Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина». Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в Пенатах в феврале-марте 1914 года.
Недаром Федор Шаляпин говорил:. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. В репинский юбилей. Обладал Шаляпин и литературным даром. Вот был сюрприз.
Как он лежал на софе. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Взгляните на знаменитых «Запорожцев» и сразу ее узнаете.
Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Пастернак, К. А.
Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты1440. Какими дарами награжден человек. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Его «Портрет художника И. Я. когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного. Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим.
Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.
Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Отдельная, ученически простая часть натюрморта слева, состоящая из трех предметов, своим силуэтом образуют треугольник с основанием внизу. Чем нарушил этикет.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Коровин, И. Е. Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. И. М. Гофман (М., 1981). Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские имевшие дачи в Финляндии.
были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И.
В нем Репин с искренностью великого художника говорит о своей любви к Шаляпину. Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.
Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.
Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. А ведь пролетарий, казанский сапожник. Вот Вы лежите на софе в халате. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо.
Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. На руках у Марины обезьянка. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики».
и поступь. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. За исключением имущества, доставшегося его дочерям.
Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Репин и сам был недоволен результатом работы. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
В отличие от живописного прообраза, шаляпинский Варлаам не «огнедышащая гора», а, как описал его артист, одутловатый, малокровный, с сизо-красным носом и всклокоченной седой бородой, расходящейся на конце штопором. Мамонтова. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Художник радовался, что наконец исполнится его давнишнее желание сделать портрет певца: «.
Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Но в Куоккалу мы еще вернемся, как недавно сделал это знаменитый Тонино Гуэрра. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Коровин ценился далеко не всегда. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина.
А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать. Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Альбом «Александр Головин», авт. -сост.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Редкая выносливость, поразительное терпение. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Билибина» был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Авторский вариант некоторое время хранился в Третьяковской галерее, а затем был передан в Русский музей, где и находится в настоящее время. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.
Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Жалко Илью Ефимова. «Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил. Ръпин 1914». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008).
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Чудеса. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Трудная это была задача для меня в то время. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.
Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). М. В. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Рентгеновское обследование показало, что от первоначального портрета Шаляпина на холсте остались собака Булька и подпись автора.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Через пять лет, в 1944-м, отцовская усадьба и стоявший рядом с ней дом Юрия, сгорят. Кустодиев создал портрет-биографию артиста, прошедшего огромный путь от ярмарочных театриков до лучших оперных сцен мира. Не курят их теперь». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Вот, например, бурка. С тех пор тут музей, а картины Юрия – среди его экспонатов.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. И то на компьютерах.
На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. В историческую, русскую его часть. Вельможа екатерининских времен. Нельзя же назвать художника безыдейным, если своими работами он хочет приносить людям радость. Дворищина.
Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». 1912 — 1914 гг. Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружился в Чехии. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи».
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Серов изобразил открытое лицо певца. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Репин, как видно из его телеграммы Шаляпину, ликовал, узнав о скором приезде артиста. В январе 1913 г. картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» зверски изрезал фанатик-сектант.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину.
Абсолютно подавленный я ушел из галереи. У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Все прислушивались к идущему между ними разговору об искусстве. И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Об этом говорят страницы шаляпинских мемуаров и последние письма Репина.
Стоит, как вылитый, по несколько часов». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом.
И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль. В конце 1912 г. Шаляпин и Репин встретились в Москве. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Он очень рад и будет писать с меня портрет».
Свидетели шаляпинских выступлений в этой опере единодушно отмечают, что отдельные черты облика царя перешли в грим Шаляпина с репинского полотна. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). А «Пенаты» восстановят к 1962 году. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
И такая осанка. А потом отправимся в Хельсинки. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов.
Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни изображенная им Русь — радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902).
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). В собственном имении. История в другом.
Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.
Жалко, что нет старинной трубки. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Все больше и больше распоясывается хулиган — эко чертово отродье. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
«Пенаты» стали его малой родиной. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Впечатления от них и от молодого Шаляпина не потускнели у него и через тридцать лет. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. И даже ученик Коровина – Б. В. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.
Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее.
Создавал скульптуры из дерева. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
На руках у Марины обезьянка. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Я давно обещал ему позировать. Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году8. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз. На портрете надпись: «Ф. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».
Источник назвали «Колодец Посейдона». Абсолютно подавленный ушел я из галереи. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Еще одна из его работ, несколько лет назад лишь «мелькнула» дома: я про картину «Гопак», которую Репин писал в 1927 году. Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1.
Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин1718. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Левой рукой Шаляпин ласкал своего маленького любимца бульдога Бульку, а плавным движением правой как бы подчеркивал произнесенные слова.
Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2.
У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста».
И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом.
Как и «Автопортрет» самого Ильи Ефимовича, последний, прижизненный, живописный, 1920 года. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Дальше сошлемся на материалы чешской прессы.
Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой.
Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». На пальце— перстень. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева3814241.
Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Как и некоторые из атрибутов использованных когда-то Репиным в своих картинах.
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. В королевской ложе возникла пауза, король почему-то молчал, тогда Шаляпин, решивший, что монарх робеет перед величием русской музыки, заговорил с ним первый. Эта картина находилась в коллекции музея чешского города Злина и перед продажей была исследована при помощи рентгеновских лучей в Национальной галерее в Праге. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. В. Калмыкова (М., 2010) и другие. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».
Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Отлично помню и я юного гениального певца.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Какая силища, какая мощь. Главная ценность картины – ее живописность. Около камина.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». Общественность начала сбор пожертвований. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Спасибо, спасибо, спасибо. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Репины покинули «Пенаты» лишь в дни советско-финской войны в 1939-м, оставив в доме все, как было когда-то при Илье Ефимовиче.
«Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко. ».
Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Несмотря на всю парадность портрета, он отличается выражением самой сущности Шаляпина, демонстрацией его поистине народного духа, того, что став знаменитым артистом, Шаляпин остался русским человеком. Ольга Михайловна была дочерью художника. Потом появились русские покупатели Я был вместе с искусствоведами в одной частной московской галерее, чтобы взглянуть на эту картину, которую одна из исследователей когда-то описала как «плохо прорисованную и слабую по композиции». На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».
Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. И он рисовал, рисовал много. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник.
Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
В письме, адресованном в начале 1909 г. Остроухову, Репин делится своими впечатлениями от шаляпинского исполнения роли Олоферна: «Не так давно в «Олоферне» я слышал и видел Шаляпина. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. Портрет писался в 1920-1921 годах в голодном, холодном Петрограде тяжело больным художником, прикованным к инвалидному креслу. На это указал сам Шаляпин в небольшой статье, опубликованной в год семидесятилетия Репина: «.
Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Об одной из их встреч рассказал художник М. Ф. Шемякин. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин.
Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время». Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Иогансон. Картину, ставшую одной из частей его «украинского» цикла, в который, кстати, вошли и знаменитые «Запорожцы» Так вот, «Гопак» по наследству перешел когда-то Вере Репиной, а после ее смерти в 1948 году достался финскому коллекционеру. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Серов, Л. О.
Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет. Но в театре приняли условия русского баса.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. И не только композицию.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
К. И. Чуковский вспоминал, что «Шаляпин приветствовал Репина с почтительной сыновней любовью». Также он пробовал себя и в скульптуре. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. да. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. (Он живет в Куоккале. ) Пробуду у него несколько дней. Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт.
кто бы мог подумать. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Тонкий колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б. В. Я полон восторга и восхищения до небес Досифеем. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Какая силища, какая мощь. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Сделалось очень больно и стыдно. «Ни на что на земле непохожий. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи».
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Это портреты артиста в жизни. Точнее, дебют этот не состоялся. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт.
Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Наоборот, он передал в своем произведении весь характер его музыки: среди выдающихся произведений композитора – самые русские оперы Борис Годунов и Хованщина. А вчера. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Используя уголь и мел на тонированном фоне, художник передал образ молодого Шаляпина силуэтом, контуром, черно-белой графикой.
«Беседуя с Репиным, — пишет автор воспоминаний, — Шаляпин не спускает с него глаз, с глубоким уважением задает ему вопрос за вопросом». Все же несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников.
Его Портрет художника И. Я. однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. А порой и просто удивительных совпадений. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Уже в следующих «Берегах».
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Так оно и было в действительности. Это позволило Серову справиться с портретом за несколько сеансов. Какая силища, какая мощь. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Жду и буду ожидать всякий час.