Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.
Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. -- 543 с. В данном случае художник поставил себе сложную цель – выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора – автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке. Стрепетова как будто дышит. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Мимо этого скромного полотна легко пройти, но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, ее напряженный мучительный взгляд, ее нервно сцепленные пальцы. К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос. Характерно, что в известном портретеПортрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой.
Явно симпатизируя Стрепетовой, художникиреалисты ничуть не идеализируют ее внешность. Это небольшое красное пятно воспринимается как выражение, как намек на горячность натуры. XIX в. был эпохой «бури и натиска».
Участник. Среди его учеников, . В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. В то же время анонимный рецензент «СанктПетербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной».
Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере.
Еще одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (см. Приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. Но до чего же все живое.
Ответ был полным любви и прощения. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Асимметрично посаженные глаза, сдвинутая переносица, приоткрытый асимметричный рот.
Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). "Я написала матери, – рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, – что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
Она была закончена только в 1891 году. Переписка. Крамского и Н. Н. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Рассматриваемый портрет писан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении».
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Одной из самых любимых и важных для нее ролей была Катерина из Грозы Островского. В своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «. На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием". Во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу.
Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов.
Она говорит с вами. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». В семь лет она впервые вышла на сцену. Поражение влекло за собой меньше горьких разочарований, чем победа. Детство провела в Нижнем Новгороде. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков.
передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (1882). Стрепетовой.
Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которого писал Г. Успенский в связи с подобными образами. Там у нее родилась дочка Маша.
Портрет приковывает зрителя своей одухотворенностью. Репин обращается кчувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. – М. Л., 1949. Вот таким образом ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. И манера и жест руки и глаза, – словом, весь тут, говорили они. ».
Крамскому от 13 января 1878 года // Репин И. Е. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию. Вскоре они расстались. Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны» Алпатов Л. В.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. И как это сделано в портрете Мусоргского. Это те цвета, в которых писан весь портрет. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М.
Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. Буря, бушевавшая в жизни и умах, XIX в. отразилась как в зеркале в портретах Репина. Последнее качество присуще и портретам Стрепетовой, Стасова (1883), Льва Толстого (1887). Пела в опере.
Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Григорьевича Стрепетова, ставшего её приёмным отцом. Толстой босой» или же «Л. Н. Ясные удары кисти в своей подвижности и непосредственности (во многих местах просвечивает фактура холста) всюду выражают одухотворенность, создают, лепят, являют внутреннюю жизнь. Так, например, у меня с П. М.
Пелагею пригласили на лето в Саратов и она решила отправиться со Стрельским. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. В его семье она и была воспитана. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме.
Образования не получила. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. приложение 13).
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Среди его учеников, . Репин вернулся на прежние позиции. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Третьякова, который сидел с необычным старанием, портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут для отдыха, помог мне. – 60 с. Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла. Его портрет имел большой успех». Наиболее известными из них стали работы И. Н.
— сказал Крамской. Это лучше всех ваших академических работ. Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Зайцева в Полтаве, затем у А. М. Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Написан портрет вдохновенно.
Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. остановился на Стрепетовой не случайно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н.
3. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. С. 126. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. «Пирогов» – одна из вдохновеннейших работ Репина, поражающая экспрессией, темпераментностью живописи, силой выражения интеллектуальной жизни.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. " Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какойто». Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. Очевидно, что перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии. Выбран момент высокого душевного подъема: творческое горение оборачивается страданием – не за себя, за других. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета.
Передача страстности артистической натуры Стрепетовой достигается Репиным и особой техникой: особым мазком – дробным, мелким, нервным идущим в разные стороны, а также живописно контрастной светотенью, дающей изломанную нервную линию носа, разливом мерцающего света по лицу, бликами света на лбу, техникой, приближающейся к импрессионистическим приемам, но использованной в границах полного реализма исключительно в целях полноты передачи образа. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. Репина И. Н.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано и одновременно дамой высоких моральных качеств. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение.
Обратим внимание на движение пятен краски. Репин встречал их по средам.
Последнее отдавало пошлостью. Рисунок уверенный, лепка твердая. В двадцать один год Пелагея Стрепетова влюбилась в местного обольстителя. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». и Крамской И. Н. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
Для того чтобы лучше выявить объем головы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Своеобразие и темперамент натуры ученого захватили Репина. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально-выразительно. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Сравним две работы Ильи Ефимовича, получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника, – «Протодиакон» и «Мужичок из робких». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину. К тому же и погода благоприятствовала работе. Пелагея Стренетова была по-настоящему народной актрисой. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открытовыразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов. Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Островского), Лизаветта (Горькая судьбина Писемского).
Так понимал своего протодьякона художник и таким он изобразил его. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки. С приёмными родителями девочке определённо повезло.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Влияние Л. Н. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили.
Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену. приложение 11). Это вы сами.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Восторженно отзывался о портрете Крамской. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1890-е гг. ныне в пражской Национальной галерее.
По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой». Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художникамиединомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок. два образа: Стрепетовой и самого Репина. и др. Родилась 4 (. ) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию.
Вот таким образом портрет полон жизни. После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Ге. С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. Кустодиевым и И. С.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.
Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Вот таким образом же он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде.
— Да это превосходно. Чем же объясняет художник свою неудачу. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена.
Он постоянно менявший подруг. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». «Как. И тут – «куда, куда девалась ее красота.
Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Как сказал писатель А. Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Учился у И. К. Возвращается в Россию летом 1876 года. Среди его учеников, .
– М, Просвещение, 1969. -— И. Г. ), они много смеялись». Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд.
«Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. Искусство. Публике картина понравилась.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. Среди его учеников, .
Куликовым, 1901-03, Русский музей). Однозначного ответа тут быть не может. Жемчужина Третьяковской галереи -Портрет П. А.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. приложение 10).
Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. На единые реалистические принципы опираются мастера и в своих художественных поисках, внешне столь несходных. «Мужичок из робких», тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации (см. 2015-2017 Э Вести.
В начале XIX в. декабрист А. Одоевский, выходя на площадь, где должно было произойти восстание, воскликнул: «Умрем, братцы, ах, как славно мы умрем. » Смерть привлекала романтика даже больше, чем победа. Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина.