А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Финляндия впервые стала независимым государством.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». На моих друзей она производила то же впечатление. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Л. Н. Толстого». Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
художественный музей им. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129.
1 факт. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Стала болеть и слабеть правая рука. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. Первый факт. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Отчаявшись, воспитанник Академии создал жанровую картину о том, как студент, готовящийся к экзаменам, наблюдает в окно за девушкой из соседней квартиры. Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Работал весь день, не замечая времени.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Репин стал очевидцем казни народовольцев. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала.
Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Крамским, критиком В. В.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Каждый из его персонажей— от чугуевских мещан до профессоров Академии— имеет свои речевые особенности обладая отличной памятью, художник спустя много лет легко воспроизводил речь волжских рыбаков и запорожских казаков. Берег Волги. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Сюда лучше не лезть. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Америка—Франция—Россия.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин встречал их по средам. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. О картине появилось много статей в периодической печати. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ».
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Публике картина понравилась. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
Жил в Италии и Франции (1873–1876). За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Портрет Веры Ильиничны Репиной.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. 25 ноября 1893 года И. Е. Так началась коллекция Репина Атенеум. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Поначалу он отказался позировать с затылка.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Имя Репина стало широко известным. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. М. Бунакову.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Но судьба распорядилась иначе – родители Ильи вовремя заметили способности сына и устроили его в местную школу военных топографов. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Веру Шевцову, сестру своего товарища по рисовальной школе Александра, Илья Ефимович знал с детских лет: в доме их отца, академика архитектуры Алексея Ивановича Шевцова, часто собиралась молодёжь. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». И вот уже перед нами не царь, а отец. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Дескать, не стоит вскрывать эту тему.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Пришлось пойти на хитрость. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И.
Стасовым. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Убийство свершилось. Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. я работал завороженный.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Она была закончена только в 1891 году. Третьяков»109. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин вспоминал, как однажды на порог их дома с громким хохотом ввалился молодой казак Гаврила Корж и стал с немыслимым сарказмом декламировать строки ответного письма отчаянных в своей удали запорожцев грозному турецкому султану: «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Каждый персонаж переживает что-то своё. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Мне минутами становилось страшно. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Эта история получила название «бунт 14». Вегетарианцем стал и сам Репин.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Стасов присылает ему все, что он просит.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Так ли это – судить зрителям. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Мне минутами становилось страшно». Она была закончена только в 1891 году. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. Не доносчик ли.
Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Репин дважды подавал прошения об отставке. «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин никуда не делся. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Истинное наслаждение испытает И. Е.
Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин считал сам эту картину красивой. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates». Этот эпизод так поразил Репина, что он не стал продолжать прогулку и отправился домой делать зарисовки увиденного. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Все заняты.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. 2 факт.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Пятый факт. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Казалось, она спит. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
За окном летний день. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. О чем эта история. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Он идет прямо к матери. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). 5 факт. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Это было мучительное время поисков. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Этюд получился превосходный. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Комната небогатой интеллигентной семьи. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Это не то.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).