В 1910 году Репин закончил портрет Петра Столыпина. Писал он Столыпина в министерстве внутренних дел и. едва только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где его сейчас же застрелили. И вот Репину дается заказ – для Саратовской городской думы написать портрет Петра Столыпина. Илья Репин закончил портрет Петра Столыпина в 1910 году, незадолго до гибели политика.
О чем оповестили премьер-министра в июле 1909 года: «Городская Дума шаг за шагом, то с надеждой, то с тревогой, в течение нескольких лет следила за судьбой проекта Саратовского Университета в высших правительственных учреждениях и видела, что с самого начала его возникновения, когда идея Саратовского Университета ещё не имела сторонников и до последнего момента Вы Петр Аркадьевич, являлись постоянным стойким и твердым её защитником». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На его плечи лег тяжелейший груз – борьба с революцией и проведение в стране реформ. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Двое жандармов (у одного был увесистый портфель) попытались пройти к Столыпину, но их остановили. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Скончался композитор 6 марта 1881. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В кармане у него был заряженный браунинг. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы». Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Америка—Франция—Россия. Левая рука, свободно лежащая на подлокотнике слегка придерживает газету. В 1901 году И. Е. Репин начал работу над картиной «Торжественное заседание Государственного совета». Изменилось и отношение императора.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Тяжелые ранения получили 14-летняя дочь и 3-летний сын премьера. В 1884 с блеском закончил естественный факультет Петербургского университета. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Недоучившийся студент сам хотел покончить со Столыпиным. Перед Столыпиным П. А.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Развивалась промышленность, набирали обороты сельское хозяйство и предпринимательство. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Понимая это, она замыкалась в себе, устраивала мужу сцены. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком.
За обедом иногда тарелки летали». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. А иногда так и вовсе мягко отклонялось. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Это было то, что мне нужно для моего царевича. Илья Ефимович долго не решался взяться за этот сюжет – предчувствовал, наверно. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история.
Сам же Столыпин не пострадал. Родной брат деда, Афанасий Алексеевич (1788-1866), офицер артиллерии, участник Бородинского сражения, награжден золотой шпагой с надписью За храбрость, в 40-х годах XIX века был саратовским губернским предводителем дворянства. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Столыпин происходил из старинной дворянской семьи. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Многие из них становились не только моделями, но и любовницами художника. Был предводителем дворянства в Ковенском уезде, где у него было имение, затем Ковенским (ныне Каунас, Литва) губернатором, с 1902 года Гродненским губернатором. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Николай II, если называть вещи своими именами, просто ненавидел премьера: он считал, что люди с сильным характером и железной волей узурпируют его власть, оттирают его на второй план. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Картину же отреставрировали.
Увлекаясь сам, Репин не терпел даже намека на какое-то «увлечение» со стороны жены. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. А Пирогов.
С. 507. ). Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Не менее интересна бумага, которой пользовался мастер: на именных бланках указан адрес – «Пенаты» на ст. В ином ключе решен образ обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева — российского «Великого инквизитора», своим видом вполне соответствовавший тому образу, который русские люди создавали о нем, судя по его считавшейся роковой роли в государственной жизни (Бенуа А. Мои воспоминания.
Написал Писемского – Писемский умер. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Четвертая, пятая. В то же время у большинства местных жителей губернатор пользовался уважением. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
«Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили сатириконцы. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Столыпин свободно сидит в кресле в своем кабинете Министерства внутренних дел на фоне темно-красных портьер. Почему. Известный учёный был поражён блестящими знаниями выпускника.
Судопроизводство совершалось в течение 48 часов, а приговоры исполнялись в течение суток. Жить рядом с гением – и удовольствие и адово мучение. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Кн.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Как информатор он получил билет на спектакль. Премьер-министр пытался сохранить монархию. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. — М., 1993. Кустодиев. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Причём, один из выпускных экзаменов у него принимал Менделеев Д. И. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Но старания премьер-министра оказались напрасными.
Сделал портрет критика Писемского – тоже умер в течение года. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
«Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», – писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Видное место в творчестве Ильи Ефимовича Репина занимает портретное искусство, где художник выступает как блестящий мастер психологического портрета и как отличный наблюдатель внешности и характера человека. А Мерси дАржанто.
Личность Столыпина вызывала раздражение практически всех слоев российского общества. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Борьба с террористами и революционерами успокоила страну. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Художник изобразил премьер-министра привычно и удобно сидящим в кресле.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Например, горе было тому человеку, который решился бы подать ему пальто. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». 3 июня 1907 года он добился роспуска II Государственной думы и ввёл новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в Думе представителей правых партий.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Многие известные люди, портреты которых рисовал великий художник, вскоре умирали. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Верхушка империи стремилась остановить реформы, сохранить абсолютную монархию. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Юноша совершил два выстрела. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Бескровное лицо со стертыми чертами, застылость, подчеркнутая и большей гладкостью письма, тусклый взгляд представляют полную противоположность подвижному, бодрому Игнатьеву. Поначалу благодаря этому он приобрел широкую популярность в стране. Написал Писемского – Писемский умер.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Чтобы полностью вытравить смуту из умов людей, силовых мер было недостаточно. Все захохотали. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Тем не менее, в 1907-1911 годах П. А. Столыпин определял правительственную политику.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Памятник Илье Репину в Москве. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Официальность портрету придают торжественный темно-красный фон и газета в руках Столыпина. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Написал композитора Мусоргского – тот вскоре скончался. Благодаря этому Петр заручился протекцией матери царя. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Л. Н. Толстого». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Закончил он картину в конце 1903-го. Репин дважды подавал прошения об отставке. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Николай II сам расчистил ему дальнейшую дорогу наверх, отправив в отставку правительство. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Прошло менее года и в ходе первой русской революции 1905-го года двое из тех, кого Репин нарисовал, были убиты: министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве – 15 (28 июля) 1904-го года был убит в Санкт-Петербурге членом партии социалистов-революционеров Егором Созоновым, аеще через пол-года – 4 февраля 1905 года – генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович был разорван бомбой, брошенной эсером Иваном Каляевым.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности.
Советское государство видело в царском премьере своего злейшего врага. Все это привело к тому, что с 1909 года Столыпин оказался в опале. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Особенно невоздержанно он поступил с молодым Перовым, сыном знаменитого художника, которому в приступе ревности отказал от дома.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели.
Быть нарисованным самим Репиным считалось большой удачей. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. И. Е. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. При открытии II Думы 10 мая 1907 года в качестве премьер-министра и министра внутренних дел изложил программу своих реформ до 1920 года (речь называлась Об устройстве быта крестьян и о праве собственности).
Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования и отказываться было уже просто неудобно. Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Столыпин Пётр Аркадьевич (1862- 1911) – государственный деятель, кавалер орденов Белого Орла, святой Анны, святого Владимира. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Взгляд портретируемого деловит и немного напряжен. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картину же отреставрировали. Его реформы встретили сопротивление со стороны как левых, так и правых партий. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Столыпин принимал живейшее участие в деятельности местных благотворительных учреждений. Петр Столыпин очень любил покупать книги для своей библиотеки.
Написал Писемского – Писемский умер. Репина. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Но на этом трагедии не закончились. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Несмотря на тяжелые отношения с Николаем II, он всегда оставался верным императору. Все захохотали. В антракте Богров подошел к Петру Аркадьевичу, который в это время разговаривал с министром двора – Фредериксом.
Они приняли все условия именитого живописца и получили согласие. Премьер подтвердил свою репутацию жесткого политика. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Аграрная реформа дала возможность миллионам людей отправиться на восток и заняться там собственным хозяйством.
Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси дАржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Было странно видеть, как он, легко раздаривавший комплименты всем посетительницам его дома, резко пресекал малейшие, даже элементарные знаки внимания других мужчин к своей супруге. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Двое из них были в форме жандармских офицеров, еще один – в штатском. В благодарность «за постоянную и неизменную поддержку в вопросе об учреждении университета в Саратове» представители местной власти единогласно постановили избрать Столыпина почетным гражданином, а также поместить портрет бывшего саратовского губернатора в зале Городской Думы. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Репин. Ковенский (1899), гродненский (1902) и саратовский (1903-1906) губернатор. Художник Иван Григорьевич Мясоедов (тоже Иван. ), которого Репин изобразил в образе царя, в приступе ярости чуть не убил своего маленького сына, кстати имя этого сына было тоже Иван, как и сына Грозного.
Через два года он покончил с собой. В этот момент прогремел мощнейший взрыв. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Дед Петра Столыпина, Дмитрий Алексеевич (1786-1825), служил в гвардейской конной артиллерии, был связан с декабристскими кругами. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Завязалась драка с охраной. Но во многом благодаря его усилиям революция была подавлена. В доме у Репиных по четвергам собирались известные писатели, художники, артисты. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. А Пирогов.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Серов, Б. М. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Их сестра, Елизавета Алексеевна (1773-1845), была бабушкой Михаила Юрьевича Лермонтова. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В основном это были посетители, которые пришли к Столыпину с личными обращениями.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Аптекарский остров сотрясло от мощной волны. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. По счастью, ее удалось полностью восстановить. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер.
Открытие нового «рассадника высшего просвещения» было встречено с необыкновенным воодушевлением. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
9 июля 1906 распустил первую Государственную думу, обвинив её в разжигании смуты. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На него как будто началась настоящая охота. Человека, которого нетрудно привести в восторг, так же просто наполнить гневом.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Все захохотали. На роль хозяйки интеллектуального салона она также не годилась. За три года по решению таких судов было повешено около трех тысяч человек. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался. Однако, Саратов обладает не только замечательными живописными и графическими произведениями Репина, но и его письмами. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». 5 факт. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
50 шедевров мастера», которая пользуется большим интересом зрителя. После взрыва на Аптекарском острове Столыпин П. А. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. 1 факт. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси дАржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника.
Другие персонажи картины потеряли свои посты и звания. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Куоккала Финляндской железной дороги, время приема гостей – «Среда от 3-х часов», а также настроение хозяев дома и моря (есть специальная графа, где сообщалось о температуре воды).
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. А Пирогов. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным изрезал картину ножом.
Боголюбова, его крестницы Наденьки Репиной, этюды парижского периода, виртуозные рисунки вместе с произведениями из Русского музея и Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Пенаты» и музея А. С. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели. 2 факт.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Этот допотопный способ правления годится только для диких племен, не способных к культуре. П. А.
Репин попытался отклонить заказ, дав несколько рекомендаций, среди которых были В. А. Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. стал работать юристом в министерстве внутренних дел. Независимая позиция Столыпина восстановила против него почти все дворянство.
М. Бунакову. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Только через 28 лет репинский шедевр увидели зрители.
Третьяков»109. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». «Портрет премьер-министра Столыпина»Писатель Корней Чуковский вспоминал: «Когда Репин писал мой портрет, я в шутку сказал ему, что, будь я чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему, так как в его портретах таится зловещая сила: почти всякий, кого он напишет, в ближайшие же дни умирает.
Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». А Мерси дАржанто. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели.
Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Пирогов, Писемский, Мусоргский, французская пианистка Мерси дАржанто и другие натурщики стали «жертвами» художника.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Радикальные эсеры проникли на прием под видом посетителей и подорвали бомбу. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Но по мере того как реформы вступали в силу, стало нарастать недовольство его внутренней политикой.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вот и во время одной из поездок по России он зашел в неприметную книжную лавку. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением. Его дед был наместником Польши, а отец – комендантом Кремля.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Среди предков Петра Аркадьевича – военные деятели, крупные чиновники, гениальный поэт.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Уже самое первое покушение поражало размахом и последствиями. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Столыпин П. А.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Под его руководством был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», — писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский.
Первый факт. Дочь Вера рассказала как-то В. Ф. Леви, секретарю Репина, каким трудным было их детство: «Вы не знаете папу. Эти милые бытовые мелочи были введены гражданской женой художника Натальей Борисовной Нордман-Северовой (1863-1914), писательницей и общественным деятелем, которая многое сделала, чтобы великий художник мог с удобством работать и жить. Прошло несколько месяцев.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин писал Столыпина не как государственного деятеля, а прежде всего как человека.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Но на этом трагедии не закончились. Однако охрана совершила фатальную ошибку, доверившись этому молодому человеку. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Его усердие и успехи в борьбе с революцией не остались незамеченными.
Репин тяжело переживал утрату друга. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Такие его картины, как «Бурлаки», «Письмо турецкому султану» и другие, многие из нас помнят с детства.
Когда Петр Аркадьевич переехал в Петербург, в столице его ждал холодный прием. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
12 августа 1906 года к подъезду дачи премьер-министра подъехал экипаж с тремя мужчинами. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1914 году разразилась Первая мировая война. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так вспыхнула бойня между Антантой и центральными державами. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Не знаете, в какой атмосфере мы росли. Пушкина (СПб. ) представлены на масштабной выставке «Илья Репин.
Для Гаршина эта работа стала роковой. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Репина, который, однако, принял предложение о написании портрета непопулярного политика без большого воодушевления. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Его реформы начали сказываться практически сразу после его смерти. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Только мастер начал писать портрет Федора Тютчева, поэт скончался.
Догнал, вскочил на ходу на подмостки кеба и как хищник вцепился в кучера. Напавшего тут же схватили, а после суда казнили. Следующая картина – «Иван Грозный и сын его Иван». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают «Бойтесь кисти живописца – его портрет может оказаться более живым, чем оригинал», – писал ещё в XV веке Корнелий Агриппа Неттесхеймский. Страна быстро обогащалась и в 1913 году достигла своего экономического пика. Репин сказал мне:– А этот ваш Ор оказался пророком. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Австрия вступила в конфликт с Сербией, с которой Россия была в союзнических отношениях.
Прошло несколько месяцев. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В апреле 1906 года Столыпин стал министром внутренних дел, а менее чем через три месяца – премьер-министром. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Вера Александровна Шевцова, первая жена Репина, родила Илье Ефимовичу четверых детей. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Творчество великого русского художника Ильи Репина стало тому подтверждением.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Эмоции, вызванные этой картиной, были необычайны: по рассказам очевидцев, многие женщины, смотревшие картину, теряли сознание и валились возле нее на пол – настолько велика была сила воздействия репинского творения. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. «Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили Сатириконцы. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
И. Е. Репин. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Всему виной был злой рок, странным образом преследовавший тех, чьи портреты писал Репин.
Все, наверно, знают, хотя бы по репродукциям, картину И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Этот свет блеснул теперь и над Саратовом. Даже здоровые мужики, которые позировали Репину для картины «Бурлаки на Волге», по слухам, преждевременно отдали душу Богу.
Несмотря на полярные оценки, в некоторых вопросах правительство и дума научились работать друг с другом. Прошло несколько месяцев. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Чернышевского). Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Теракт стоил жизни 24 людям. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством. Очевидцы утверждали, что именно он закрыл собой министра от взрыва. А Мерси дАржанто.
открывалась блестящая научная карьера, но он избрал государственную службу. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. Пятый факт.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Чиновник томик полистал, заинтересовался и купил. Монархисты обвиняли премьера в заигрывании с либералами, в разрушении крестьянской общины как основы самодержавия, в излишнем внимании к крестьянам в ущерб помещикам.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Мы видим широкий размашистый почерк Репина, такой же темпераментный, как и его живопись. Репин начал работать. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Выбор думцев пал на И. Е. Работа Столыпина на посту премьера стала в прямом смысле слова жизнью под прицелом. Происходил из старинной и знатной дворянской семьи. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Отец, Аркадий Дмитриевич, генерал-адъютант, герой Севастопольской кампании.
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.