О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. В 1878-1881 годах Репин написал своих Запорожцев, которые были показаны, как и его картина Арест пропагандиста, на выставке, посвященной двадцатилетию его творческой деятельности. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. За окном летний день. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Внимание художника тяготит их. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин считал сам эту картину красивой. Работал весь день, не замечая времени. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Этюд получился превосходный.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Не доносчик ли. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В его взгляде осуждение и тревога. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Так ли это – судить зрителям. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Рассмотрим "ближний круг". Они жили в Пенатах в течение двух недель. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. 1 факт.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
2 факт. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Все заняты. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Берег Волги. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Они словно противопоставлены друг другу. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Она была закончена только в 1891 году. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Комната небогатой интеллигентной семьи. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Много учился на написании портретов близких и друзей.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В эту минуту в комнату вошел Христос. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
В его глазах читается печаль, тоска. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Казалось, она спит.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Он идет прямо к матери.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Первый факт. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Одним из лучших считается Отдых. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. 5 факт. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Стасов присылает ему все, что он просит. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Каждый персонаж переживает что-то своё. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. О чем эта история. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Наталья Нордман была одержима разными идеями. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Убийство свершилось.
Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Америка—Франция—Россия. Вся центральная часть написана самим Репиным. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Репин встречал их по средам. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Пятый факт.
Лето 1882 года Илья Репин провел на даче в Хотьково под Москвой, где были написаны не только этюды к Крестному ходу, но и знаменитые портреты Стрепетовой и Т. Мамонтовой. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Л. Н. Толстого». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных.
Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Третьяков»109.
Глаза ясные и добрые. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
М. Бунакову. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин никуда не делся. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Посетителям воронежского художника музея им.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Публике картина понравилась. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вегетарианцем стал и сам Репин. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.