По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. Письма». За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
Так-то, коренник. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Печально есть.
Неужели это он. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Среди его учеников, .
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый» — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Его поместили в больницу. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Вдруг пройти молчанием такого слона. Мусорянин» (3). Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.
Среди его учеников, . Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. ». Модест Петрович больше не служил. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство.
Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Сходство черт лица и выражение поразительны. Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Среди его учеников, . Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Действительный член Академии художеств с 1903. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.
И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Среди его учеников, . Мусоргского. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Переписка с П. М. Третьяковым». Это выражается в немного покрасневшем лице, неестественно блестящих глазах и всклокоченной прическе. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Е. Репин и В. В. Стасов. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. достигает большой жизненной правды, то в общей трактовке портрета выявляется высокое понимание художником человека.
Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Как это случилось. Неужели это он. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». так удавались портреты творческих людей.
А 28 марта композитор скончался. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Это 1856 год. «Искусство», 1948, стр. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Они уже давно были знакомы через Стасова. А тело, а щеки, лоб, нос, рот — живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени — какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Это придает портрету особую глубину и драматичность. История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитораМусоргского удалось запечатлеть РепинуИ.
«Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Среди его учеников, . Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
63). С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Впрочем, так ли. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre.
» Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».
154–155). В 1881 году И. Репин жил в Москве. Репин. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Молодцеватый и с прекрасной осанкой, скромный, почти ребенок, молодой человек, который еще не определил свою жизнь. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. И если приблизится к картине, то можно заметить, что форма лица, линия одежды выполнена широким мазком.
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Я и чую, в которую сторону толкать надо и везу, тяну свой гуж и возницы не надо, а ну как препятствие: гуж-то оборвется, ась. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». «Искусство», 1946, стр. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. аль сам надорвешься.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Именно эти признаки придают картине драматичность. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит.
И. Суриков. Я счастлив, что видел эту сцену. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. 47).
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Голенищева-Кутузова. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Ведь он не думал о смерти.
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Репин. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.