В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Над письмом склонился предводитель казаков.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. И это не скрывает Репин. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Родом из семьи военного поселенца. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие.
Широко известное и признанное произведение И. Е. Умер русский художник в Пенатах. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Центральная группа словно недовольна своей ролью. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Рисунок уверенный, лепка твердая. Третьяков»109. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Написан портрет вдохновенно. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
— сказал Крамской. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
я работал завороженный. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
— Да это превосходно. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Имя Репина стало широко известным.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Это лучше всех ваших академических работ.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. А свеча становилась ниже и тени менялись. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На что получил насмешливое письмо.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. О картине появилось много статей в периодической печати.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин дважды подавал прошения об отставке. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. К тому же и погода благоприятствовала работе. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Америка—Франция—Россия. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Вегетарианцем стал и сам Репин. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Гоголевский Андрей мягко улыбается.
Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Пенаты были превращены в мемориальный музей. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В его взгляде осуждение и тревога. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Репин встречал их по средам. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство.
Творец, оставивший множество гениальных полотен и находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей. Репин продумывал композицию картины до мелочей. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Она ушла из жизни в 1931 году55. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Возвращается в Россию летом 1876 года. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Однако в Советской России он оставался «своим». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вся центральная часть написана самим Репиным. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Внимание художника тяготит их. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Она была закончена только в 1891 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. художественный музей им. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.
Л. Н. Толстого». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. «Как. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Восстановлен в 1962 году. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Это вы сами. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Они словно противопоставлены друг другу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Зритель становится участником происходящего. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И. Я. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Люди изображены в группах, разделённых пространством используется боковое освещение.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Репин запечатлел момент написания письма. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. -— И. Г. ), они много смеялись». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун истово верующий в чудесное исцеление. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Публике картина понравилась.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. В его глазах читается печаль, тоска. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). М. Бунакову.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Глаза ясные и добрые. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую.
Рассмотрим "ближний круг". Мне минутами становилось страшно». В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
В конечном варианте оно одухотворённое. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.