Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Возвращается в Россию летом 1876 года. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. ».
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Она была закончена только в 1891 году. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин никуда не делся. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Впрочем, так ли. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Этот мужчина слыл в городе колдуном. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Первый факт. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Вегетарианцем стал и сам Репин. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Публике картина понравилась. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Каждый персонаж переживает что-то своё. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Пятый факт. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. О чем эта история.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Репин встречал их по средам. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников.
Ведь об освобождении узников родных оповещали. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
.