Купить картину или постер "Еврей на молитве", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Согласно правилам, приём в Товарищество осуществлялся после прохождения кандидатами «экспонентского стажа», однако ради Репина было сделано исключение: его приняли, пренебрегая формальностями, в феврале 1878 года68.
Репин был из семьи еврейских выкрестов (как Ульянов-Бланк). Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника.
После долгих измышлений они пришли к заключению, что необходимо устроить, с разрешения правительства, артель художников — нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Вёл их археолог и историк, член-корреспондент Императорской Академии наук, товарищ (т. е.
Здесь уместно припомнить такой момент: резким критиком полотна «Иван Грозный и сын его Иван» был Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880 – 1905 годах, неизменный Член Государственного совета с 1872 года, К. П. Победоносцев. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. А во что одеты царевич и его отец.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Оркестр был готов на эксперимент — исполнить новый концерт Леры Ауэрбах. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вдруг у нее закружилась голова и она упала, разбив нос в кровь. И тогда, мол, пусть будут прокляты эти знания. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Первый факт. В остальном же проект был признан провальным. Мясоедов, Н. Н. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Но поощрявшего темные инстинкты, лицемерие, а также лютую ненависть к живой культуре. Однако индивидуальные особенности строения черепа (форма орбит и носа) указывают на влияние каких-то, видимо, южноевропейских кровей». На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Где же красота. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В мире художественном интересующем нас в данном случае, таковым «по праву» может считаться Артель художников, основанная в 1863 году участниками «Бунта четырнадцати» – скандального отказа выпускников Императорской Академии художеств писать картину на заданную тему и требованием заменить её на «вольную». В своём очерке «И. Е. Неврев, И. М. Третьяков»109. Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. «Она произвела на меня неотразимое впечатление, – рассказывал впоследствии Репин. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
В музее сохранилась коллекция вещей использовавшихся мастером для создания композиций. Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. живописи, скульптуры, архитектуры) академию». Репин запомнил. Репин обиделся Илья Ефимович вообще был крайне обидчив.
Могут возразить: мнения пристрастны, оценочные суждения – не факт. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В картинке, живописно скомпонованной, было много жизни и типов. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Талант в юном Репине проснулся, что и говорить, достаточно рано. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Отсюда – новые возможности для приобретения шедевров в картинную галерею Академии, выдачи наград достойнейшим из учеников (притом не условно «золотых» или «серебряных», как сейчас, медалей, а изготовленных из самых что ни на есть благородных металлов). Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии».
Конного урядника, вовсю лупцующего нагайкой кого-то в толпе. Среди них было и полотно «Монахи. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Киселёв, Н. В. Где пластика.
В половине XVIII века там из казаков-переселенцев, пришедших на это место ещё столетие назад и двух калмыцких рот, был сформирован конный казачий полк – своего рода «градообразующее предприятие» того времени. Однако. Ярошенко, А. К. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Савицкий, В. Д. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Репин изобразил их обоих по-свойски, в исподнем платье. В 6 в. н. э. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Разбирать «передвижников» по персоналиям – явно непосильная задача в рамках небольшой статьи. Первой затеей такого рода стала картина «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», явленная на публике в 1879 году. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. При активном содействии государства, не дорожившего никем и ничем, кроме самого себя. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». Потомки этого рода проживали в Риме, Алеппо, Александрии, Смирне, Касабланке, Санта-Фе, Сьюдаде-де-Мехико, Буэнос-Айресе, ряде городов Алжира, Марокко и Бразилии, а также в Мароце (Венгрия).
А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. По стечению обстоятельств в репинском доме располагался штаб финского командования. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». У нас есть проект «Дети – детям».
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Это стало той трещиной в фундаменте, которая через двадцать лет с небольшим разрушит «Общество», фактически параллельно с разрушением Империи, над чем неустанно трудились «передвижники», «вскрывая язвы» и «бичуя пороки». Это необычно интересно и сделано со вкусом. Благодаря своему живому, деятельному характеру, общительности и энергии Крамской имел большое влияние на всех товарищей, очутившихся теперь вдруг в очень трудных обстоятельствах. Ге и В. Г. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Но он, к общему горю товарищей, не вернулся из Крыма и не выздоровел там. Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «абсолютно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Увы, как пишут, «здоровье его все более и более разрушалось». Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
В глазах монахов так и читается то самое «Приплыли». Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. И что это за ичеготы на ногах поверженного царевича.
Рофе – древняя еврейская фамилия, которая говорит о роде деятельности ее первых носителей. Иванов, М. В. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Тонкий ценитель и эстет Иван Тургенев назвал эту картину «холодным винегретом живых и мёртвых – натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова» (а разве «винегрет» – не самое то для предприятия общественного питания. Америка—Франция—Россия.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Васнецов и другие). – многим, говорят, данное творение даже нравилось). Общение с прежними друзьями было только заочным.
Волков, В. И. Почему издательство и сочло достаточным тираж в тысячу (1000) экземпляров – пускай, дескать, хоть нормальные раскупят себе на память. Ибо вот вам другой пример. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Они не только не покупали этих картин, но даже совсем перестали бывать на выставках. Та же судьба запросто могла постигнуть и автора «Бурлаков на Волге», тем более что советской власти было что ему припомнить. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Пригласить всех мы не можем, но наиболее интересных на мой взгляд мы стараемся вовлечь. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Крайне вовремя Репин перебрался в Пенаты на территории независимой уже Финляндии. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Вокруг рокотала толпа. Идя к ней, помимо приватных наблюдений за пострадавшей дочерью, Репин годами, что называется, ходил вокруг статуи «Иван Грозный» изваянной двенадцатью летами ранее Мордухом Матысовичем Антокольским. И к книге как символу ее.
Общественность начала сбор пожертвований. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Волков и другие) или на постоянной основе – С. Н. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Не глядя даже на «общественное мнение»: ибо «в общественном мнении, – как справедливо пишет о том известный искусствовед, профессор Владимир Алексеевич Леняшин, – он (Репин) был «похоронен» где-то в середине 1890-х годов, сразу же после «Запорожцев» (в лучшем случае — с упоминанием о «Заседании Государственного Совета». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Такой вот эпизод, скажем, взятый из семейной хроники Репиных. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Шишкин, Н. А. Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника».
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Вырученные деньги были посланы Пескову. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. А своим рождением фраза обязана обычной путанице.
Крамской, Г. Г. Кроме того, согласно еврейской традиции, род Рофе восходит к царю Давиду. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Серов, С. В. А Г. Г. Для фильма был написан специальный саундтрек.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает). Из теплых стен Академии они в продолжение многих лет ученья почти не выходили.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Так где же правда. Сама икона подобна мольберту неряхи-художника. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
После нескольких месяцев заключения он был бледен. На академических выставках шестидесятых годов эти картинки были каким-то праздником. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
А потом распродал всё «наследство» – и собственные картины отца и подаренные ему коллегами по цеху. Бюджет её снова значительно увеличился. Но, говоря о длительных проектах, это, конечно, Транссибирский Арт-Фестиваль. Да, так они и выглядят, эти фантазийно-расписные «лабутены» XVI века. Или, по крайней мере, тенденциозный взгляд на историю из Пятисобачьего переулка (выражение, напомним, Корнея Чуковского).
М. Кустодиев, «Освобождение крестьян»). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Поленов, Е. Е.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Беггров. Хорошо еще, если имеются заказы. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. — Из разных источников. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. И так далее.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Мы стараемся построить культурный мост, в этом назначение фестиваля. – Ведь он мне совсем не нравится. Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке».
Художник известный на весь мир, без средств к существованию оказался в чужой стране. Именно тогда в Пенатах появился большой огород. В советской России отсутствия живого классика сперва никто не замечал. Потому, что Ярослав Мудрый и Александр Невский, Дмитрий Донской и Боброк Волынский, Николай и Сталин, Хрущёв и Брежнев, Путин и Медведев со мной одной крови, а Батый и Ходкевич, Шухевич и Гитлер, Бандера и Ющенко – враги.
В. М. Глинка, вращаясь в самой пучине бедствия, успел разглядеть нечто худшее. Мне кажется, что это главный двигатель прогресса для юных исполнителей: они не просто могут играть, как на мастер-классах и получать советы, а именно творить в атмосфере музицирования. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Таких же держиморд на левом фланге (прямо как конвой какой-то для колонны арестантов).
Но есть люди с крепким характером. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Виноградов, А. Е. Так что ложь оно всё, что понасочинял нам своей бойкой кистью И. Е. Репин. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. (Не туда заехали)». Это бытовая сценка, когда лодку с монахами течение прибило к берегу реки, где купаются обнаженные крестьянки. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
славянских, композиторов по заказу предпринимателя Александра Пороховщикова, для ресторана гостиницы «Славянский базар». (Что бы он делал в одиночку. ) Но артель — сила они собрали наскоро необходимую сумму и отправили его на юг. Уникальную коллекцию казацкого оружия Репин собрал сам, путешествуя по Запорожью. В прошлом году я попросил Леру написать для меня концерт. «Бурной молодостью» страдали многие артистические натуры, да не многих она уводила в сумасшедший дом.
Это было свежо, ново интересно и производило необыкновенное оживление. Враги моих предков, моего народа, мои враги». Источник назвали «Колодец Посейдона».
Л. Н. Толстого». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В названии весь его смысл. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Некоторых конкурентов окружала здесь целая семья родственников или других приживалов. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. По вечерам, до поздней ночи, здесь происходили общие чтения, толки, споры.
Репин дважды подавал прошения об отставке. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя.
А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Репин никуда не делся. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Радея о качестве обучения, «общие науки, на которые до тех пор обращалось мало внимания, стали занимать видное место в обоих отделениях», т. е. Репин встречал их по средам. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Прирастил державу Сибирью. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». Напротив, мы за популяризацию его творчества. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек.
Нестеров, А. Л. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник. на Ближнем Востоке жил врач Асаф hа-Рофе, с именем которого связан древнейший медицинский трактат на иврите «Сефер Асафhа-Рофе», посвященный описанию различных болезней и содержащий сведения о целебных травах и противоядиях, гигиене, эмбриологии и общей физиологии человека. В настоящее время имя Асафаха-Рофе носит крупный медицинский центр в Израиле. И вот ещё какая деталь: В полотнах Фюссли, как много раз отмечалось исследователями, «место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак из которого появляются герои». – Если иные не ошибались насчет русского крестьянства, живущего умом средних веков. За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть). Маленький, черненький, худенький, он производил очень жалкое впечатление.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Они ему понравились, более того – «произвели впечатление». Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи.
Еще один небольшой мостик. А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Вегетарианцем стал и сам Репин.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Шварц, – в 1864 году осчастливил публику полотном «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Чтобы и памяти не осталось.
Серов и многих других. Кроме того, мы получаем массу писем с просьбами посмотреть ребят и взрослых музыкантов. – Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Как мы все ошибались относительно определения умственного возраста России, – писал, оказывается, в эмиграции Ф. Родичев, старый, почтенный кадет.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Бенуа – художником, художественным критиком историком искусства, основателем и главным идеологом иного художественного объединения – «Мир искусства», собравшего в самом начале ХХ столетия, в противовес ТПХВ, таких мастеров как Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, И. Э. Браз, И. Г. Вальтер, Ап. Там же, на «Аэроплане», Илья Ефимович частенько брался за кисти. И даже ученик «мэтра» И. Э.
Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Из московской школы: Первый чин Перова и опять-таки много других. Вот так она и производит впечатление – на кого какое.
Малявин, М. В. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Нынешние Пенаты – это чистый новодел.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Что было делать. Так что «казацкие предки», о которых любил порассуждать Илья Ефимович, были весьма своеобразного происходжения и свойства.
1 Паралип. Я вспомнил о царе Иване». Она всегда притягивала, буквально завораживала Илью Ефимовича.
Здесь они давали честное слово не изменять товарищам и, в случае отказа совета, выходить из Академии всем. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Лишения первых лет вынужденной эмиграции радикально изменили вектор творчества мастера. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Иной художник и тоже «передвижник» – В. Г. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Суриков, И. И. А для поддержания его там сейчас же устроили художественную лотерею.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Грабарь свидетельствовал своим авторитетом: «Конечно, Репин не исторический художник». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Репин «отомстил» ему за эти слова два года спустя, создав известный живописный портрет композитора, в котором, не зная предмета, легко можно спутать изображаемого с заурядным красноносым выпивохой. Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей. В случае с царевной Софьей действительно, «фотографий» нет. Однако при этом существовали ее возникшие под влиянием идиша модификации – Ройфе (юго-восточное произношение) и Рейфе (северо-восточный диалект). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Илье Ефимовичу они привезли подарок от советского правительства – конверт с 2 тыс.
В. В. Стасов, что весьма показательно, после знакомства с данной работой признал Репина «вообще неспособным к исторической живописи». то относительно верхов ошибались все. Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. 16, 22).
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Бенуа написал для этой серии 7 картин. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год».
Перов, вливались – на время проведения очередной выставки – т. н. Например, мы показываем голливудский черно-белый фильм LOVE 1927 года, снятый по мотивам «Анны Карениной», с Гретой Гарбо в главной роли. Побудительным мотивом бунтарей было якобы «стремление к «освобождению от мертвящих догм академизма». Русская публика радовалась на них, как дитя. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Дягилев.
Обер, В. А. Главное – автор словно не разобрался, с кем говорит. Общество — это сила. И отомстил: портрет Константина Петровича для картины «Юбилейное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» рисует нам не человека, а настоящую мумию египетскую – с несоразмерно-монструозными пальцами, разноцветными трупными пятнами на лице, клочками то там, то сям разбросанных по черепу волос. Огромным энтузиастом данного начинания стал фаворит императрицы И. И. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Нестеров, С. А. Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой. На 25-летнего «преступника» с особым вниманием смотрел из толпы 22-летний художник.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В Крыму Песков написал собственный портрет. Мыслей бумаге как-то не доверяли, по крайней мере – интересных. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Лансере, И. И. Вокруг смятение, «мать бежит с водой, полотенцем. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что абсолютно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ). Видеть цель и добиваться ее, а не проводить время без пользы.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни. Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ). К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
Сам А. Н. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Мой график в тринадцать-четырнадцать лет был более напряженным, чем у занятого бизнесмена.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Исчез даже холмик, на котором похоронен художник. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Многие художники удовлетворяются этой деятельностью и наживают даже состояние.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. экспоненты (М. М. Теперь у них уже не скучные каморки, где не с кем слова сказать и от скуки, неудобства и холода не знаешь, куда уйти. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Может быть, неправильно держать все яйца в одной корзине. Так возникло художественное отделение Академии наук. Может быть. Он забыл, что это его дочь, что ей больно и надо скорее унять кровь. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. «Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
104, 15. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. Объяснительные тексты написал историк, писатель С. А. Князьков. Здесь, в толпе, он зарисовать Каракозова не догадался или не посмел.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Как эти работы пригодились впоследствии революционерам и «воинствующим безбожникам».
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Отсюда и пошла путаница. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Автор ставших культовыми «Бурлаков на Волге», «Отказа от исповеди» и картин о революции 1905 года не мог жить в государстве, ставшем вражеским. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». На одном из вечеров было зачитано письмо XVII века, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV. Круглый год художник спал на свежем воздухе, на балконе из-за необычной формы носившем название «Аэроплан».
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. «Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. Тут были акварели, рисунки сепией, масляные картинки и головки. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В 19-ом веке ее носила лишь одна семья в Литве, куда переселилась часть евреев-сефардов (а среди них, по-видимому и члены этого рода). М. Васнецов, Н. В. Досекин, Е. Е.
По смерти его присланы были в артель его эскизы, очень талантливые жанры. Мои израильские и российские друзья подсказали имена. Откуда же эта ложь.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Если украинец – тот, кто для кого в 1945 году случилась не Победа, а «смена оккупантов», то я русский. М. Бунакову. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».
Возвращается в Россию летом 1876 года. Чтобы был не просто кроссовер. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
— Ничего не меняется. В зависимости от степени духовной слепости смотрящего. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Одному из них принадлежит будущее, другое судорожно толкает всех к невежеству и темноте». Левитан, Ф. А. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Но при этом никак не стоит отождествлять творчество Илью Ефимовича с чем-то хотя бы отдалённо напоминающим историческую живопись: «Судя по свидетельству современников, И. Е. Репин не обладал не только чутьем живописца, но и вообще не особенно был отягощен знаниями», – пишет о нём современный историк Сергей Фомин.
Герасимов. Или так просто, так впрямую выразилась ненависть к интеллигенции. Вырабатывалось сознание прав и обязанностей художника.
Кантонисты прослеживаются в родстве Репина как со стороны отца, Ефима Васильевича, так и по линии матери, Татьяны Степановны. Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. «Всё просто, как правда. И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Все сложилось, на мой взгляд, очень логично и правильно. Рябушкин, И. П. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Они наняли большую квартиру в Семнадцатой линии Васильевского острова и переехали (большая часть) туда жить вместе. «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. А возникла она так: «Человека везли на казнь. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно).
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Но мозговое вещество этих несчастных не в силах справиться с его текстом. Верещагин, А. П. О чем эта история.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Петербургская газета «Новое время» дала такой оперативный отклик на её «презентацию»: «Эта саженая карикатура Крестного хода, это насмешка над сюжетом. Сперва этот участок берега выжгли катюшами, а потом, для верности, его «перекопала» тяжелая артиллерия. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Всё сказанное, по большей части, враньё. И в Сумском художественном музее они выставлялись рядом с работами еще одного художника – Льва Соловьева.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Верней, она-то и была народ – и вымерла. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). А почему так. Она была закончена только в 1891 году. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. А одно из них состояло в том, что «сaмaя блaгoтвopнaя и пoлeзнaя для чeлoвeчecтвa идeя, ecли oнa ввoдитcя пpaвитeльcтвoм в пoдвлacтнoй cтpaнe пo пpинyждeнию, быcтpo дeлaeтcя Бoжьим нaкaзaниeм нapoдy». После революции Репин больше ни разу не был в России. — Здесь целый комплекс причин. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
На ашкеназских территориях фамилия Рофе практически не встречалась. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. А так оно вполне пойдёт. А отец умоляет подождать. Прянишников, К. А. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Работы Ильи Репина экспонируются во многих музеях России. Далее, разлучив их, «безжалостно, – как пишут исследователи, – оторвав ребёнка от матери», отдал его на воспитание «передвижнику» А. А. Киселёву В итоге сын отца возненавидел. Между тем среди тысяч картин, написанных Ильей Репиным, такой попросту не существует. Это был меланхолический блондин, несколько напоминавший Карла Брюллова.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Уникальную находку можно увидеть сразу на нескольких картинах мастера. Почему, погибая от голодного поноса, люди приходили гадить именно на книги.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места». Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Архипов, Ап. М. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. То есть натуральных вредителей-«передвижников».
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». И вот какие чувства она в нём вызывает: «этот мерзавец, Иван IV, сидит неподвижно, придавленный призраками своих кровавых жертв и в его жизни взята минута пассивного страдания». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Чирко, В. А. Как-то их первенец, маленькая Вера, делала гимнастику на трапеции.
«Пенаты» стали его малой родиной. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Антокольский, В. В. Иллюстрации были изданы большим форматом (66х88 см) и значительным тиражом (3500 экземпляров).
Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Публике картина понравилась. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Был он человеком твердых убеждений. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Школа, занятия с Броном, музыкальные предметы, домашние задания. Ср. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Еще мы стремимся к связи жанров на лучшем, высокопрофессиональном уровне. Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. Ещё один важнейший «персонаж» картины – кровь. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. Дети могут наблюдать, видеть, как это делается и участвовать, посвящая себя музыке. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Во-первых, я давно не был в Израиле, во-вторых, меня пригласил Джеймс Джадд (главный дирижер израильского симфонического оркестра Ришон ле-Циона). Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Немногие знают о том, что художник лично проводил археологические раскопки. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. А. — Лера Ауэрбах — известнейшее имя в Германии, Австрии, Америке.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Столь же наглядным было и его, Репина, отношение к церковным таинствам. Наверное, приберегали для совместных прогулок по Финскому заливу.
«Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». Трутнев, Ф. А. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
«Картина Репина «Приплыли» — фраза, прочно вошедшая в народный фольклор. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Пятый факт. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Они охватывали период от древнейших времён (картина С. В. Иванова «Жилье восточных славян») до средины ХХ века (Б. Затаил. Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Каждый день я должен был час-полтора заниматься общим фортепиано. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Враньё получилось, не спорим, талантливое. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Мясоедов чуть не повторил, буквально, сюжет картины: в порыве гнева едва не лишил жизни своего малолетнего сына, по совпадению – тоже Ивана. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Некоторые славились темной славой оргий, распущенности и грязи, — всего бывало.
Летом художник просто засыпал на воздухе, а зимой пользовался спальным мешком. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). Аммосов, А. А.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. — Они отказываются от свободного времени. Мне кажется, что дети должны быть заняты и с раннего возраста уметь строить планы. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). Жить стало веселее, появились и кое-какие заказы. Письма с предложениями вернуться назад Репину неоднократно писал сам Климент Ворошилов. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Так создавались собрания картин Академии, открывались новые «факультеты» – в частности, медальерный и реставрационный классы. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И тут они сразу ожили, повеселели.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». Репин знал покойного достаточно близко: «Шустов считался y товарищей большим талантом, – писал он о нём в своей книге «Далёкое близкое», – от него ждали многого. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. а время уходит порывы остывают, творческая способность покрывается плесенью ремесла.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В числе прочего Репин откопал череп воина времен Запорожской Сечи. Нельзя было придумать более идеальной наружности художника.
биографии Лескова, Ключевского. ). Если украинец – тот, кто считает, что события 9-го мая во Львове были «ответом украинских патриотов на провокацию». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Колоссальный, необыкновенный подвиг. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Одноименный журнал «Объединения» редактировал знаменитый С. П. Толпа, в совершенном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей.