. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». А это бывает. 132. В.
И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. 28. Своеобразие и темперамент натуры ученого захватили Репина.
«АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. остановился на Стрепетовой не случайно. 3. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой.
Бородинобычностоял, опершисьоколонну. На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием". Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Более похожего на Римского-Корсакова не существует во всей его обильной иконографии, художественной и фотографической. «Мужичок из робких», тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации (см. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально-выразительно. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. С приёмными родителями девочке определённо повезло. Эта слегка вскинутая вверх головапрекраснохарактеризованаонаобращала на себявсеобщеевниманиенаIIIПередвижной выставке 1874 г., первой Передвижной, на которой принял участие Репин, находившийся в то время в Париже. Портрет Стасова, прекрасный по форме, несколько черноват по живописи, что объясняется продолжавшимся в течение всего 1871 и в начале 1872 г. увлечением Рембрандтом. Несмотря на миниатюрность, трактованоченьсмело, энергичноишироко. Во всей манере есть нечто от импрессионистов, вернее от пост-импрессионистов и даже от Монтичелли. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. приложение 13).
М. Т. Соловьев, один из ближайших сотрудников И. Д. Сытина, по его издательской деятельности (II, стр. 114. К. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам.
А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. 22.
Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Д. Спасович, юрист (II, стр. «Сютаев» уже был куплен 13. При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции. Он до жуткости похож и до жуткости живой. Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015.
Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого.
Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. 225. Л.
Стрепетова как будто дышит. Гр. Темные, горящие, полные переживаний глаза, страстные, как бы трепещущие ноздри, красивый, тонко очерченный полуоткрытый рот, готовый заговорить горячо и убедительно глубоко проникновенным голосом, тонкий овал лица, подчеркнутый белой оторочкой платья на шее, распущенные, несколько растрепанные волосы, передающие нервозность и болезненность натуры, темное пятно платья в тон глаз, горячие краски фона все это раскрывает глубину переживаний, горение и трепет этой замечательной актрисы. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В обоих случаях изображается душевная драма женщины.
В эти годы живописный талант его рос не по дням, а по часам, подготовляясь к тем богатырским подвигамживописи, которымибудутознаменованы 1880-е годы. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла.
Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. Репин вернулся на прежние позиции. Е. В. Павлов на этой небольшой картинке, пожалуй, более похож, чем на большом портрете, написанном Репиным несколько лет спустя. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Его портрет имел большой успех». — Да это превосходно. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Она говорит с вами.
Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. 180), 1913.
Куликовым, 1901-03, Русский музей). Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию.
Робость его на самом деле только кажущаяся. – 60 с. Возвращается в Россию летом 1876 года. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Поколенный. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад».
39. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Дальнейший шаг на пути овладения формой.
Это было сказано по поводу моих же грехов. 47). Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Тем не менее отлично проработана голова, освещенная верхнимсветом, с глубокими тенями глазных впадин и под носом.
37. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. Этот серьезный человек, мыслитель и гениальный талант, является часто полным добродушия, простоты и очаровательной веселости, которая абсолютно преображает его лицо. Он постоянно менявший подруг. 255. В.
Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). В двадцать один год Пелагея Стрепетова влюбилась в местного обольстителя. 53), 1888. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Написан в два сеанса на небольшой дощечке.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр.
Но до чего же все живое. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. приложение 10).
весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных граждан. ПортретФофановазанимаетсреднееместо между чисто живописными работами Репина, в которых художник всецело отдавался своему артистическому увлечению и объективно-иллюзорными, знаменующими отказ от артистизма. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. 206), 1907. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». М. Фофанов, поэт (II, стр. 37), 1884.
В своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «. Восторженно отзывался о портрете Крамской. и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе, как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов. » Письмо И. Е. Кроме того, Третьяков не мог позировать часто и никогда не позировал несколько дней кряду, что Репин считал особенно важным для успешности работы, а приезжал через длительные промежутки времени иногда через неделю, а иногда и через месяц и более, особенно после переезда Репина в Петербург. Портрет приковывает зрителя своей одухотворенностью.
На художнике куртка, без воротника. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна.
87), 1891. 71. «Отдых». 140. В. Это лучше всех ваших академических работ. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину.
Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный. Пела в опере. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. — сказал Крамской. Мерси дАржанто (II, стр.
Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. "Я написала матери, – рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, – что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. И манера и жест руки и глаза, – словом, весь тут, говорили они. ».
62. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. 100. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. 261.
Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Этюд этот произвел настоящий фурор в среде художников широкой, необыкновенно живописной манерой письма. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой». Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художникамиединомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок.
В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Портрет принадлежал проф. В. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Тут больше любви к делу, — пояснил он. 9), 1882.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый.
Вся фигура и отдельные деталипроработаны любовно, с огромным, но скромнымисдержанныммастерством. Сложный и трудный ракурс, выдвигающий ноги вперед и отодвигающий туловище назад, разрешен с изумительным чувством художественного такта, далеким от фотографического протоколирования. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов.
И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. «Мужичок из робких», 1877. Портрет покоряет красивой кладкой, разнообразием фактуры и правдивостью решения световой задачи: свет играет богатой гаммой красок на волосах и лбу, на носу и щеке, на ухе, бороде, правом плече, левой руке и книге, заползая, как в натуре, во все доступные ему изгибы форм. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи.
и др. Было от чего прийти в отчаяние. Таким образом внутренняя характеристика Толстого находит в общем решении портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельности образа.
В обоих случаях изображается душевная драма женщины. 21. В поисках образа революционерки Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Участник. Н. и С. А. Толстые (II, стр. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала.
М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства. МертвыйФ. 61).
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. 207). Последнее качество присуще и портретам Стрепетовой, Стасова (1883), Льва Толстого (1887). Он так же хорош по форме, как и по живописи. Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении.
Толстой босой» или же «Л. Н.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
Сам Репин назвал картину «В операционном зале». П. Бородин, химик и композитор (II, стр. 108. А. Это вы сами.
Ф. Писемский, писатель, 1880. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890.
Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Крамскому от 13 января 1878 года // Репин И. Е. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Пелагею пригласили на лето в Саратов и она решила отправиться со Стрельским. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
и Крамской И. Н. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Отсутствовали приветливость и обаятельность, столь часто отмечавшиеся посетителями Ясной Поляны и та детская простота, о которой говорил в своем отчете о XVI Передвижной 1888 г. А. С.
Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открытовыразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов. Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. 110. Е.
Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. 75. В. передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Родилась 4 (. ) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию.
Вот таким образом портрет полон жизни. 113. А. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Толстого Репин писал не один раз. 55), 1888. Стрепетовой.
Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Однозначного ответа тут быть не может. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Но вот портрет окончен. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Картина имеет 3 списка (не считая этюда).
Рисунок уверенный, лепка твердая. Чуковскому. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которого писал Г. Успенский в связи с подобными образами. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько.
Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. 87. В. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена.
После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. 145), 1913. Учился у И. К. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом.
195. «С черным вороном», 1901. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
«Как. Лучший репинский женский портрет. Вскоре они расстались. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр.
40). -— И. Г. ), они много смеялись». 47.
По живописи они довольно слабы и черноваты. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве.
«Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. И как это сделано в портрете Мусоргского. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица.
В. А. Серов (II, стр. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной.
С. 126. Характерно, что в известном портретеПортрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Поражение влекло за собой меньше горьких разочарований, чем победа.
Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни интеллигентность, душевную энергию. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
два образа: Стрепетовой и самого Репина. Сейчас в Толстовском музее в Москве. Как сказал писатель А. Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». 73. Е. 84.
Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Писан в 1894 г. в Неаполе. Среди его учеников, .
14. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Асимметрично посаженные глаза, сдвинутая переносица, приоткрытый асимметричный рот. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят».
А свеча становилась ниже и тени менялись. Репин не согласен: он считает портрет удачным. Жемчужина Третьяковской галереи -Портрет П. А. в Цветковской галерее. Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде).
Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
Рассматриваемый портрет писан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении». 59), 1890. Репин обращается кчувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке.
Репина И. Н. 7). Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России. Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны» Алпатов Л. В. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр.
Метко и зло характеризован. Большой эффектный портрет на холсте, углем. 20. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Одной из самых любимых и важных для нее ролей была Катерина из Грозы Островского. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову.
Когда смотришь на них, забываешь, что они построены только на черном и белом: в воспоминании остаетсявпечатлениевиденного живогочеловекасовсемиегоположительными признаками — внешними и внутренними. В его семье она и была воспитана.
«Пирогов» – одна из вдохновеннейших работ Репина, поражающая экспрессией, темпераментностью живописи, силой выражения интеллектуальной жизни. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16.
Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны.