Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. «Искусство», 1946, стр.
Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. Все захохотали. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Впрочем, так ли. Переписка с П. М. Третьяковым». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П.
Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Я счастлив, что видел эту сцену. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Среди его учеников, . И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Написал Писемского – Писемский умер.
Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Печально есть.
Жду с нетерпением. создает образ большой жизненности и впечатляемости.
». Красками, тонами и формами зримого мира он часто восхищался, как музыкой. Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов, человек, которого, по всей справедливости, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе.
Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Так-то, коренник. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Это моя задача.
Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство. Герой, вероятно, отсутствовал несколько лет, о чем свидетельствует реакция детей на его появление: они, кажется, не помнят отца. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Среди его учеников, .
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить.
Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием. 47). Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца.
Неужели это он. Однако, по имеющейся информации, работы с таким названием, вотличие от толстовского романа, у Репина нет. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
А 28 марта композитор скончался. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Действительный член Академии художеств с 1903.
На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. В кругу кучкистов любили и исполняли Садко.
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. 63).
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка».
Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Репин. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Репин. В Париже он устал, его парижские работы не принесли ему настоящего творческого удовлетворения и успеха. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Среди его учеников, . Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Вдруг пройти молчанием такого слона.
Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этогопортрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского». И. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет.
Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Мусоргского. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета.
Крамской Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. «Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили Сатириконцы. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится. «Искусство», 1948, стр. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
Голенищева-Кутузова. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
Именно музыкальность как таковая присуща полотнам Репина, самому его мировосприятию. Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников. Слова Стасова Репин принимает как приговор. Как это случилось. Модест Петрович больше не служил. » Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза.
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Сходство черт лица и выражение поразительны. Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
Сходство черт лица и выражение поразительны. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Неужели это он.
Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе-задумчивым выражением. Прошло несколько месяцев. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
154–155). Его поместили в больницу. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
Мусоргского (1839–1881) для потомков. Именно такимвидели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивойосанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом –следами долгих лет алкогольной зависимости. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
А Мерси дАржанто. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Среди его учеников, . Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели.
А Пирогов. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить.
Один из самых крупных между всеми ими, а как портретист бесспорно наикрупнейший, И. Н. Крамской, увидев этот портрет, просто ахнул от удивления. аль сам надорвешься. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Я попытался разрешить ее в опере».
Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Они уже давно были знакомы через Стасова. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Скончался композитор 6 марта 1881.
Ведь он не думал о смерти. Он счастлив на родине. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre.
Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя.
Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. В 1881 году И. Репин жил в Москве. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося » перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое » сословное амплуа».
Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Это моя задача. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.
Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Картину же отреставрировали. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Следует отметить, что первое исполнение симфонической картины Садко Римского-Корсакова состоялось 9 декабря 1867 г. в концерте Русского музыкального общества. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На этом лице живыми остались лишь глаза. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
Мусоргский влечет его к себе по-прежнему. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Я попытался разрешить ее в опере».
Репин перечитывает их запоем, с удовольствием. Но на этом трагедии не закончились. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Е. Репин и В. В. Стасов. так удавались портреты творческих людей. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник.
И. Суриков. А вот он пишет о Рембрандте: «Рембрандт обожал свет. Письма». Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. И замысел удался – и премьера оперы и все последующие спектакли проходили в переполненных залах. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Это придает портрету особую глубину и драматичность. В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года.
Мусорянин» (3). Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Вот его впечатления от Волги, от очертания ее берегов: «Это запев Камаринской Глинки Характер берегов Волги на российском размахе ее протяжений дает образы для всех мотивов Камаринской, с той же разработкой деталей в своей оркестровке». В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко. Но главным для художника была жизненная правда.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите.
Это 1856 год. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок.
«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.
Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Ему 17 лет.