Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
"бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве". В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску.
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал.
Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.
Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Казалось, она спит. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Л. Н. Толстого».
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Так ли это – судить зрителям.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Вегетарианцем стал и сам Репин.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Мне минутами становилось страшно. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. О чем эта история. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Убийство свершилось. На моих друзей она производила то же впечатление. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Каждый персонаж переживает что-то своё. О картине появилось много статей в периодической печати. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. За окном летний день. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Силу человеческого духа увидели в картине современники. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. 1 факт. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Стасов присылает ему все, что он просит.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Этюд получился превосходный. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Публике картина понравилась. Все заняты. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин встречал их по средам. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Репин никуда не делся. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Первый факт.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Не доносчик ли.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Он идет прямо к матери.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». я работал завороженный. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Третьяков»109.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. М. Бунакову.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. 2 факт.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Эта история получила название «бунт 14». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Имя Репина стало широко известным. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. 5 факт. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Она была закончена только в 1891 году.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
Мне минутами становилось страшно». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
художественный музей им. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Работал весь день, не замечая времени. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Общение с прежними друзьями было только заочным. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Комната небогатой интеллигентной семьи.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин считал сам эту картину красивой. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Возвращается в Россию летом 1876 года. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Берег Волги. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Репин был очень дружен с Мамонтовым. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Пятый факт. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Америка—Франция—Россия.