Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ). музей). Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. С 1877 года художник проживал в Москве.
И показать её Репину удалось просто превосходно. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Репин отправился в Петербург. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
И. Е. Рожин). В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Так закончилось детство, когда покинул родные места Репин. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Казалось, она спит. Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества — Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова — изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва.
Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. Репин И. Е., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлечённо работал над темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорниш, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Рус. Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее).
В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Илья рано проявил способности к искусству, что первой обнаружила его мать. Отправившись вместе с художниками Ф. А. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
С 1882 Репин жил в Петербурге. И прежде всего попа-расстригу Канина.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. есть также в Чу-гуеве. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. «Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника. Мусоргского, автора всемирно известных опер Борис Годунов и Хованщина.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картинам Репина свойственна точность, тонкость взгляда и пера. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Репин встречал их по средам. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Васильевым и Е. К. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
в 80-е гг. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884).
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Кустодиева и Н. С. По пути 31 октября первый раз побывал в Москве. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (кон. преподавал в Академии Художеств (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Чертовский народ.
Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В 1880-1900-е гг.
После 1917 Р., живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Я вспомнил о царе Иване. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Творческое наследие Репина очень велико. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь – Яворницкий Иван Сирко – киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров раненый в голову казак – художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке – Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке – его сын обладатель обширной лысины – Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
В 1873 году он закончил первую такую картину и назвал её «Бурлаки на Волге». член Петербургской Академий Художеств (1893). Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Перед поступлением в Академию художеств в 1863 г. Репин год занимался в Рисовальной школе. С этого времени ребенок не знал покоя. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ).
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее). Эти произведения подготовили Репина И. Е. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина И. Е. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, - оба в Русском музее).
Изображено радостное событие – возвращение ссыльного в свою семью. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин дважды подавал прошения об отставке. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. С 1894 г. Репин преподавал в Академии. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
География работ Репина не ограничивалась только родной Россией. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу.
Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств. С 1878 года — член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1894 – 1907 Репин И. Е. Как писали современники, которые у него занимались, педагог он был плохой, но учитель – великий. В 1870 году, проплывая по Волге он набросал ряд важных этюдов и набросков. Живопись это, то, что нельзя просто объяснить словами. К тому же он развелся с женой.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Им были созданы первые крестьянские портреты-типы (Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом), написаны первая картина на революционную тему Под жандармским конвоем и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки В волостном правлении и Экзамен в сельской школе. Не доносчик ли. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Переписка. музей, - оба карандаш). Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный.
Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин И. Е.
Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ). Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Репин вернулся на прежние позиции. Мне минутами становилось страшно. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Так ли это – судить зрителям. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В каждом из них раскрывается душа художника, его внутренний мир. Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере.
показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Нестеров. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, - оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин И. Е. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Крамского и В. В. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца. Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Изучив такого прекрасного художника, хочется в действительности посмотреть его работы. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин Илья Ефимович (1844-1930) родился в селе Чугуево Харьковской губернии, в семье военного поселенца. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Родился в семье военного поселенца. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887).
Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Стасова и многих других), поэтические детские образы (преимущественно детей художника), блестящие изображения светских дам (баронессы Икскуль, графини Головиной) и т. п. И все же при всем этом многообразии преобладают образы передовой русской интеллигенции изображения людей незаурядных, одаренных. Репин И. Е. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин задумал написать большое полотно Бурлаки на Волге. Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью Э. Мане. Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Поездка имела для Репина большое значение. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Стасова – признанных вождей нового, демократического искусства. В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Серов.
В ней он выразил свои мысли и творческие принципы. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. он создаёт и лучшие портреты. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя.
В поздний период при отдельных удачах, Репин И. Е. Мемориальный музей Репина И. Е. была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Рус. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Работал весь день, не замечая времени. Каждая картина несет в себе чувства и взгляды на мир художников разных эпох.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. С. 126). Мемуарист, ректор Академии Художеств. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В 1860-е гг. За окном летний день. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
– одна из вершин русского демократического искусства. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Пятый факт.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). Перова. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Но уже в следующее мгновение -- объятия, поцелуи, слезы, расспросы. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова. Многие люди восхищаются этим поистине великим не только художником, но и человеком. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника.
Все лучшее сосредоточено в его глазах – задумчивая печаль и скрытая мука. Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Поначалу он отказался позировать с затылка. Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
В юности работал иконописцем. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Картина «Воскрешение дочери Иаира» была названа лучшей за всю историю существования академии.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Это, по существу, портрет-картина. В этот период он познакомился с братьями Мамонтовыми и часто бывал у них в мастерской. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея). Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В конце 1870 – начало 1880-х гг. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Остается надеяться, что его и его творчество не забудут. Вегетарианцем стал и сам Репин. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Этюд получился превосходный. В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской. Сын солдата, в юности работал иконописцем.
Репин много работал над темой революционного движения. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин. Биография краткая (фото за 30 лет до его кончины показывает дружелюбного человека со смешливыми глазами) будет изложена ниже. В годы учёбы Репин И. Е.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Обучался, также у Р. К. Жуковского. Первая мысль о написании подобной картины зародилась летним днём 1868 (в некоторых источниках 69) года.
Чл. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова – Протодиакон. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Но денег на поездку не было. Крамским и др.
Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). В 1894-1907 Репин преподавал в Академии художеств (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Но не это главное. Прекрасно умел передавать чувства своих персонажей. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. вернулся на прежние позиции. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Академик Императорской Академии художеств. Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская гал. ).
Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным и большим замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется зловещим. Шедевров, которые отображали подлинную жизнь, было очень много. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Все привлекало художника в его модели -- выразительность лица, позы, темперамент, одежда. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Конечно, не только художники, но и писатели, поэты, музыканты все видят мир по разному и выражают свои чувства в разных сферах искусства, но все они по своему великие люди. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
В 1958 в Москве открыт памятник Репину И. Е. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1870-80-е гг. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Художник правдив.
Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). Оттого-то так убедителен созданный им образ. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
наиболее плодотворный период в творчестве художника. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова.
Молодая В. А. Шевцова ему нравилась и он ей уделял особое внимание. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. хозяевах деревни. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества.
Крамской считал этот сюжет золотоносной жилой. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги, – человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Такой подход к творчеству оценил не каждый. М. Бунакову. Высокого мастерства достигает Репин И. Е.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин И. Е. (Заметим, что первый вариант композиции 1880г. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. Действительно, Репин был великим мастером портрета. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Он написал книгу «Далёкое близкое». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И. Е. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы.
Первые проблески еще недоверчивой радости. Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну. работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен Академии Художеств – над портретами, жанровыми картинами и рисунками.
С начала 70-х гг. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. В 1877 году здоровье художника пошатнулось.
Эпизод, происшедший в связи с картиной Иван Грозный в галерее П. М. Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. В 15 лет И. Е.
Все заняты. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Убийство свершилось. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Каждый персонаж переживает что-то своё. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Лучшие произведения 1890-1900-х гг. - это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская гал. ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Рус. ну и народец же. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Репин стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, действительным член петербургской Академии художеств (АХ) (1893). Недаром про них Гоголь писал, все это правда.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Репин считал сам эту картину красивой.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. 29 сентября 1930 года Репина не стало.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
Колорит картины Иван Грозный – мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный – эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Вернувшись из-за границы, Репин И. Е. И вот уже перед нами не царь, а отец. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Он был разносторонним: писал портреты, писал картины на исторические, революционные темы.
Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Много учился на написании портретов близких и друзей. Репин и И. Н.
Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. По грязной дороге». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Публике картина понравилась. Действительный. В конце 1870 – начале 1880-х гг.
Биография краткая говорит, что начиналась полная надежд юность. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Первый факт. Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Дед будущего художника был казаком и владел собственным постоялым двором.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Наиболее значительные произведения находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Это была первая работа художника, экспонированная у передвижников. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Репин И. Е. К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. РЕПИН Илья Ефимович, русский художник. Неласково его приняла столица в 1863-м. Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла.
Это прежде всего «Арест пропагандиста». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью.
Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е. С 1882 Репин И. Е. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, арх. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, - все в Третьяковской галереи). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Она была закончена только в 1891 году. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Репин Илья Ефимович Русский художник-художник. Тут портреты деятелей русской культуры и науки (Л. Н. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В тот день от удара отца царевич погиб. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. В 1890-е гг. Л. Н. Толстого». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Илья Ефимович Репин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-художник. Мусоргского, В. В. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительности, психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Ленинград). В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). В 1880-х гг.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Последним значительным историческим произведением Репина И. Е. С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященными революционному движению (Под конвоем, Не ждали, Арест пропагандиста, Отказ от исповеди и др. ).
И сам Репин чувствовал, что он тоже часть этой силы. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. много работал над темой революционного движения.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура священника, намеренно изображенная художником со спины. Она ушла из жизни в 1931 году55. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этот мужчина слыл в городе колдуном. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. музей).
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В эти годы Репин И. Е. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. Пленэрные уроки для него не прошли даром.
Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» — вот что составляет силу и новизну репинских портретов.
Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве.
Третьяков»109. Репин И. Е. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот – Павлу Третьякову.
Стасов присылает ему все, что он просит. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Илья Ефимович Репин настоящий гений своего дела. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он идет прямо к матери. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Если такие чувства можно почувствовать, посмотрев фотографии картин, то настоящие 150 это нечто. был также выдающимся художником в области исторической живописи. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Сегодня Императорская академия художеств носит его имя. придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. располосовал его ножом в нескольких местах.
Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Заветная мечта молодого Репина -- учиться в Академии художеств в Петербурге. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Конец 1870-х – 1880-е гг.
привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская гал. ). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Крамского и в Петербургской Академий Художеств. Примерно в 25 лет он нарисовал портрет своей будущей жены.
создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей.
«Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову. Портретная галерея Репина очень разнообразна. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Родился 5 августа1844 года в городе Чугуеве (Харьковская губерния), в семье служивого человека. В 1880-х гг.
В 1873 году он путешествовал во Францию, где заинтересовался работами импрессионистов. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин И. Е. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В Рисовальной школе на Бирже познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Удивление.
С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений — картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). Товарищества передвижных художеств, выставок. Пришлось пойти на хитрость.
Берег Волги. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. изобразил властного исполненного грубой силы человека.
Основное место, где он живёт и работает, — Франция, Париж. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Отсюда появилась идея создать картину «Бурлаки на Волге». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин И. Е. уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли. Осенью 63-го года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И. Е. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
«Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. «Портрет Менделеева» — один из многих портретов, написанных Репиным, содержащий все свойственные подобным его работам черты. Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. Это совершенство форм, красок.
Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1890-е гг. М., Л., 1949. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы.
Толстого, М. П. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Репина И. Е. В мае 1873 года Илья Ефимович отправился в отложенную командировку. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Репин И. Е. Его первыми учителями живописи были местные иконописцы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Каждый портрет отличается жизненной полнотой и многогранностью характеристики. Р. много работает над иллюстрациями.
жил в Петербурге. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. С 1900 года стареющий художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни, в которой раньше принимал живейшее участие. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произв. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина стала событием в художественной жизни начала 70-х годов, но была встречена по-разному. Крамской. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Иногда даже кажется, что это настоящие живые люди. Америка—Франция—Россия. Продолжил обучение в 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.
Картина -Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская гал. ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен. Репин И. Е., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Куликова.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. За картину «Иов и его друзья» Илья был удостоен малой золотой медали, но это было только началом его карьеры.
Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».