2 июня 2003 г. российская алмазодобывающая компания АК АЛРОСА преподнесла в дар Эрмитажу портрет Николая II кисти выдающегося русского художника И. Е. Репина.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. По той простой причине, что в Русском музее уже есть два портрета Николая Второй кисти Репина.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Третьяковская галерея.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Казалось историки учли все, что создал большой художник — от программных картин до карандашных набросков. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». На картине царь предстает в парадном образе – в красном военном мундире с орденами. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Илья Репин писал императора неоднократно и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение.
С кем-то – например, с теми, кто позировал затылком, – и вовсе за раз управились. С девяти лет начал обучаться живописи у совсем молодого Ильи Репина, жившего в Париже. Портрет И. Е. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
А Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян считали Серова своим главным наставником. Карикатура. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Маятник качнулся в другую сторону — и классические полотна вновь привлекают внимание. Свадьба была предельно скромной.
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. Но на самом деле, героев 82 – забыли посчитать всех изображенных на портретах. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Автор: Валентин Серов. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Автор: Валентин Серов. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Сбылось пророчество выдающегося русского историка В. О. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Кстати, с портретами вышла детективная история. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 34 сеансов. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Автор: Валентин Серов.
Государственный Русский музей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Понимая, что вывезти картину Репина в Австралию никто не разрешит, Быченкова временно оставила ее на хранение посреднику в этой сделке — Рубинштейну.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. А когда окончил, Серов предложил царю написать его домашний портрет для императрицы. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репина.
В научной литературе нет никаких сведений об одном из фундаментальных произведений Репина. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. М. Бунакову. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На это были свои причины политического характера. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. (1900).
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.
Все права на картину принадлежат Ларисе Быченковой. (1893). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
(1895). Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. (1905). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.
Русской православной церковью Николай II, его жена и пятеро детей причислены к лику мучеников, канонизированы и в настоящий момент почитаются как «Царственные страстотерпцы». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увыЧто еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вступил на престол в 1894 году и в первом же публичном выступлении в ответ на слухи об ожидаемой либерализации заявил: «Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Но одно можно сказать с уверенностью – он не был мстительным человеком. Ксения Александровна Романова (1875-1960) – великая княжна, старшая дочь Александра III. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Одни говорили о нем как о мягком и добром человеке иные называли Николаем Кровавым.
Государственный Русский музей. Автор: Валентин Серов. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Третьяков»109. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Из заявления Кожевниковой Евгении Сергеевны (вдовы коллекционера Николая Кожевникова):. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа во вторник час и вчера — полчаса. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он-то и подыскал для Ларисы вариант с картиной. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Государственный музей-заповедник «Царское Село». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. А когда даришь музею, налогов нет. Старший сын Александра III. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Автор: Валентин Серов. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Разумеется, реставраторы не стали исправлять Репина и ограничили свое вмешательство только закреплением краски на слабых местах и изготовили подрамник.
Про портрет сына отец сказал: «Мишенька как живой». Портрет великой княжны Ксении Александровны. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Л. Н. Толстого». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Он умер в 1915 году, за два года до Октябрьской революции. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Принято считать, что на полотне – 81 фигура. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. К работе подключилась целая команда историков и исследователей.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Бруни и Т. А.
И действительно, оба портрета – и Николая II и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II – висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Николай II Александрович (1868-1918), последний российский император (1894-1917). Расстрелян с семьёй и приближенными в Екатеренбурге 17 июля 1918 года. А в 1886 году Серовым было принято окончательное решение оставить Академию. Павел Петрович Чистяков. » Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». И напоследок. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина».
По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). (1893). Государственный Русский музей. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Автор: Валентин Серов.
Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Фрагмент.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Псковский художественный музей. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Сто лет назад был написан этот портрет и только теперь мы наконец сможем увидеть его.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. А помочь ей в этом взялся квартирный маклер Рубинштейн. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Все свое время она посвящала музыке. Валентин Серов 8-летнем возрасте и в юности. Мы приезжаем во дворец в час и раньше.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Автор: Валентин Серов. Дания.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Автор: Валентин Серов. Неффа (1864-1871). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Фрагмент. (1890). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Автор: Валентин Серов. Николай продолжал ценить Серова как живописца. Карикатура на Николая Кровавого. Вот таким образом ему очень много приходилось работать.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Копенгаген.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В работе художники использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). «Церемониальный портрет кисти Ильи Галкина, написанный в 1896 году, был скрыт в течение почти 90 лет на обратной стороне другого портрета – Ленина», – рассказала Поцелуева агентству AFP. Малоизвестный художник Илья Галкин написал несколько портретов царей. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Почему нами был выбран Эрмитаж. Кто же законный владелец. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). А потому авторская живопись хорошо сохранилась. Обидевшись императрица ушла, а царь промолчал. Портрет Николая II. (1890).
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Басина, Ф. А. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Картина была написана в 1924 году, сразу после смерти вождя пролетариата. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Но вскоре ее закрыли, а Валентина отправили к матери за границу.
Чистяков, который не мог нарадоваться на талантливого ученика. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Настоящим сообщаю, что картина Портрет Николая II работы Ильи Репина принадлежала мне и моему мужу до 1995 года. (1882).
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Естественно, без права распоряжаться картиной. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рано лишившись отца, мальчик воспитывался в коммуне и в заграничном пансионе.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. После Октябрьской революции был расстрелян вместе с семьей в Екатеринбурге. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Николай II (1868–1918) – последний российский император, сын Александра III и Марии Федоровны. Оставил большое эпистолярное наследие. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Весной 1995 года картина была обменена на квартиру. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Автор: Валентин Серов. Ольга Александровна Романова (1882-1960) – великая княжна, младшая дочь царя Александра III. Портрет императора Александра III с рапортом в руках. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость интеллигентность и вместе с этим слабость императора и запечатлел их на холсте. » Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Автор: Валентин Серов.
Наверное, потому, что публика по-прежнему хочет знать. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Михаил Александрович Романов (1878-1918) – великий князь, младший сын императора Александра III, брат императора Николая II.
Его царствование совпало с быстрым развитием капитализма. Быченковой Ларисы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Это напоминало ему его беззаботную молодость и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.
Подобных открытий еще не было на московском антикварном рынке. Крамского, в Академии художеств у П. В. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Америка—Франция—Россия.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. и перешла в собственность гр. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Где его наставником стал П. П. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». В ходе Февральской революции 1917 отрекся от престола. К счастью, за 78 лет, с тех пор как портрет исчез из Мариинского дворца, никому не пришло в голову «оживить» краски, чтобы выгоднее продать. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. (1893).
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.