Графика : / И. Е. Репин авт. -сост. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. 290 с. Твердый. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. В течение 35 лет важнейшим и постоянным источником вдохновения служит ему земля Пушкиногорья. Не случайно существование живописного варианта работы. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Открывается персональная выставка произведений художника. Среди графических работ 1870-1880-х годов особую группу составляют портретные рисунки, связанные с участием Репина в Абрамцевском художественном кружке. Грабарь. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин встречал их по средам. С 1892 г. – профессор живописи, с 1893 г. – д. чл. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В той же мастерской стажировался с 1973 по 1978 гг. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет.
Его полотна Бурлаки на Волге (1870-1873, ПТ), Крестный ход в Курской губернии (1883, ГТГ), Не ждали (1884, ГТГ), Отказ от исповеди (1885, ГТГ), Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-1891, ГРМ), Иван Грозный и сын его Иван (1885, ГТГ) и многие другие являются шедеврами русской и мировой живописи. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. – в Академии художеств у П. В. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Живопись. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) принадлежит к величайшим русским художникам.
1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. 2. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. В центре внимания художника – общечеловеческие ценности, проблемы Бытия. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Репин по праву считается ведущим русским портретистом своей эпохи.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Каждый персонаж переживает что-то своё. Васина, Ф. А. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Л. Н. Толстого». «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже были написаны как академический заказ. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. С 1899 г. Репин жил в усадьбе "Пенаты.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Давал также частные уроки В. А. Серову. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком., — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Оно особенно проявляется в композиции с типично картинной развернутостью планов в пространстве. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Я человек 60-х годов, . Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Суперобложка.
Графика. Репин дважды подавал прошения об отставке. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Автор вступительной статьи – доктор искусствоведения Г. Ю. Стернин. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев.
В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Америка—Франция—Россия. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Его иконографическая ценность очевидна. Тема народа воплощена в монументальном полотне "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883). В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. — «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
В 1873-1876 гг. Но Репин создал на базе многочисленных натурных этюдовЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное) исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ).
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1873 г. Репин уехал за границу. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Он учился сначала в топографической школе, затем – у местного живописца.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Обладая выдающимся живописным талантом исключительным умением наблюдать и обобщать, он создал совершенные по экспрессии, глубине и мысли художественные образы. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1878 г. вступил в ряды Товарищества передвижных выставок.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Давал также частные уроки В. А. Серову.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Вегетарианцем стал и сам Репин. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор., — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э.
Первый замысел картины относится к 1878 году. Бродский и К. И. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Автор мемуаров Далекое близкое.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Автор вступительной статьи – доктор искусствоведения Г. Ю. Стернин. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. От пейзажей веет удивительным покоем и тишиной, свойственным вечной красоте «равнодушной» природы – летней, осенней, весенней.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) принадлежит к величайшим русским художникам. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Историческая картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891) – жизнеутверждающая, мажорная, темпераментная работа.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Чуковский). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Подлинный расцвет творчества Репина начался с момента его возвращения в Россию. «Тургенев»Кисть Ильи Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей.
К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репин мечтал вернуться на родину.
За дипломную работу "Воскрешение дочери Иаира" (1871) Репин получил Большую золотую медаль и право на поездку за границу. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Третьяков»109. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
И только это и есть искусство. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме украинскому живописцу Николаю Ивановичу Мурашко, 1880) и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холстХолст в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины. Ряд своих произведений художник посвятил революционному движению: "Под конвоем" (1876), "Арест пропагандиста. Публике картина понравилась.
Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону историка искусств и музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, то «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка.
Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Серова, 1901 И. С. Остроухова, 1913 все -- там же). Произведения Репина условно можно разделить на четыре группы. Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, -- эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, -- от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Его творчество свидетельствует о ярком художественном даровании. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др. ) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Созданная ху-дожником портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. После реформы Академии он становится ее профессором. Она ушла из жизни в 1931 году55. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Картонный футляр., Энциклопедический формат. В соавторстве с И. Ураловым, В. Суховым и Н. Фоминым участвовал в создании наиболее значимых произведений в области монументального искусства Санкт-Петербурга последних двух десятилетий, среди которых мозаики Памятного зала Монумента героическим защитникам Ленинграда, мозаики станций метрополитена «Достоевская», «Озерки», «Улица Дыбенко», «Крестовский Остров», цикл мозаик Национальной Российской библиотеки, живописные произведения для отелей «Астория», «Европа», «Санкт-Петербург», «Невский Палас» мемориал «Павшим» в г. Зеленогорске и т. д. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Но смысловой центр рисунка – лицо. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1922-1925 И. Е. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Большинство этих произведений принадлежит теперь Музею-усадьбе Абрамцево, но несколько весьма характерных работ находятся и в Третьяковской галерее. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).
С капитальнейшим произведением 1880-х годов, картиной Крестный ход в Курской губернии, связана акварель Паломник. Учился в 1863 г. в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На портретах Репина представлены также известные писатели, учёные, деятели культуры: композитор М. Мусоргский (1881), Н. Пирогов (1882), л. Толстой (1887), композитор А. Рубинштейн (1887) и др.
Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Таковы полотна "Царевна Софья" (1879) и "Иван Грозный И сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Первым шедевром художника стала картина "Бурлаки на Волге" (1872), в которой воплотились впечатления от его поездок по России.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Неффа. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Подчеркнутая экспрессия цвета заставляет вспомнить, что произведение создавалось в то же время, когда художник работал над картиной Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Ватенина Н. А., Карпенко М. Ленинград Аврора 1985г. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Его работы имеются практически во всех музеях страны и во многих за рубежом. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) -- с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, -- удивляет своим загадочным аллегоризмом.
Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Был профессором -- руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников -- Б. М.
На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. И его ведущая тема -личность артиста. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
– ректор. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Растущий социальный разлад, волна антимонархического террораТерроризм (террор) (от французского terreur — страх, ужас) — термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. — народных типов — и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Когда отнялась правая рука художник научился работать левой. Глава русской реалистической школы, работал во всех жанрах живописи. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Родился 6 августа 1948 года. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Он побывал в Италии, Австрии и Франции, долго жил в Париже, где сделал много этюдов, портретов, написал картины "Парижское кафе" (1875), "Садко" (1876) и др. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин написал едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Грандиозное многофигурное полотно (35м. кв), в исполнении которого принимал участие Б. Кустодиев. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В сравнительно большом по размеру листе своеобразно сочетаются картинность композиции с легкой импрессионистической манерой рисунка. Илья Репин. Родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье казаков – военных поселян. Выражение лица Дузе очень сложно. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Уже религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869 «Воскрешение дочери Иаира», 1871 обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цветЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения.
Формальные средства всегда подчинены идеям высокого порядка. Мусоргского, 1881, П. А. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. Крамского, 1882, Л. Н. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых).
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Академии художеств. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Творческие интересы и возможности С. Н. Репина многообразны.
действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Стрепетовой, 1882, И. Н.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Последней значительной работой мастера явился групповой портрет "Заседание Государственного Совета" (1901-1903). «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Общение с прежними друзьями было только заочным. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма.
Герои исторических картин Репина по казаны в моменты наивысшего душевного напряжения, на грани аффекта. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1967 году окончил среднюю художественную школу при Институте им.
Художник с удивительным мастерством пишет «подвижные картины» михайловских окрестностей, «озёр лазурные равнины», «ряд холмов и нивы полосаты», «одинокий древний храм среди беспажитной поляны» – всё, что составляет неприметную тихую вечность вокруг нас и что часто скользит мимо и не замечается осуетившимся сердцем. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Крамского, в 1864- 1871 гг. (1880- 1889), "Отказ от исповеди" (1879-1885) и "Не ждали" (1884). — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников — Борис Михайлович Кустодиев и Игорь Эммануилович Грабарь.
Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. В 1893-1907 гг. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Портрет Ивана СеченоваРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
В возрасте восьмидесяти шести лет он скончался. Кустодиев и И. Э.
Альбом. Автор вступительной статьи Стернин Г. Ю., Сост. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. – пенсионер Академии художеств во Франции и Италии. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Толстого, 1887, все – в ГТГ), а также портреты, отличающиеся исключительной силой типизации (Мужичок с дурным глазом, Протодьякон, оба – в 1877, ГТГ).
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». И. Е. Репина PAX, заслуженный художник России, Лауреат Государственной премии РСФСР. Если Вы в Москве, звоните по телефону, не пишите на e-mail. После 1917 г. оказался за рубежом, так как жил в Куоккале. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Однако сил оставалось все меньше. Настоящая выставка посвящена 65-летнему юбилею замечательного художника.
Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Удостоен Золотой медали Академии Художеств, дипломов Министерства культуры РСФСР. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх.
Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. В 1917 году Илья Репин написал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Здоровье шло на убыль. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Звучность и глубина насыщенных красных, голубых, золотистых тонов портрета свойственны скорее масляной живописи, нежели акварели. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Был профессоромПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Дузе, 1891 княгини М. К.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. В 1877 г. он побывал в родном Чугуеве, затем жил в Москве и в Петербурге.
«Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Осовременивая мотивы отечественной истории, Илья Репин превращал картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е годы). Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Иногда это друзья художника, родственники и дети: "Надя" (1881), "Стрекоза" (1884), "Осенний букет" (1892). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. И состояние этого легкого, короткого сна, столь чутко уловленное в рисунке, стало сюжетом большого живописного портрета. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. С 1876 г. – академик за картину Садко (ГРМ). для меня еще не умерли идеалыИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Их хочется рассматривать как листы своеобразного дневника искренне и живо повествующего о людях их занятиях, всей атмосфере кружка, пронизанной духом дружбы, творческих и духовных интересов. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
М. Бунакову. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. РЕПИН Илья Ефимович (1844- 1930) – русский художник, мастер портретной, бытовой и исторической живописи. Бруни и Т. А. преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств, в 1898-1899 гг.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В Куоккале (ныне посёлок Репино). Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). порождение и понимание текстов.
Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ефремовича Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя подарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями (такими, как Исаак Израилевич Бродский и Корней Иванович Чуковский). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Суперобложка. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) принадлежит к величайшим русским художникам. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом.
Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Мне минутами становилось страшно». Это произошло не сразу. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Это – усадебный и деревенский пейзаж, музейный интерьер, портрет. Тенишевой, 1898 В. А.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). С 1878-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В них доминирует артистическое начало. Составители. В станковой живописи он успешно работает в различных жанрах (пейзаж, портрет, сюжетная картина), где удачно сочетает живописные и графические приемы, оптимально используя возможности цвета.
В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного поселенца.
Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. И. Е. Репина, затем – в 1973 г. – Институт им. Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги.