Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Дверь из комнаты Маковицкого ведёт в «комнату под сводами». Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). В понедельник до двух часов дня входных билетов продано более 400. Но более эта комната связана с Софьей Андреевной.
С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Это барельефы и силуэты Ф. П.
Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Крамского, И. Е. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. В ней тоже одно время был кабинет Л. Н. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Пятница, 14 марта. очень любил старшего брата Николая Николаевича. По крутой деревянной лестнице поднимаемся наверх. Работ очень много. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. В этой комнате было прохладно и в жаркие летние дни писатель любил работать именно здесь.
Никто меня не смеет задержать. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, » возвышая» фигуру, придает ей монументальную значительность. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.
«Тётенька» Льва Николаевича замуж не вышла и всю жизнь посвятила воспитанию пятерых детей Толстых, очень рано осиротевших (Льву было 2 года, когда умерла его мать, в 9 лет он потерял отца). яснополянским крестьянином Никитой Деевым. Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Остен-Сакен, А. А.
жила последние годы своей жизни. Последняя комната в доме — «комната для приезжающих». кто может, пусть следует благородному Прометею.
«В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. В общей сложности она служила Толстому кабинетом около 20 лет. Рядом со спальней Л. Н. Их надо осветить, пробудить от прозябания.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Бунина и Любошица, – будет повешен у входа аншлаг о снятии "Рыбной ловли". Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений.
И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Ночью 28 октября 1910 года к ней постучался отец и сказал, что решил уехать. На ней же размножались статьи, запрещённые цензурой. И. Н. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «.
над кроватью мы найдём портреты её умерших детей — Алексея, Ивана, Андрея. «Как только «Толстову», с удовольствием смотрю. (На снимке такой крюк виден в правом верхнем углу). Черткова, М. А. Доктор писателя, Д. П. Маковицкий вспоминал, что Л. Н.
Художнику Л. О. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Смерть этого доброго одарённого ребёнка была большой трагедией для всей семьи. «Маша, дочь, так хороша, что постоянно сдерживаю себя, чтобы не слишком высоко ценить её», — говорил Л. Н. О занятиях С. А.
Толстого. Он удивлённо на нас посмотрел, когда мы вошли и сказал: — Работать пришли. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. В доме очень мало икон.
всегда сам смотрел письма с надписью «Толстову». «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Во времена Волконского это помещение служило кладовкой, на стене сохранились крюки для подвешивания окороков или рыбы. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Этот аппарат прислал Толстому в подарок сам Томас Эдисон на 80-летний юбилей писателя.
Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. –. увлекалась фотографией и оставила большое количество снимков и негативов. На стене над столом — пять гравюр «Сикстинской мадонны» Рафаэля. В тот же день "Рыбная ловля" с московской надписью мерзость на ней была снята. Цвета полотна очень сдержанны.
С. А. – писал Репин Стасову. В 1910 году в «комнате под сводами» жила младшая дочь Александра Львовна. Кровать была куплена сыновьями в 1906 году, когда С. А.
Но что поневоле будет так, когда надо же кому-нибудь заботиться о материальной стороне, которая дала бы возможность тому же Л. Н. спокойно работать, без мысли о зарабатывании, мысли, которая неизбежно имела бы дурное влияние на его произведения, так как он пишет медленно и долго и должен иметь спокойствие духа, мочь делать это. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Стараюсь заниматься только тем, что так или иначе касается памяти Льва Николаевича. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Я никогда не забуду его фигуру в дверях, в блузе, со свечой в руках, освещающей его светлое, прекрасное и вместе с тем полное решимости и твёрдости лицо», — писала А. Л. Толстая.
ставил на ночь ручку и карандаши для записывания мыслей, которые возникли у него ночью. Мужчинам этого не понять (Вам отвечал супруг). пользовался фонографом, записал несколько писем, начало статьи.
В последние годы жизни писатель получал по 20-25 писем в день. Елена, я тоже разделяю Ваше мнение о Софии Андреевне. В шкафу рядом с печью хранятся ружья Толстого — в молодые годы он был страстным охотником и, описывая сцены охоты в романах «Война и мир», «Анна Каренина», рассказе «Охота пуще неволи» излагал собственные впечатления. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Толстой получал письма с всего света. Выражение победы духа над страстями». Гинцбурга, П. П. в совершенстве владел французским, немецким и английским языками. Умерла С. А.
И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. На стенах — портреты близких людей — жены, дочерей. «лишился единственного источника тепла, которое под старость лет становилось для него всё нужнее и нужнее», — записал в воспоминаниях Илья Львович. Вся библиотека дома насчитывает 10 277 томов. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Через маленький коридор, направо находится «комната Маковицкого».
сам принёс необходимые для ночлега вещи и своими руками постелил ей постель в кресле в «комнате под сводами». Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ.
Ясная Поляна была оккупирована нацистами в 1941 году. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Игумнова, П. И. Л. Н. Оболенский и др. Комната не совсем обычна.
В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Над письменным столом ещё один портрет умершего от скарлатины младшего семилетнего сына Ванечки. «Ремингтонной» её величали по названию фирмы -изготовителя пишущих машин «Ремингтон». Я сам останусь. Пошлите за полицией.
«Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. " Послали за полицией.
Если это так, то право, странная публика. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Его описание мы встретим в «Анне Каренине», в «Войне и мире», «Детстве», «Утре помещика» и других произведениях.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Такая уж доля у жён великих — они «хлебают их талант полными ложками».
Среди них – выдающиеся работы И. Н. Чтобы не тревожить публику обманчивыми надеждами увидеть совокупные произведения гг. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. «Не молчать перед правдой царицею».
Но это еще не все. В комнате сумрак. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». заболела.
Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». В этой части пройдёмся по дому Льва Николаевича. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен.
Напомним, что Л. Н. Толстой возвратился в Ясную Поляну в 1856 году, 28 лет от роду. В этой комнате С. А. Может быть, по отношению к Репину это была маленькая месть за Толстого. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Она всегда была занята. — Мария. Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне.
А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Чертков, А. К. » В «комнате под сводами» же в 1906 году произошла трагедия — умерла любимая дочь Л. Н. Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Он погружён в работу и ничего не замечает.
Так ли я сижу. Очень много зарисовок ко всем картинам. «И вот началась моя одинокая жизнь в Ясной Поляне и та энергия, которая тратилась раньше на жизнь, уходила и уходит теперь на то, чтоб достойно и покорно воле Божьей нести своё скорбное существование. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Ге, Л. О. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.
А великий оратаюшка все так же неизменно методически двигался взад и вперед, прибавляя борозды. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого.
При отступлении фашисты развели костёр в комнате С. А. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Многие годы в этой комнате жила Татьяна Александровна Ергольская. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого.
В ней ежедневно со станции Козлова Засека (в настоящее время Ясная Поляна) в имение привозили почту — газеты и письма. Стаховичей. «Смотрю на твой милый портрет над собой» — писал Татьяне Львовне.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Вопрос был подан на Высочайшее рассмотрение. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Именно в этом кабинете была написана «Анна Каренина» и мы узнаём обстановку в описании кабинета Левина: » Кабинет медленно осветился принесённою свечой.
Но скажем лишь, что в портрете настолько точно передан сложный внутренний мир великого человека, что портрет этот превысил возможности фотографии, так как на фотографии запечатлен один только момент, а в этом портрете мы видим очень многое: тонкого знатока человеческих душ, проницательного психолога, гениального мыслителя, талантливого писателя. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Толстой.
С И. Е. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. Выдающийся подбородок. Очень известна работа Н. Н. Сохранилась машинка, на которой перепечатывались рукописи.
На руках у отца, от крупозного воспаления лёгких. тоже разворачивались здесь. Сердце усиленно билось, руки дрожали и я всё делала не то, что нужно было, бралась не за то, спешила, роняла Я ждала его ухода, ждала каждый день, каждый час, но тем не менее, когда он сказал: «Я уезжаю совсем», меня это поразило, как что-то новое, неожиданное. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
«Не молчать перед правдой царицею». П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Вещей много не будем брать, самое нужное», — писал Д. П. Маковицкий. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. М. В.
Он приехал из Санкт-Петербурга и поселился в правом флигеле. Пастернака, М. С. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». перешла в 1897 году, раньше здесь жили дочери. Кроме того – у них 23 внука.
Конечно, писатель не мог не упомянуть её в своих произведениях. Среди фотографий в комнате С. А. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. ну и народец же.
После смерти Т. А. Ергольской в 1874 году эта комната стала малой гостиной. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, — черты, образующие программу портрета. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя.
Из бытовых предметов библиотеки интересен чернильный прибор с надписью «Что написано пером, не вырубить топором», преподнесённый Л. Н. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. о любимой дочери. Старинная икона принадлежала деду и бабушке Л. Н. Репина, Н. Н. Стены в комнате почти сплошь завешаны фотографиями.
Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. На простой тумбочке у кровати — необходимые вещи. После этого, по обету П. Н. Толстой, на образ сделали оклад. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени.
А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Малая гостиная — следующая после зала комната. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.
Последние эпизоды перед уходом Л. Н. –. Я сделал это сознательно. Остатки чугунных решёток на окнах заметны по сей день. называл две комнаты в северной части дома.
У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать. «Я сейчас уезжаю совсем Пойдёмте, помогите мне уложиться. — образ Спаса Вседержителя в серебряномпозолоченномокладе. «Канцелярия» — так Л. Н. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника.
Начало библиотеки положено Н. С Волконским и Н. И. Толстым. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Все кажется неотразимо, как сама истина. Вы поедете со мной. История создания такова. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Хотя запись голоса Л. Н. Толстого сохранилась и посетители могут её послушать. Именно брат придумал сказку о «зелёной палочке». А 1906 году он нарисовал портрет углем. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
Повреждения были устранены уже в 1942 году. Значительная часть книг находится в этом помещении, но книги хранятся по всему дому. Портрет написан позаказу П. Третьякова. Образ считали чудотворным. Ге.
Неправда ли, как это оригинально. Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Одна из них — библиотека, другая — «секретарская» или «ремингтонная». Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа).
Я пойду наверх и вы приходите, только не разбудите Софью Андреевну. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Это исторический аппарат, на нем пошиты все блузы Л. Н. Краткую историю имения графов Толстых мы изложили в рассказе «Ясная Поляна«.
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало печи с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком». Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. У него самая большая серия портретов писателя. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Выдающийся подбородок.
Старинное длинное кресло, стоящее в комнате, было очень дорого Софье Андреевне. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. художников. Это была детская игра, в которую братья Толстые играли в усадьбе Ясная Полянав лесу и верили, что на краю старого оврага зарыта «зелёная палочка».
И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Подымать. Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
были сделаны в 1880 и 1884 годах. Мы узнаем Татьяну Александровну в образе Сони в «Войне и мире», тётеньки Нехлюдова в «Романе русского помещика» и «Утре помещика». Но не будем никого судить. Одна из них — в комнате С. А. Салтанова, И. Я. Но Крамскому удалось убедить писателя.
в 1919 году в возрасте 75 лет от воспаления лёгких. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». У окна стоит старая швейная машина. Но процедура записи показалась ему сложной и он перестал им пользоваться. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю.
Резолюция Николая II была краткой и категоричной: «Нахожу покупку казною имения графа Толстого недопустимою». Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. и С. А. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. находится комната С. А. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Здась родился замысел эпопеи «Война и мир», здесь было написано и начало романа. Мы наскоро оделись и пошли наверх и стали помогать отцу укладываться. Мол, ты снял с Толстого сапоги, так я за это сниму с тебя панталоны. По ночам же – до 3-х час.
Последняя несколько раз меняла назначение. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. На ней написан секрет, «как сделать чтобы все люди не знали несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». С 1864 по 1866 год здесь был кабинет Л. Н., где писатель работал над «Войной и миром».
В «секретарской» часто разбирали почту. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Картина строга и проста.
Л. Н. Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже. Нет. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры.
Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. — со страхом спросила я. — Нет, беру с собой Душана Петровича. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Толстого, Д. Н. Рядом с секретарской находится библиотечная. А при виде яснополянских обитателей в черных, грязных избах, с тараканами, без всякого света, прозябающих по вечерам у керосинового издающего один смрад и черную копоть фитиля, мне делалось больно и я не верю в возможность светлого, радостного настроения в этом Дантовском аду.
Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся. Нет. «Внизу, под залой, рядом с передней папа устроил себе кабинет. Л. Н. Сухотиной-Толстой.
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
Под протестом подписалось 40 человек. И действительно, пройдя по указанной дорожке к озеру, Фет увидал всех обитателей усадьбы занятыми вытаскиванием сетей, а самого графа Льва Николаевича – по колено в воде. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Дом, в котором писатель родился и провёл детские годы, уже был продан «на своз». Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Как и в зале, в комнате висит несколько портретов, гравюр, фотографий.
Весь день поглощена она этим. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Два фотопортрета С. А. Нагения смахивает».
Обстановку этой комнаты лучше всего описывает скульптор И. Я. Гинзбург в статье «Как я работал в Ясной Поляне»: «Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Многие книги содержат автографы авторов — русских и иностранных писателей. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва».
Репин и Н. Н. У двери стоит маленький фонограф. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Бирюков, Н. Л. Черткова, Ю. И. Это совершенно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным.
Прекрасно. Л. Н. У двери висит большая кожаная сумка.
Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. — Ты разве уезжаешь один.
Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Чертовский народ. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. о последних годах своей жизни. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич.
Башилова, С. Н. Но всю обстановку дома удалось эвакуировать. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г.
С 1907 года в этой комнате работали секретари писателя — Н. Н. Гусев, В. Ф. Булгаков, отсюда и название, «секретарская». В первые месяцы Л. Н. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Выражение победы духа над страстями». Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. И, действительно, он работал до упаду.