Судьбы детей Репина сложились по-разному. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. П. Мусоргский», 1881 «П. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Крамской. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Пришлось пойти на хитрость. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880) и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Она была закончена только в 1891 году. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Не доносчик ли. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом. "Я родился военным поселянином. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского) и (в 1864-71) в Академии художеств.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Америка—Франция—Россия.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
«Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Уже религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869 «Воскрешение дочери Иаира», 1871 обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию — общей драматической задаче. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Берег Волги.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Реализм получить требуемый снимок. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то «Мира искусства», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. Главная картина парижского периода («Садко в подводном царстве», 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. 12. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма и символизма. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и К. И. Чуковский). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Источник назвали «Колодец Посейдона». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Хотя и плохой, неясный. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Так началась коллекция Репина Атенеум. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин дважды подавал прошения об отставке. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этюд получился превосходный.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Поначалу он отказался позировать с затылка. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Он идет прямо к матери. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Подробность шекспировского комизма.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Общественность начала сбор пожертвований. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Пятый факт. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
Казалось, она спит. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. «Я человек 60-х годов, .
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
Убийство свершилось. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин встречал их по средам. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Однако, отъединенный от Советской России (когда Ф инляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Репин считал сам эту картину красивой. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.
За окном летний день. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877, Нижегородский художественный музей «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон», — оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры («Н. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. Вот она вещь в уровень таланту. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Но он мечтает о большем. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Она была закончена только в 1891 году. М. Бунакову. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Первый факт. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Л. Н. Толстого». Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Все заняты.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Так ли это – судить зрителям. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Через 10 дней после этого композитор скончался. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Был профессором — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Работал весь день, не замечая времени. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. «Пенаты» стали его малой родиной. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Стасов присылает ему все, что он просит. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Давал также частные уроки В. А. Серову. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
А. Стрепетова», 1882 все — там же портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», 1871-72, Московская консерватория «Торжественное заседание Государственного Совета», 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Третьяков»109. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е гг). Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Для сотрудников музея Репина стало уже обыденным и привычным сверять конкретную обстановку мемориальных комнат художника с его картинами и рисунками. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И. Пирогов», «М.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Общение с прежними друзьями было только заочным. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Публике картина понравилась. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.