Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Рассмотрим "ближний круг". Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Л. Н. Толстого». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. художественный музей им. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Труд — вот что определяет и украшает человека. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. М. Бунакову. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Пятый факт.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». -— И. Г. ), они много смеялись». В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Третьяков»109. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Илья Репин дал потомкам неподражаемый пример огромной работоспособности и умения преодолевать многие невзгоды. Мне минутами становилось страшно. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Публике картина понравилась. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Написан портрет вдохновенно. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Внимание художника тяготит их. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Портрет производит яркое и сильное впечатление. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Мне минутами становилось страшно». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
А свеча становилась ниже и тени менялись. В его взгляде осуждение и тревога. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В его глазах читается печаль, тоска.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. «Как. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вся центральная часть написана самим Репиным. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Она ушла из жизни в 1931 году55.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Имя Репина стало широко известным. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ).
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные", – писал позднее художник. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. — Да это превосходно. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Возвращается в Россию летом 1876 года. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. О картине появилось много статей в периодической печати. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Это лучше всех ваших академических работ. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Первый факт. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Подробность шекспировского комизма. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Америка—Франция—Россия.
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. я работал завороженный. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали.
Одним из лучших считается Отдых. На моих друзей она производила то же впечатление. Вегетарианцем стал и сам Репин. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. — И. Г. ) посидеть мне смирно. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Это вы сами. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Вот она вещь в уровень таланту. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
"Я родился военным поселянином. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Именно эстетика революционных демократов оказала наибольшее влияние на формирование его мировоззрения. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Тут больше любви к делу, — пояснил он. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. К тому же и погода благоприятствовала работе. 2 факт.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. — сказал Крамской. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Крамской.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой.
Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Позднее Репин вспоминал: «Какая-то кровавая полоса прошла через этот год Я работал завороженный. Они словно противопоставлены друг другу. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ».
Репин встречал их по средам. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. 5 факт.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Преодолевать во имя творчества саму судьбу.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
1 факт. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Но он мечтает о большем. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Наталья Нордман была одержима разными идеями. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Глаза ясные и добрые. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Она была закончена только в 1891 году.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Эта история получила название «бунт 14».
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».