На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Так ли это – судить зрителям.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Не доносчик ли. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
«Как. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Вегетарианцем стал и сам Репин. Репин стал очевидцем казни народовольцев. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком.
В живописи его таланты проявились также широко. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.
В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Имя Репина стало широко известным. Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. — И. Г. ) посидеть мне смирно. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Комната небогатой интеллигентной семьи. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рассмотрим "ближний круг". Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. — Да это превосходно.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. и новая, формирующаяся идеи. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. общественное движение в России переживало подъём.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». В его полотнах часто звучали мотивы революционной борьбы или описывался быт российской деревни. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Казалось, она спит. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Они словно противопоставлены друг другу.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Мне минутами становилось страшно». Этюд получился превосходный. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Мне минутами становилось страшно. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Стасов присылает ему все, что он просит. -— И. Г. ), они много смеялись».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Вячеслав, с Победосцевым я полностью согласен – характеристика Репина самую точку. Все заняты. К тому же и погода благоприятствовала работе. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Л. Н. Толстого». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). художественный музей им. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». ни даже сам автор.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»).
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Это вы сами.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О картине появилось много статей в периодической печати. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Написан портрет вдохновенно.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. В его глазах читается печаль, тоска. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Так было во всех циклах эволюции человеческой цивилизации. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Им не важен ни стиль, ни жанр, ни талант, . В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
«Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
я работал завороженный. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Репин считал сам эту картину красивой.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Возвращается в Россию летом 1876 года. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Берег Волги. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Если известный русский художник И. И.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Много учился на написании портретов близких и друзей. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Его никогда не интересовала эффектная поза, гораздо большее значение для него имело ощущение живой материи, модель Репина всегда как будто в движении. Эта история получила название «бунт 14». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В пору посмеяться, когда встречаются, – старая, отжившая идея, . Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Третьяков»109. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». М. Бунакову. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. На моих друзей она производила то же впечатление. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Внимание художника тяготит их. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Труд — вот что определяет и украшает человека.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Америка—Франция—Россия. Рисунок уверенный, лепка твердая. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Солоухин Репина не удостоил особым вниманием, он больше на Сурикова налегал, но и Репину перепало:" Вот я и говорю, что, подолгу простаивая и перед "Боярыней" и перед"Меншиковым" и перед "Казнью" и перед "Степаном Разиным" и, конечно, перед "Ермаком", я как-то недоуменно проходил мимо "Снежного городка". Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
В его взгляде осуждение и тревога. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Работал весь день, не замечая времени. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Какбудто это даже и не Суриков. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Им нужно утвердить свою идею. И вот уже перед нами не царь, а отец. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Он идет прямо к матери. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Убийство свершилось.
Его излюбленной техникой была техника графитного карандаша, в которой исполнены многие известные его полотна. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Для передачи характера он использует чисто живописные приёмы: тени вокруг глаз, лёгкими мазками написаны взъерошенные волосы. За окном летний день. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. — сказал Крамской. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). В эту минуту в комнату вошел Христос. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Глаза ясные и добрые. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Именно эта картина дала серьезный толчок дальнейшему развитию русского реализма в живописи. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Она ушла из жизни в 1931 году55. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Каждый персонаж переживает что-то своё. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Память стала изменять. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Она была закончена только в 1891 году. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Публике картина понравилась. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Возвращение узника в родной дом — самая простая из них, получившая широкое признание в советское время. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин встречал их по средам. Репин одинаково сильно увлекался живописью и рисованием, переходя от одного метода к другому в зависимости от того, какую сторону натуры хотел подчеркнуть.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Это лучше всех ваших академических работ. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Запрет с картины был снят и она вновь стала доступной обозрению. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.