Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Под понятием "картина Репина "Приплыли" в повседневном обиходе подразумевают, мол попали в неловкое положение, конфуз или анекдотическая ситуация. Кроме того, попытки подсчитать количество картин Репина «Приплыли» в частных и музейных коллекциях, несмотря на полный провал, породило науку бухгалтерию и бухгалтеров, которые, по примеру Репина, все деньги считают принадлежащими некоему «Итого». Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». Картина Ильи Репина Приплыли: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Ну и. А простой люд сами того не подозревая решил (по своей наивности и малограмотности), что "монахи приплыли" принадлежит Репину.
Шутка Мастера удалась. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде.
Мама Вера озверев от криков сына и мужа вторично ударила дядю Пети гладильной доской. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. На ближнем плане картины кипит жизнь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил.
Опять раздался крик Коли, от которого у всех опять заложила уши. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок.
Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
И что это вы там делаете, позвольте спросить. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман.
Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Впрочем, те, кто внимательно разглядывал шедевры мастера, не станут спорить с тем, что открывает нам многогранный и увлекательный мир буквально каждая картина Репина. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи».
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Она вошла не одна, а с участковым, который и привел ее. В единым порыве они простирают к вождям руки, отягощённые плодами их труда: колосьями, шурупами, чертежами на ватмане, пробирками, футбольными мячами, виноградными кистями и кусками каменного угля. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях.
Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». На первом плане перед нами предстают два бездомных человека.
Дядя Петя тщетно пытался пробиться к двери и смешно сучил ногами по полу. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Это некий апофеоз Сталина и его соратников.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»).