Вся прочая прислуга Софьи или изувечена на дыбе или умерла под пыткой. Никониане и старообрядцы обвинили друг друга в ереси, дело дошло чуть ли не до драки. Беггров. «Всё просто, как правда. 16, 22). Малявин, М. В.
А потом распродал всё «наследство» – и собственные картины отца и подаренные ему коллегами по цеху. Больше всех, сердечнее всех я радуюсь за Репина». А оставшиеся стали инициаторами образования «Артели художников», позже (в 1870 году) преобразованной в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ).
Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Или, по крайней мере, тенденциозный взгляд на историю из Пятисобачьего переулка (выражение, напомним, Корнея Чуковского). В своей книге «Далекое близкое» Репин писал: «Поселившись в Москве в 1877 году, я был увлечен историческими сюжетами для них мне понадобилось работать в Оружейной палате, а директором ее был в то время Сергей Михайлович Соловьев известный историк., Третьяков, Мусоргский. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Ни с чем она не может примириться, ни о какой милости не будет просить. Последняя попытка захватить власть последовала в 1698 году, когда Петр был в Европе. Может быть. Скончалась Софья 3 июня 1704, «а от рождения ей было 46 лет и 9 месяцев и 16 дней». Я вспомнил о царе Иване». Шварц, – в 1864 году осчастливил публику полотном «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Однако индивидуальные особенности строения черепа (форма орбит и носа) указывают на влияние каких-то, видимо, южноевропейских кровей».
вводит отблески жаркого света свечей в зону холодного серебристо-белого цвета. Заметим, что Александр Николаевич был одним из самых ярких представителей известнейшей художественной династии Бенуа его брат Леонтий (профессор архитектуры, ректор Академии Художеств) был последним, до её передачи в «Эрмитаж», частным владельцем знаменитой «Мадонны с цветком» («Мадонны Бенуа») кисти Леонардо да Винчи, жемчужины Эрмитажа. Властная, решительная женщина, с разметавшимися волосами, с окаменевшим лицом. Если украинец – тот, кто считает, что события 9-го мая во Львове были «ответом украинских патриотов на провокацию».
При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года). Работая над своей оперой «Хованщина», он глубоко вник в атмосферу XVII века, так что мог составить о картине свое суждение. Среди его учеников, . После смерти матери в 1671 году, она болезненно пережила скорый 2-й брак отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). 1 Паралип.
А из Поссевино, в свою очередь, враньё об «убиении» царевича Ивана перекочевало в «труды» прочих сочинителей-иностранцев – того же Жака Маржерета (который, к его чести, писал осторожно: «Ходит слух), Исаака Массы (тоже, впрочем, выражавшегося обтекаемо: «Иван умертвил или потерял своего сына»), Генриха фон Штадена и прочих. Гневно сжаты бескровные губы. В отсутствии Петра она замышляет против него новые козни и заговоры. Для одного из них позировала Е. И. Бларамберг-Апрелева (литературный псевдоним – Ардов), для другого – «молодая толстая домашняя портниха, жившая во дворе, во флигеле» дома Репиных в Трубном переулке в Москве. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу.
25 июня 1682 года Иван V и Петр I были венчаны на царство в Успенском соборе. Да, так они и выглядят, эти фантазийно-расписные «лабутены» XVI века. Ага, вот о них: «специально для работы над полотном по особому заказу были сшиты сапоги царевича, Ренин расписал их масляными красками», – сообщает источник. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вскоре мятежные стрельцы покорились Софье. Достаточно показательно в этом плане может быть сравнение его «Протодиакона» и «Еврея на молитве», созданных в одном и том же периоде его творчества (1877 и 1875 годах соответственно).
Все эти «лучшие образцы», с присовокуплением массы новых персонажей, добытых в каких-то лупанариях, ночлежках для нищих и домах скорби воплотились в «Крестном ходе в Курской губернии» – вершине, так сказать, творчества этого «православного художника». В своей работе «Документальный портрет Ивана Грозного» он отмечает: «Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века». Поленовым и В. М. Васнецовым.
Тонкий ценитель и эстет Иван Тургенев назвал эту картину «холодным винегретом живых и мёртвых – натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова» (а разве «винегрет» – не самое то для предприятия общественного питания. Летом 1878 года в Абрамцеве Репин познакомился с Еленой Ивановной Бларамберг-Апрелевой, молодой писательницей, печатавшей свои произведения под псевдонимом «Ардов» осенью того же года в Москве Бларамберг приезжала к нему в мастерскую позировать для картины «Царевна Софья». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сама икона подобна мольберту неряхи-художника. Стасов этого не понял. Учился в петербургской Академии художеств.
Она как лев в кленке не знает куда деть ту энергию, что в ней кипит. Среди его учеников, . В этом сюжете Репина привлекал образ самой царевны. Тщательно выписано лицо царевны, горькая складка у рта, морщинки над переносицей. Серов и многих других. Год, целый год провела эта «тигрица» в заключении, более того – в монастыре.
Но при этом никак не стоит отождествлять творчество Илью Ефимовича с чем-то хотя бы отдалённо напоминающим историческую живопись: «Судя по свидетельству современников, И. Е. Репин не обладал не только чутьем живописца, но и вообще не особенно был отягощен знаниями», – пишет о нём современный историк Сергей Фомин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". «Вина» его лишь в том, что Он первый осознал непростую, божественную природу царской власти. Враньё получилось, не спорим, талантливое. После смерти Федора Алексеевича на царство был избран Петр 1 (1682 год). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Невзирая на яростные нападки на религию (а только так и можно истолковать его «Отказы от исповеди», «Крестные ходы», гадкие «воплощения» царевны Софьи, царя Ивана Грозного etc). «Вообще неспособным к исторической живописи», напомним, признавал его Владимир Стасов. Нестеров, А. Л. Архипов, Ап. М. Регентшей при них стала Софья Алексеевна.
И вот ещё какая деталь: В полотнах Фюссли, как много раз отмечалось исследователями, «место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак из которого появляются герои». Достаточно известными являются по крайней мере две его работы с одинаковым названием «Отказ от исповеди». Никого нет у Софьи, лишь маленькая монахиня за ее спиной.
В случае с царевной Софьей действительно, «фотографий» нет. Чтобы понять это достаточно сколь-нибудь внимательно и без эмоций, посмотреть на пресловутую картину «Иван Грозный». Со страхом, с изумлением глядит дитя на кровавую «тигрицу».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Нестеров, С. А. Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. из сочетания нескольких моделей.
Умерла Софья Алексеевна 3 (14) июля 1704 года в Новодевичьем монастыре, перед смертью постриглась в великую схиму под именем София. А уже упоминавшийся нами Александра Бенуа на рубеже XIX-XX веков, то есть сотню с лишним лет тому назад, оценивал Репина как художника, который «для истории ещё не готов» (и это уже после «Царевны Софьи», «Ивана Грозного» и других «знаковых» работ. ). Перов, вливались – на время проведения очередной выставки – т. н. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Во время диспута официальную церковь представлял патриарх Иоаким, а старообрядческую – Никита Пустосвят (это прозвище дал ему Иоаким).
Такой вот эпизод, скажем, взятый из семейной хроники Репиных. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И. Е. Репин явился прообразом художника Горожанского, одного из действующих лиц романа Е. И. Бларамберг «Руфина Коздоева».
Воспитателем ее был Симеон Полоцкий. Васнецов и другие). Здесь не место, вероятно, много распространяться на тему, что-де очень многие из современников находили внешность царевны Софьи весьма привлекательной, а иностранцы полагали её даже красивой (неужто вырождение Европы было заметным уже тогда. ).
Увы, как пишут, «здоровье его все более и более разрушалось». Серов, С. В. Среди его учеников, . С самого начала ХХ века Академия становится одним из самых демократичных учебных заведений (в качестве вольноприходящих слушателей в неё стали допускать крепостных).
Вскоре туда прибыло и подготовленное Петром «потешное войско», которое к тому времени представляло серьезную военную силу. Перед окном ее кельи, в назидание непокорной сестре, Петр приказал повесить стрельцов. Прянишников, К. А. Обращает на себя внимание прием подсветки фигуры Софьи скрытым источником света. Радея о качестве обучения, «общие науки, на которые до тех пор обращалось мало внимания, стали занимать видное место в обоих отделениях», т. е.
Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Он замкнулся в себе и начал работать над картиной «Чудотворная икона» (позже получившей название «Крестный ход в Курской губернии». Была похоронена в Смоленском соборе этого монастыря. С Софьей все иначе.
Одному из них принадлежит будущее, другое судорожно толкает всех к невежеству и темноте». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. С. -Петербург» экспонировались три живописных этюда для головы царевны Софьи: 187 – «К царевне Софии (Е. И. Бларамберг-Ардов)» 188 -Голова к царевне Софии 189 – « 2, тоже». Барыньку-мироедку, с идиотским выражением лица, для показухи шествующую со своей иконой.
Так что «казацкие предки», о которых любил порассуждать Илья Ефимович, были весьма своеобразного происходжения и свойства. Они охватывали период от древнейших времён (картина С. В. Иванова «Жилье восточных славян») до средины ХХ века (Б. Пресса заговорила о картине. 21 октября 1698 года Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Художник мог бы дать широкую историческую картину, с большим количеством персонажей.
живописи, скульптуры, архитектуры) академию». При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. И так далее. Только у ворот стоял караул из верных Петру солдат. Среди его учеников, . Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
М. Кустодиев, «Освобождение крестьян»). И вот какие чувства она в нём вызывает: «этот мерзавец, Иван IV, сидит неподвижно, придавленный призраками своих кровавых жертв и в его жизни взята минута пассивного страдания». Чирко, В. А. Ни одной из них Петр не доверял, неукротимый нрав всех их слишком хорошо знал. Одноименный журнал «Объединения» редактировал знаменитый С. П.
Но и в «общество передвижников», «отцами-основателями» которого являлись И. Н. придает бытовую убедительность изображению. Вокруг рокотала толпа. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Репин изобразил их обоих по-свойски, в исподнем платье. Заключительная часть его статьи «Художественные выставки 1879 года», в которой говорилось о «Царевне Софье», появилась в «Новом времени» 15 марта 1879 года. Софья никогда не была замужем и не имела детей. И оба, что примечательно, сказали это с чувством восхищения. 1689 год, август — в Москве произошел переворот. Этот драматический момент разрешен Репиным чисто психологически.
Шишкин, Н. А. В мире художественном интересующем нас в данном случае, таковым «по праву» может считаться Артель художников, основанная в 1863 году участниками «Бунта четырнадцати» – скандального отказа выпускников Императорской Академии художеств писать картину на заданную тему и требованием заменить её на «вольную». Столь же наглядным было и его, Репина, отношение к церковным таинствам. Главным персонажем полотна есть Царевна Софья. Талант в юном Репине проснулся, что и говорить, достаточно рано.
Но Стасову картина не понравилась и, побывав на выставке, он сообщил об этом Репину. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Авторство злой стилистической конструкции, служащей здесь в качестве заголовка, принадлежит лучшим друзьям Репина – критику и историку искусств Владимиру Стасову, который именно так, «абсолютно особенным выродком» назвал Илью Ефимовича в письме ко Льву Толстому, а «мальчишкой-маляром, прибежавшим в Петербург лет сорок, пятьдесят назад из Пятисобачьего переулка» и более того – «депутатом избранником, «представителем» всех Пятисобачьих переулков России» – Корней Чуковский. Волков, В. И. увлекает преимущественно экспрессия открытого проявления чувств.
славянских, композиторов по заказу предпринимателя Александра Пороховщикова, для ресторана гостиницы «Славянский базар». экспоненты (М. М. 21 сентября 1698 (этот год стоит в названии картины) царевна Софья по решению Петра была пострижена в монахини, став инокиней Сусанной. Эти встречи Репина с молодой писательницей оставили след и в литературе.
И отомстил: портрет Константина Петровича для картины «Юбилейное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» рисует нам не человека, а настоящую мумию египетскую – с несоразмерно-монструозными пальцами, разноцветными трупными пятнами на лице, клочками то там, то сям разбросанных по черепу волос. История трактуется художником как драма личности. Это признание весьма симптоматично, ведь у Репина уже были такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Протодиакон» и другие. Они ему понравились, более того – «произвели впечатление».
Репин» он в открытую заявил: «Возьмите «Крестный ход», эту оргию скотоподобия, свистопляску всего низменного, слезоточивого, мутного, что только есть в человеке, а какое благообразное идиллическое, почти благочестивое впечатление может она произвести на иного зрителя». И судьбы их сложились по-разному так, восемь из 14-ти впоследствии «включили реверс», вернулись на круги своя и впоследствии получили звание академика Императорской Академии художеств, с присвоением классного чина надворного советника. В. В. Стасов, что весьма показательно, после знакомства с данной работой признал Репина «вообще неспособным к исторической живописи». Написана она была в 1879 году.
Жизнь Софьи в монастыре вначале была спокойной и даже счастливой. Сугубая брехня об «убиении» проистекает из самого что ни есть мутного источника: сочинения папского легата иезуита Антонио Поссевино, который таким образом решил отомстить Ивану Грозному за провал своей миссии: царь «переиграл» посланца Рима и в конце концов отверг притязания его патрона, папы Григория XIII об унии с католицизмом. Могут возразить: мнения пристрастны, оценочные суждения – не факт. «Русский художник» Илья Репин происходил, на самом деле из чугуевских, что близ Харькова, кантонистов.
Наконец, 9 февраля картина отправлена в Петербург. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Идя к ней, помимо приватных наблюдений за пострадавшей дочерью, Репин годами, что называется, ходил вокруг статуи «Иван Грозный» изваянной двенадцатью летами ранее Мордухом Матысовичем Антокольским. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. М. Васнецов, Н. В. Досекин, Е. Е. 104, 15. Как эти работы пригодились впоследствии революционерам и «воинствующим безбожникам».
В зависимости от степени духовной слепости смотрящего. – многим, говорят, данное творение даже нравилось). «Бурной молодостью» страдали многие артистические натуры, да не многих она уводила в сумасшедший дом.
Среди его учеников, . Репин запомнил. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25 мая) 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. В январе 1879 года Репин сообщает в письмах В. В. Стасову и П. П. Чистякову, что его «Царевна Софья» закончена, осталось всего несколько штрихов сделать, что через две недели он посылает ее в Петербург на Передвижную выставку и признается, что «ни одна из моих прежних картин не удовлетворяла меня так, как эта, – эту мне удалось сделать очень близко к тому, как я ее воображал и даже закончить, насколько я мог». Но волосы ее распущены по плечам – будто вот-вот коснутся их ножницы пострига.
Вот так она и производит впечатление – на кого какое. Данный процесс начался ещё в 1871 году, когда он, новоиспечённый, 27-летний выпускник Академии художеств, взялся за написание «большого декоративного пятна» – картины «Собрание русских, польских и чешских», т. е. Грабарь свидетельствовал своим авторитетом: «Конечно, Репин не исторический художник». Юная царевна знала латынь и польский язык, много читала, сама писала стихи.
В половине XVIII века там из казаков-переселенцев, пришедших на это место ещё столетие назад и двух калмыцких рот, был сформирован конный казачий полк – своего рода «градообразующее предприятие» того времени. Местонахождение этюдов неизвестно. Могла же спустя много лет после этого суда измученная цингой и бедностью, Марфа Алексеевна писать из другого монастыря: «хотя бы я неведомо где, да и я тово же отца дочь, такая же Алексеевна». С чисто репинским мастерством написаны парчовое, с изящным узором, платье царевны, тени на красном ковре, серебряная чернильница, раскрытая книга на столеПолотно «Царевна Софья» по праву входит в сокровищницу мировой культуры. Бенуа написал для этой серии 7 картин.
Под верхнюю одежду надевался обычный наряд – сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос)». Волков и другие) или на постоянной основе – С. Н. Среди его учеников, . Евреи, пришедшие сюда с казаками, от военных обязанностей уклонялись, прикрываясь своей верой. Она недоступна женской слабости.
Петр и его брат были уже достаточно взрослыми, чтобы править самостоятельно (оба на тот момент уже были женаты), однако уступать власть Софья не хотела. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Туда прибыли многие бояре. Компанию дополняли немцы Богдан Вениг (из семьи учителя музыки, органиста и скрипача лютеранской церкви в Ревеле), Карл Лемох – ребёнок московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах и «примкнувший к ним» Василий Крейтан – из семьи скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана. Облик Софьи внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы. То есть натуральных вредителей-«передвижников».
А с кстати вынырнувшим из чугуевского «Пятисобачьего переулка» Репиным сошлись всего на полутора тысячах (каковую сумму сам Репин посчитал «огромной»). В Музее-усадьбе «Пенаты» хранится круглый парчовый воротник, являвшийся частью костюма Софьи. 1891. Вдруг у нее закружилась голова и она упала, разбив нос в кровь. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год».
Среди его учеников, . После стрелецкого бунта, вспыхнувшего в Москве 15 мая 1682 года, обе партии в конечном счете пошли на компромисс: царями были провозглашены два сводных брата Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I. Софья Алексеевна стала правительницей при обоих неабсолютнолетних царях. Кто видел «Софью» Репина, перед тем долго будет носиться трагический ее образ. Левитан, Ф. А.
Композиция картины лаконична. В ходе бунта стрельцы захватили Кремль, убили нескольких бояр и добились выплаты огромной суммы задолженности по жалованию, которая составила, по расчетам самих стрельцов, 240 000 рублей. Не глядя даже на «общественное мнение»: ибо «в общественном мнении, – как справедливо пишет о том известный искусствовед, профессор Владимир Алексеевич Леняшин, – он (Репин) был «похоронен» где-то в середине 1890-х годов, сразу же после «Запорожцев» (в лучшем случае — с упоминанием о «Заседании Государственного Совета». а рукав собирался мелкою оборочкой». Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п. ). На 25-летнего «преступника» с особым вниманием смотрел из толпы 22-летний художник.
Но это отнюдь не то узорочье, коим русские украшали кожи и ткани, чтобы «удивлять красотою наряда», а какой-то монголо-татарский секонд-хенд. Он в полной мере проник в суть и смысл репинского творения и выступал за то, чтобы оно было снято с экспозиции в «Третьяковке». Для написания этой работы Репин подыскал тёток потолще да побезобразнее: мать Серова Валентину Бергман, писательницу Елену Бларамберг (псевдонимы Апрелева, Е. Ардов) и «некую портниху» имя которой осталось неизвестным. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица.
Ибо то, что не годится в качестве положительного образца, всегда ведь может служить примером отрицательным и пищей для рассуждений о поисках Истины. Объяснительные тексты написал историк, писатель С. А. Князьков. Побудительным мотивом бунтарей было якобы «стремление к «освобождению от мертвящих догм академизма». С творчеством Фюссли Репин познакомился во время своей пенсионерской поездки за границу в 1873-1876 годах.
Крамской, Г. Г. Восторженно принял картину И. Н. Крамской, он считал ее одним из лучших репинских полотен, даже лучше «Бурлаков на Волге». Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он воплощает собой страх. А во что одеты царевич и его отец.
Суриков, И. И. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», Василий Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково и устранился от политической борьбы. Широко раскрытые глаза устремлены куда-то вдаль. Ге и В. Г. И даже ученик «мэтра» И. Э.
Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Браво, спасибо Вам. » И В. В. Стасову: «Какой Репин. 1 февраля он пишет Стасову, что все еще работает над «Царевной Софьей»: «странное дело, когда я написал Вам, что картина кончена, тут-то и пошла работа то там, то сям».
Она находится в монастыре, ее держат здесь как преступницу. Надо «сочинять», а это ему не к лицу. от этого-то Репин сочиняет позу, выражение, взгляд». С художественной стороны картина сделана мастерски и в этом отношении «Царевна Софья» являет собой одно из интереснейших произведений художника. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Газетчиков и симпатиков Репина помирил близкий друг художника, Корней Чуковский (сын Эммануила Соломоновича Левенсона и его прислуги, полтавской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук, если кто не знает). Ее еще не постригли в монахини – парчовый, расшитый драгоценными каменьями парадный наряд «правительницы» видит зритель. Таких же держиморд на левом фланге (прямо как конвой какой-то для колонны арестантов). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Савицкий, В. Д.
В своем неугасимом стремлении поощрять отображение в искусстве современной ему жизни и глубокой неприязни к теме исторической (вспомним, как недоброжелательно отнесся Стасов к такому изумительному историческому полотну, как «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова) он не понял, что «Царевна Софья» – этап к созданию таких полотен Репина на историческую тему, которые принесли ему всемирную славу и прославили русское искусство. Огромным энтузиастом данного начинания стал фаворит императрицы И. И. Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Правление Софьи продлилось семь лет.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Ещё один важнейший «персонаж» картины – кровь. В известной «мужиковатости» образа Софьи сказалась и репинская страсть к изображению телесного, физического, к передаче внутренней жизни путем ее открытого выражения в жесте, позе, мимике. Работая над «Царевной Софьей», художник познакомился с директором кремлевской Оружейной палаты историком, автором огромной работы «История России с древнейших времен» Сергеем Михайловичем Соловьевым. Превосходно переданы естественные цвета тканей, бархата на стуле, парчи, ковра, жемчуга.
Репин обиделся Илья Ефимович вообще был крайне обидчив. Петр в это время жил с матерью в селе Преображенском. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Письмо Стасова встревожило художника и он просил Владимира Васильевича прислать ему подробный разбор картины, не стесняясь даже резкостью выражений, так как он, Репин, «приготовлен к самому резкому, правдивому слову». Но на лице и в позе не видно раскаяния. Поленов, Е. Е.
Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, обтягивающем пол. Неврев, И. М. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Серый, холодный свет, проникая в окно, подчеркивает трагедию царевны.
– Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. На выставке «Репин. Она всегда притягивала, буквально завораживала Илью Ефимовича.
Скрещенные на груди руки и вся поза ее «мужиковатой» фигуры выражают неукротимую силу и энергию. Крамской писал об этом и самому Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Иллюстрации были изданы большим форматом (66х88 см) и значительным тиражом (3500 экземпляров). Но восставшие стрельцы были разбиты у Новоиерусалимского монастыря верными Петру войсками.
Здесь уместно припомнить такой момент: резким критиком полотна «Иван Грозный и сын его Иван» был Обер-прокурор Святейшего Синода в 1880 – 1905 годах, неизменный Член Государственного совета с 1872 года, К. П. Победоносцев. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке». Сама Софья – воплощение независимости и ярости. Основной моделью для фигуры в целом была некая домашняя портниха.
Пользуясь темнотою ночи, преданные стрелецкие головы приходят к ней клясться в верности. А для скульпторов и художников, где, «как и во всём мире», главным почитался исторический жанр, министр народного просвещения Российской империи при императоре Николае Павловиче граф Сергей Семёнович Уваров (весьма просвещённый, кстати говоря, человек: он был учёным-антиковедом – специалистом по классической древности, знатоком Древних Греции и Рима, включая их историю, филологию, археологию и другие родственные дисциплины), организовал даже специальные лекции по археологии и древнерусскому искусству. Однако «облачение» сына напоминает скорее нечто среднее между женским капотом и пеньюром, даже с кружевцами и рюшечками, а одежда отца – спецовку чернорабочего. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
По получении от Стасова письма Репин с горечью писал И. Н. Крамскому, что за «Царевну Софью» только еще пока «один человек меня журил и крепко журил» за то, что художник «дурно потерял время», что замысел картины не оригинален, что историческая тема не дело Репина и что этот «один человек» пожалеет, если «Царевна Софья» будет иметь успех. Вскоре «почувствовал, что здоровье стало ему изменять, а потому, полагая, что деревенский воздух и полное спокойствие помогут ему восстановить силы, отправился в деревню к отцу». Точно то же самое видим мы и на картине «Иван Грозный», где «монстры» (и убивающий и убитый) проявляются именно из не вполне определенного полумрака: безошибочный приём, весьма сильно воздействующий на впечатлительного зрителя. В своём очерке «И. Е. А почему так. После долгих полунеудач и полуудач он, наконец, опять решительно и резко отличился.
Иной художник и тоже «передвижник» – В. Г. Царевна Софья (1657 – 1704) была заточена в Новодевичий монастырь 6 сентября 1689. Сам А. Н. Картина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. История создания.
«Момент избранный художником, полон трагизма Софья изображена им уже в монастырском заточении. Обер, В. А. А художник-реалист, сам не видавший, тотчас же теряет способность создавать. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. И, вероятно, о сладости мести (данная часть сюиты, напомним, в общем-то именно об этом). Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Лансере, И. И.
Соединённый портрет толстух, несомненно, удался. Кроме живописных, Репин исполнил графический этюд с В. С. Серовой, матери художника В. А. Серова, опубликованный в журнале «Нива» (1914, 29). Он смотрит, смотрит на струящуюся из носа кровь и запоминает цвет, направление струек.
К ней, тем не менее, тянутся, пытаются припасть «Вот придурки» – как бы посмеивается над смотрящими изобразитель этой сцены. Этот рисунок в какой-то степени повторяет тему картины «Царевна Софья» и в то же время дает дальнейшее развитие этой темы. В дате, входящей в название картины, И. Е. Репин допустил неточность. Однако восстание не закончилось.
Со временем все больше бояр, дворян и стрельцов переходили на сторону Петра и также отправлялись к нему в Троице-Сергиев монастырь, где Петр устроил свой царский двор. На картине изображена во весь рост крупная женщина в богатом одеянии. По выражению Крамского, Софья похожа на «запертую в железную клетку тигрицу». Очень выразительно рисует Репин гневное лицо женщины: ее выпученные глаза, гневно сведенные брови и плотно сжатые губы. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Чтобы и памяти не осталось. Сей действительно жуткий сгусток крови – черный, липкий, от вида которого, случалось, падали в обморок зрители картины – на самом деле суть, квинтэссенция всего этого полотна.
Верещагин, А. П. Даже друзья художника – П. М. Третьяков, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский – не говоря уже о незаинтересованных зрителях – высказались о ней резко отрицательно. Между тем, власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота— наиболее боеспособная часть русского войска. «В камере с глазу на глаз остались двое: приговоренный к казни и пришедший принять предсмертную исповедь священникСвященник встречает не смирение, а гордость, не сломленную жажду борьбы, а высочайший подъем духа, перед которым даже собственная судьба кажется мелкой, а великим – одно народное дело.
Цербера (то ли десятского, то ли сотского), бдительно её охраняющего и уже замахнувшегося кнутом на нищего, пытавшегося сообразно случаю попросить у богачки копеечку. Что повлечёт за собой неизбежное «с одной стороны», «с другой» Ограничимся, в данном случае, общей оценкой, данной им А. Н. Толпа, в совершенном большинстве своём и лиц не имеющая, вместо них – пятна, бредёт неведомо куда, предводительствуемая священником, весьма похожим на того самого протодиакона – который «плоть и кровь», «зев и рев бессмысленный» и даже горящая свеча в его руке выглядит подожжённой оглоблей.
Среди его учеников, . Конного урядника, вовсю лупцующего нагайкой кого-то в толпе. С царской кухни ей присылали хорошую пищу и разные лакомства. Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Иванов, М. В. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Старший царь Иван тоже был женат. Антокольский, В. В. Шустова, – названная «Иоанн Грозный у гроба убитого им сына», датируемая 1860-и годами – которых, кстати говоря, после написания данного полотна, Николай Семёнович не пережил – он скончался в Петербурге в начале февраля 1869 года, едва достигнув 30-летнего возраста. Среди его учеников, .
Трудился он над ней якобы три года полотно было выставлено для публики в 1883 году. Софья Алексеевна (1657 – 1704) была дочерью царя Алексея Михайловича от первой жены Марии Ильиничны Милославской. Сообщества разночинцев можно отыскать везде, практически в любой сфере общественной жизни. Нельзя было придумать более идеальной наружности художника.
Суть в том, что задачей Ильи Ефимовича было отнюдь не отразить некую историческую реальность, а создать свою, параллельную, населённую уродливыми персонажами. Затаил. От царя пришёл новый указ— схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для сыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его судьбу. Бенуа – художником, художественным критиком историком искусства, основателем и главным идеологом иного художественного объединения – «Мир искусства», собравшего в самом начале ХХ столетия, в противовес ТПХВ, таких мастеров как Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, И. Э. Браз, И. Г. Вальтер, Ап.
Среди его учеников, . Бюджет её снова значительно увеличился. К 1689 году противостояние между ней и Петром обострилось. Софья стала правительницей при малолетних государях и получила титул «великая государыня, благоверная царица и великая княжна».
Если украинец – тот, кто для кого в 1945 году случилась не Победа, а «смена оккупантов», то я русский. сделал Софью старше, некрасивой и менее одухотворенной. Далее, разлучив их, «безжалостно, – как пишут исследователи, – оторвав ребёнка от матери», отдал его на воспитание «передвижнику» А. А. Киселёву В итоге сын отца возненавидел.
Он писал: «Моя мечта звала меня к маленькой толстоватенькой женщине, не раз испытавшей жизнь, а увидел я бабу, злую, но не озлобленную, бабу огромную, но не маленькую, всю расплывшуюся до того, что при ее величине зрителю было мало места». Русский композитор, современник Репина, М. Мусоргский дал уничтожающую оценку картине «Царевна Софья». Так создавались собрания картин Академии, открывались новые «факультеты» – в частности, медальерный и реставрационный классы.
А за окном – повешенный стрелец, на перекладине виселицы – мрачная, нахохлившаяся ворона. Детали интерьера – арка в глубине, в которой видно освещенное свечами пространство церкви, окно с повешенным снаружи за его решеткой стрельцом, – играя существенную повествовательную роль в развитии сюжета, вместе с тем нужны и для того, чтобы в картине оказалось достаточно пространства и «воздуха», что важно при ее психологической напряженности. На следующий день, 7 сентября издан указ об исключении царевны Софьи из «Титула» таким образом, она официально перестала быть правительницей. За своё спасение она выполнила три желания бродяги: дала ему возможность испытать сладость мести (II часть), сладость власти (III часть) и сладость любви (IV часть).
Ярошенко, А. К. Враги моих предков, моего народа, мои враги». Вторая картина – суть развитие сюжета первой, будто бы служащей к ней эскизом. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын, один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Я это испытал в Оружейной палате. Поначалу страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица, но родственники Федора и Софьи смогли отстранить Наталью Кирилловну, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку». За год до своей смерти Пётр издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. По воспоминаниям В. И. Репиной, платье для «правительницы Софьи» специально шилось на квартире Репина: «Для нее шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой.
Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин и Сильвестр Медведев. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Именно тогда последовала расправа и казнь ее сторонников и «всей ее прислуги».
А ведь так оно и есть: мы видим тупые, покорные, безразличные лица мужиков, несущих киот с Чудотворным образом. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, .
О третьем живописном этюде сведений не имеется. Виноградов, А. Е. Репин знал покойного достаточно близко: «Шустов считался y товарищей большим талантом, – писал он о нём в своей книге «Далёкое близкое», – от него ждали многого. «Она произвела на меня неотразимое впечатление, – рассказывал впоследствии Репин. Трутнев, Ф. А. осветил ее слева, а не из окна справа.
В 1684 году Софья повелела чеканить свое изображение на монетах. Так возникло художественное отделение Академии наук. Всё сказанное, по большей части, враньё. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько казненных стрельцов.
Петербургская газета «Новое время» дала такой оперативный отклик на её «презентацию»: «Эта саженая карикатура Крестного хода, это насмешка над сюжетом. А толчком к реализации замысла послужила, по словам самого Репина, упомянутая симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт. Первой затеей такого рода стала картина «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», явленная на публике в 1879 году. Организаторы фактически дворцового переворота объявили версию о собственноручной передаче «скипетра» умирающим Фёдором Алексеевичем своему младшему брату Петру, но достоверных свидетельств тому предъявлено не было.
Однако. Если смотреть на картину и не знать ни ее название, ни ее истории, то остается двоякое впечатление от образа сильной по духу и физически женщины. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Самим названием картины (сообщенным Репиным в письме к И. Н. Крамскому) – «Правительница, царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 г», – Репин уточняет момент, взятый для картины. И что это за ичеготы на ногах поверженного царевича.
Так где же правда. После нескольких месяцев заключения он был бледен. Ср. Дочь Репина вспоминала, что, когда Елена Ивановна приезжала позировать, она «распускала свои чудные, длинные волосы», – так требовалось художнику для портрета Софьи. Мясоедов, Н. Н.
Нарышкины попытались сделать царем малолетнего Петра. В 1698 году царевны Софьи не стало – «чтобы никто не желал ее на царство». «Месть», часть вторая, стала катализатором той закваски, которая годами бродила в голове у Репина. Ничего семитского, как по Репину, не было в лице царя: «по своему типу Иван Грозный ближе всего был к динарскому, т. е. основному антропологическому типу, характерному для славян.
Вокруг смятение, «мать бежит с водой, полотенцем. Он забыл, что это его дочь, что ей больно и надо скорее унять кровь. В главных своих фигурах есть лишь одно обличение, несправедливое, сильное, преувеличенное. В начале ХХ века это «Общество», по непреложному закону мздовоздаяния, в свою очередь сотряс «бунт одиннадцати»: столько участников покинули его, выразив таким образом протест против его «политики» (В. А.
Так что ложь оно всё, что понасочинял нам своей бойкой кистью И. Е. Репин. А Г. Г. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Киселёв, Н. В.
Ибо вот вам другой пример. Но и он сохранился: смотрите, дескать, кто «вершил судьбы». Отсюда – новые возможности для приобретения шедевров в картинную галерею Академии, выдачи наград достойнейшим из учеников (притом не условно «золотых» или «серебряных», как сейчас, медалей, а изготовленных из самых что ни на есть благородных металлов). Царевной были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Не хотели этого и те, кто при ней получил высокие должности и другие милости.
Это стало той трещиной в фундаменте, которая через двадцать лет с небольшим разрушит «Общество», фактически параллельно с разрушением Империи, над чем неустанно трудились «передвижники», «вскрывая язвы» и «бичуя пороки». Всё больше становилось пансионерских поездок за границу в Риме (опять-таки по примеру Франции имевшей здесь постоянное представительство в статусе академии), было учреждено специальное попечительство, ответственное за устройство быта командируемых. Эта тема, что называется, мучила Илью Ефимовича всю жизнь. Прирастил державу Сибирью.
Если в картине Софья – тигрица в запертой клетке, откуда нет выхода, то на рисунке – тигрица пытается сломать железную решетку клетки, вновь выйти на свободу, вновь творить козни против ненавистного ей царственного брата. При ней жили кормилица и горничные. Как-то их первенец, маленькая Вера, делала гимнастику на трапеции. С 1895 г. был. Благодаря чему на Западе и утвердилось за Грозным близкое, по их представлениях, прозвище «terrible» (страшный, ужасный, громадный, внушающий страх), что абсолютно не соответствует русским представлениям (город Грозный, к примеру – это «Ужасный», что ли. ). В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра был поднят бунт. А возникла она так: «Человека везли на казнь. Дягилев.
Репин «отомстил» ему за эти слова два года спустя, создав известный живописный портрет композитора, в котором, не зная предмета, легко можно спутать изображаемого с заурядным красноносым выпивохой. Напротив, мы за популяризацию его творчества. Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества.
Строганов, не жалевший на благое дело никаких собственных средств., считая его исторически и психологически верным. Художник и здесь исходит из изучения жизни и стремится к ее реальному воссозданию. В воспоминаниях дочери художника Веры Ильиничны есть свидетельство о том, как приезжала в дом Репиных Е. И. Бларамберг-Апрелева позировать для картины: «Она распускала свои чудные, длинные волосы и позволяла мне трогать их и путать, а я воображала, что плету косы». Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
несколько сдвигает фигуру Софьи от центра и дает ее в небольшом повороте. Кажется, что Софья играет перед зрителями. Откуда же эта ложь.
Он наверное никогда не видел собственными глазами того душевного порыва, который произойдет у могучей, необузданной натуры человеческой, когда вдруг все лопнуло, все обрушилось и впереди только одна зияющая пропасть. А так оно вполне пойдёт. Разбирать «передвижников» по персоналиям – явно непосильная задача в рамках небольшой статьи. По приказу Петра перед окнами кельи Софьи было повешено 195 стрельцов. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. 27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор Алексеевич.
Напомним, что в известной мере эскизами к данному монументальному холсту послужили предшествующие картины этого же художника: «Явленная икона» (1877 год) и «Крестный ход в дубовом лесу», созданная на год позже. 30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. 1877Холст, масло, 125. 5 x 97. 5Государственная Третьяковская галерея».
С крестом в руках встречает их на лестнице в сенях монастыря сама царевна. Во-первых потому, что «фактом» убиения царевича, который на самом деле места отнюдь не имел, последовательно и настойчиво утверждали в общественном сознании (а картины, согласитесь, сильнейший способ воздействия на «толпу») предельно искажённый образ христианнейшего, на самом деле, богобоязненного и отнюдь не склонного к тем «излишествам», которые ему приписывают, великого государя. Здесь, в толпе, он зарисовать Каракозова не догадался или не посмел. Герасимов. Мы, безусловно, весьма далеки от мысли «запрещать» репинские поделки, как-то «изолировать» Илью Ефимовича от зрителей.
Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном». Вёл их археолог и историк, член-корреспондент Императорской Академии наук, товарищ (т. е. Художник Константин Маковский заломил за неё 25 тысяч рублей. Его «Софья» – историческая картина. Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Аммосов, А. А. «Бунтовщиками» стали именно разночинцы: Александр Григорьев, сын «штуляра» иначе «титуляшки» – мелкого чиновника-разночинца имевшего IX класс по «Табелю о рангах», что не давало прав на дворянство Фирс Журавлёв, отец которого был портным потомок тихвинского мещанина Пётр Заболотский Иван Крамской, родившийся в бедной мещанской семье из той же мещанской, такой же маломочной, причём провинциальной (Кременчуг) семьи принятый на учёбу – Александр Литовченко Николай Петров – тоже сын мещанки, хотя и петербургской Алексей Корзухин из крепостных промывальщиков золота Александр Морозов, тоже из бывших крепостных Константин Маковский, сын обрусевшего поляка, служившего протоколистом в Дворянской опеке из канцеляристов же был и Михаил Песков из семьи мелкого помещика, бывшего военного происходил Николай Дмитриев, а из мелких же купцов – Николай Шустов. Стрельцы отступились от старообрядцев и вскоре сами убили Никиту Пустосвята.
Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. В остальном же проект был признан провальным. Рябушкин, И. П. Модест Петрович написал, что «увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места».
Единственной ее страстью было желание властвовать. Среди его учеников, . А отец умоляет подождать.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но скорее всего – чепуха: куда вероятнее, что отправной точкой этой работы стала картина такого же, как и он, «передвижника» – Н. С. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей. Там тень почти полностью поедает ее облаченную в темные одежды фигуру. Побирушку, которого палкой отгоняет вертухай-оберегатель, притом в обувке худшей, чем у нищего «На этой картине с большой яркостью передано живое народное чувство, религиозное благоговение к святыне», – было написано в путеводителе «времён СССР» Третьяковской галереи. Софья начала сбор дворянского ополчения.