Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Общественность начала сбор пожертвований.
Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. Курский архиерей не сопровождал икону даже до городской черты Курска.
А они, к сожалению, не всегда понимали его. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.
Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Наталья Нордман была одержима разными идеями. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»).
Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Лес. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Очень мало полиции.
Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. В широком смысле, вязкая жара, хорошо переданная художником (разумеется, все крестьяне и помещики в процессии надеются на то, что икона пошлет им дождь, необходимый для урожая) и есть следствие видимого нами вырубания леска. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Источник назвали «Колодец Посейдона».
Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Традиционно считается, что картина изображает крестный ход, сопровождающий чудотворную Курскую Коренную икону Божией Матери, переносимую ежегодно, в 9–ю пятницу по Пасхе из Знаменского собора в Курске в Коренную пустынь, где икона пребывала до 12–го (24–го) сентября, после чего возвращалась в Курск. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Сюда лучше не лезть.
В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования.
В 1909 году Саратовская городская Дума избрала премьер-министра П. А. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан». Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его.
О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Ему хотелось глубины и наполненности. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Мужики, несущие икону, выглядят уже достойно. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). А для тех, кому посчастливилось видеть самого Репина за работой, это чудо оставалось в памяти на всю жизнь и в разных воспоминаниях можно найти рассказы о тех счастливых переживаниях. Духовенство поразбежалось. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
За свою работу «Петр I перед Полтавской баталией» (находится в Музее истории Полтавской битвы на Украине) Юрий Репин получил первую премию Общества поощрения художников. Сельское население быстро росло и крестьяне, остро нуждавшиеся в земле (равно как и помещики, остро нуждавшиеся в деньгах), приступили к бесхозяйственному и вредоносному уничтожению лесов с последующей распашкой земли. В это время имя художника знала уже вся Россия. Судьба же решила иначе. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Во-первых, как РепинуХудожник или Шаляпинуоперный певец перестать быть художниками. В этом нет мистики.
Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. В это самое время англичанин спешно собирал вещи, для того чтобы бежать из города, захваченного большевиками. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. Портрет Веры Ильиничны Репиной. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». «Мы живем теперь — благодарение небу.
Первый факт. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой, которая печатала банальные романы и повести, любила богемную жизнь, он познакомился в 1899 году, а в 1900 году они вместе ездили на Всемирную художественную выставку в Париж. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. Публике картина понравилась.
Вся прочая сельская полиция — нечто вроде дружинников, которых привлекли к охране правопорядка принудительно — от выбора в сельские старосты и сотские нельзя было отказаться, а сотским часто даже и не платили, а вот распоряжения полиции (например, явиться для сопровождения церковной процессии) они были обязаны выполнять. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Пятый факт. 2. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом.
Нынешние Пенаты – это чистый новодел. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Курск и Коренную пустынь разделяет 29 километров.
В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. Пенаты оказались на территории СССР.
Озаглавив своей фельетон «О гражданах-художниках», г. Мандельштам строит на этом все свои посылки. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Истинное наслаждение испытает И. Е. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. В Париже купили новый фотоаппарат Кодак.
И только у самого монастыря крестный ход встречала братия с архимандритом. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). По-видимому, поселяясь в Пенатах, Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли навсегда останется для него родным домом, а также символом родины для многих соотечественников, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией.
Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Дата окончания работы – 1919 год. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Доставаемый со дна грунт укладывали тут же горкой, которую укрепляли валунами и мелкими камешками. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). Этот мужчина слыл в городе колдуном., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались.
Сын с трудом учился в реальном училище и Илья Ефимович забрал его оттуда. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать. Чем проще персонажи картины, тем они симпатичнее Репину. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Он взывает к художникам, убеждая их понять, «что при необходимости быть прежде всего гражданами им, быть может, на некоторое время надлежит и совсем перестать быть художниками». Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) — одна из самых знаменитых картин Ильи Репина. Творческий подъем 80-х годов не только вознес его на вершину славы, но и порядком истощил, казалось бы, беспредельную энергию.
Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н.
«Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. Репин встречал их по средам.
Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Крамским, критиком В. В. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году.
Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью.
1. Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует созданию художественного образа, – та синяя птица, которую стремился поймать художник. В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Надо было видеть, с какой живостью он вскочил, бросился к ним и выпроводил за калитку.
Горбун, отгоняемый от иконы, вызывает сочувствие. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. Исторических материалов хватало. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
«Он был очень скромным, добрым и тихим человеком, – рассказывает заведующая Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке. 3. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. По воспоминаниям современников, Юрий Репин в те годы стал чем-то вроде деревенского сумасшедшего: он постоянно молился, не следил за своим внешним видом, вырыл землянку в горе, ожидал в ней восхода солнца и делал зарисовки.
Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. На самом деле все было проще.
Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. Усадьбу решено было восстановить. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой).
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники.
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). В Пенатах стояли два дома. Было принято решение поместить в зале Думы его портрет. В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад.
Одним из лучших считается Отдых. В 1989 г. Вадим Репин стал самым молодым победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе за всю его историю (а спустя 20 лет стал председателем жюри конкурса). 25 ноября 1893 года И. Е. Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Илья Ефимович, которому уже перевалило за 70, сажал картошку и морковь, а кроме того, возился с козой – пас и доил рогатую. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс.
Но это уже потом, а тогда у дачного забора на Большой дороге прибили небольшую дощечку с надписью: Vi a Penates. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Репин учился снимать.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. «Юра как ребенок. » – говорили о нем родные и друзья. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Это не то. Последние годы своей жизни великий русский художник жил в одиночестве на границе со своей Родиной, такой не похожей на саму себя.
Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. В то время Куоккала была финской территорией.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. В декабре 1917 года создатель первого в истории человечества социалистического государства товарищ Владимир Ильич Ленин подарил финам независимость. Финляндия впервые стала независимым государством. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Но все это потом, а летом 1899 года Репин и Нордман с воодушевлением принялись за благоустройство участка – болотистой местности, покрытой низкорослым леском. Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Зимою больше времени проводили в городе.
Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой.
Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Необыкновенный живописный дар в соединении с большой гражданской чуткостью сделал Репина тем художником, который, по словам его ученика И. Э. Грабаря, стал героем своего времени. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903).
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Мальчик учился дома под руководством отца, затем в частной Тенишевской школе, а потом поступил на Высшие художественно-педагогические курсы при Академии художеств. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Репин и Нордман пересмотрели множество конструкций, прежде чем заказали построить стол местному столяру-краснодеревцу Пекко Ханикайнену.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Репин писал Столыпина не как государственного деятеля, а прежде всего как человека. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой.
В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Вот, по–моему, точка зрения художника. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Приехавший в Швейцарию Репин не застал Наталию Борисовну в живых, смог лишь зарисовать могилу. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. Здесь провел он остаток дней и здесь же осенью 1930 года был похоронен на холме, который сам определил как место будущей могилы.
«Пенаты» стали его малой родиной. Полиция на картине — отличная иллюстрация принципа правда жизни не есть правда искусства. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Картина кажется переполненной полицейскими, которые кого–то бьют, стращают и не пущают. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Но абсолютно непонятно, почему искусству на этом пиру не должно быть места. Нет, эта картина не беспристрастное изображение русской жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь. В усадьбе, ставшей в 1940 году мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия.
Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Картина — не фотография. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. В 14 лет он выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки год спустя состоялся его успешный дебют в нью-йоркском Карнеги-холле.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая».
На самом же деле на всю огромную толпу приходится четыре чина полиции: становой пристав, его помощник и два урядника (это нижние чины). Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки.
Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. Но то был лишь конец повести. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Охрана свирепствует. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Вы молодые, шутливые, вам всё легко.
Путь этот, запросто проходимый любым крестьянином за день, казался непосильным для неприученного к физической нагрузке духовенства. У городской черты отчаливало и курское духовенство. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Думаю, что нет.
Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». 4. Это было мучительное время поисков. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Он был заказан И. Е. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Почти три десятилетия назад Репин стал известен широкой публике, увидевшей его картину Бурлаки на Волге. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его.
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Стасовым.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму.
В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Освещение получилось прекрасное. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. И дом и сад, где можно поклониться могиле художника, напоминают об этом замечательном человеке.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Остроумно и просто решена была задача осушения. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Во времена Репина камни укрепляли цементом.
В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Стала болеть и слабеть правая рука. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
«Пир на весь мир». В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». В общем, перед нами полотно, сочетающее великолепие живописной техники и традиционное передвижнически–народническое отношение к изображаемому: очевидно, что автор в бога не особенно верует (во всяком случае, не считает нужным таскаться огромной толпой за иконами), а социальное расслоение его расстраивает.
Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. Во время разговора Яковлев заметил двух солдат, вошедших во двор и начавших мочиться. Был он человеком твердых убеждений.
В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Серьезно, есть ли среди финнов более известный художник.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.