Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Но тот же «Васнецов» двумя годами позднее, в 1882 г., уже дает живописную смазанность, родившуюся, очевидно, в начале 1880-х годов. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. К тому же и погода благоприятствовала работе.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1868 г., уже после замечательных портретов Шевцовой, Панова, Хлобощина, превосходных рисунков с натурщика-юноши и отличной акварели «Юноша, наряженный в украинский 2а костюм», он делает от себя две акварели — «На балаганах» и «Купец Калашников», непонятно слабых во всех отношениях.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Репин встречал их по средам.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Так ли это – судить зрителям. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте.
Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. И вот уже перед нами не царь, а отец. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Это вы сами. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова).
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тронутые растушкой очертания платья пианистки, ее рыжевато-серебристые волосы кажутся тающими. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. 5 факт.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Выдающийся дар портретиста, редкостное умение почувствовать и передать на холсте или листе бумаги неповторимость человеческой индивидуальности равно ощутимы и в законченных портретах и в легких набросках. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. За Толстым следует вся его семья, а уж кстати и все посетители Ясной Поляны. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Большинство рисунков 80-х годов относятся к этой живописной репинской манере.
Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Л. Н. Толстого». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Верность репинского глаза и репинской руки поистине феноменальна. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Мне минутами становилось страшно». Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Тонкое соотношение золотистых тонов лица, светло-зеленой шелковистой блузы, чуть сумрачного фона свидетельствует о мастерском владении техникой пастели. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Плотная фактура белил, дополняющих карандашный рисунок, придает портрету законченность известную солидность, подчеркивая значительность созданного образа. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин считал сам эту картину красивой. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. 2 факт. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. С капитальнейшим произведением 1880-х годов, картиной Крестный ход в Курской губернии, связана акварель Паломник.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В эту минуту в комнату вошел Христос. Внимание художника тяготит их.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Первые неизменно хороши, вторые всегда слабы.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Они словно противопоставлены друг другу. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета — так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Так продолжалось доброе десятилетие. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Почти вся толстовская серия как документально-деловая исполнена в штриховой манере, а в том же 1887 г., к которому относятся первые яснополянские рисунки, Репин создает такие шедевры рисовального искусства, как сцену «У Доминика», «Невский проспект» или «У гостинодворской часовни» исполненные в живописной манере. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Отличаясь одинаково высоким мастерством исполнения, они представляют собой два разных типа графического портрета. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В его глазах читается печаль, тоска. Работал весь день, не замечая времени. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Этюд получился превосходный. «Как.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. О картине появилось много статей в периодической печати. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Оттого из небольшой картины «Не ждали», скомпонованной прямой на месте, в комнате мартышкинской дачи, выросла без всяких посредствующих звеньев знаменитая картина «Не ждали». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. М. Бунакову. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
В них доминирует артистическое начало. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Возвращается в Россию летом 1876 года. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. К счастью, большинство их, притом лучшие, объединились в собрании И. И. Бродского. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Имя Репина стало широко известным.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Зная, очевидно, этот свой основной недостаток, Репин, приступая к своим большим картинам, после окончания Академии, никогда не работал над так называемыми «картонами», довольствуясь обычно небольшими набросками, являющимися в сущности «первой мыслью». Написан портрет вдохновенно. Традиционный сюжет евангельской легенды молодой художник сумел одушевить живым, подлинно человеческим чувством.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин дважды подавал прошения об отставке.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Вот таким образом от первой мысли он сразу приступал к mise en sc. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Часть их была впоследствии воспроизведена К. И. Чуковским в выпущенной под его редакцией известной книге Репина «Воспоминания» — «Бурлаки на Волге». Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Выражение лица Дузе очень сложно. Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Это произошло не сразу. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Живописное происхождение портрета Дузе несомненно.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вегетарианцем стал и сам Репин. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Спокойная удобная поза, уютное платье – все в образе Мамонтовой пронизано обаянием и гармонией, однако не исключающих оттенка какой-то задумчивой, глубокой грусти. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Все это в сочетании со сдержанностью и красотой цвета придает особое очарование этому произведению.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника).
Третьяков»109. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Рассмотрим "ближний круг". Она ушла из жизни в 1931 году55. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Не доносчик ли. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
Если бы она была подписана именем Крамского, никому не пришло бы в голову в этом сомневаться — до того она безукоризненна со стороныформальной. О важнейших ее этапах, о формировании и развитии стиля Репина-рисовальщика – от работ ученического периода до произведений первых десятилетий нынешнего века – дает представление полная и многообразная графическая коллекция Третьяковской галереи. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Убийство свершилось.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 1 факт.
Почти все они исполнены в штриховой манере, отдельные смазанности редки и случайны. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Это знаменитая голова боткинского собрания (ныне в Русском музее). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Труд — вот что определяет и украшает человека. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Сходство черт лица и выражение поразительны. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. За окном летний день. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Все гигантское рисовальное наследство Репина делится на две, весьма неравные в художественном отношении части: на рисунки, сделанные с натуры и на рисунки «от себя». Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Все заняты. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Стасов присылает ему все, что он просит. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Альбомные наброски этого года почти все выдержаны в штриховой манере 70-х годов: «Виктор Васнецов в вагоне» и ряд других. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Тинторетто поставил себе целью жизни соединить в своем искусстве оба эти начала, начертав над входом в свою мастерскую знаменитое изречение: «Форма Микельанджело — краски Тициана». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Это лучше всех ваших академических работ. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Репин и их, конечно, трактовал в качестве исторически точных документов. -— И. Г. ), они много смеялись». Она уже совсем репинская, почти в стиле Репина 80-х годов. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. я работал завороженный.
Репин никуда не делся. И так всегда и всюду ибо Репин крепко чувствовал и сильно передавал только то, что видел и осязал. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Глаза ясные и добрые. Общение с прежними друзьями было только заочным. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. — сказал Крамской. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И его ведущая тема -личность артиста. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Не случайно существование живописного варианта работы.
Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Она была закончена только в 1891 году. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада).
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Казалось, она спит. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Рисунок уверенный, лепка твердая. О чем эта история. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Он идет прямо к матери. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Совсем особое место среди рисунков Репина занимают его огромные рисунки-портреты на холсте, в натуральную величину. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). — Да это превосходно. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В известном смысле он достиг своей цели, но он был и остается одним из редчайших исключений. художественный музей им.
В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. ne своей картины, расставляя фигуры в задуманном пространстве. В его взгляде осуждение и тревога. Но портрету Серова свойственна своя значительность.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Репин рисовал постоянно, при всех обстоятельствах- во время дружеских встреч, концертов, лекций, в вагоне поезда или конки, на борту парохода. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Его иконографическая ценность очевидна. Прекрасным примером первого может служить известный рисунок остро-уховского собрания — «Мертвый Чижов». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В них отражен классический путь работы над картиной, свойственный мастерам XIX столетия: ряд эскизов, воплощающих последовательность поисков композиционного решения и параллельно другой ряд -этюды с натуры, в которых проступают с большей или меньшей близостью к окончательному варианту лица и образы персонажей будущего полотна. Америка—Франция—Россия. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Он проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Даже первые рисунки в Ширяеве, в числе их известный рисунок изображающий б бурлаков, тянущих баржу, бывший в собрании Остроухова (ныне в Третьяковской галерее) и помеченный 30 июня, слаб по рисунку: рука Репина была еще связана, не было должной свободы и легкости, появившейся только в августе и сентябре. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Вся центральная часть написана самим Репиным. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
Глубоко личная заинтересованность, восхищение огромным талантом своего ученика, понимание сложности его художнической судьбы придают произведению особое проникновенное звучание. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Очень характерна осторожность и скупость, с которой художник пользуется этим приемом вначале, в сентябре 1880 г., когда им исполнен в Качановке прекрасный рисунок «Казака со скрещенными руками». В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Фигура, одежда, обстановка лишь угадываются, намеченные рядами сильно и резко положенных параллельных линий. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Берег Волги. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Одни художники пользуются первым типом, другие — вторым. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Но смысловой центр рисунка – лицо. Публике картина понравилась. Каждый персонаж переживает что-то своё.