Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был большой групповой портрет Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.
Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. "бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве". Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург).
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Посетителям воронежского художника музея им. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Она была закончена только в 1891 году.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
Третьяков»109. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Общение с прежними друзьями было только заочным. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Этюд получился превосходный. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. художественный музей им. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Имя Репина стало широко известным. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. И вот уже перед нами не царь, а отец. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. О чем эта история.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. М. Бунакову. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Америка—Франция—Россия. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Мне минутами становилось страшно». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин дважды подавал прошения об отставке. Убийство свершилось. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В эту минуту в комнату вошел Христос.
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Берег Волги. Поначалу он отказался позировать с затылка.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В его взгляде осуждение и тревога. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Так ли это – судить зрителям.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Комната небогатой интеллигентной семьи.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин встречал их по средам. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Так началась коллекция Репина Атенеум. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Много учился на написании портретов близких и друзей. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Глаза ясные и добрые.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Л. Н. Толстого». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Они словно противопоставлены друг другу. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Творец, оставивший множество гениальных полотен и находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Не доносчик ли.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. О картине появилось много статей в периодической печати.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Репин считал сам эту картину красивой. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Они жили в Пенатах в течение двух недель. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
За окном летний день. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он идет прямо к матери.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Стасов присылает ему все, что он просит. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Пятый факт.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Я отворачивался от этой картины, прятал ее.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вся центральная часть написана самим Репиным. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Публике картина понравилась. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Позже она участвовала на выставке к 80-летию Ильи Репина в Третьяковской галереи в 1924 году – за шесть лет до смерти художника. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Этот мужчина слыл в городе колдуном. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Все заняты. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Картина имеет 3 списка (не считая этюда).
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Каждый персонаж переживает что-то своё. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Казалось, она спит. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Репин никуда не делся. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно. Первый факт. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
На моих друзей она производила то же впечатление. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Вегетарианцем стал и сам Репин. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В его глазах читается печаль, тоска. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Работал весь день, не замечая времени.
С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Пришлось пойти на хитрость. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Мне минутами становилось страшно.
Рассмотрим "ближний круг". Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку.
я работал завороженный. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Она была закончена только в 1891 году. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Внимание художника тяготит их. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Эта история получила название «бунт 14». Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца.