На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Это некий апофеоз Сталина и его соратников. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман.
Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). И что это вы там делаете, позвольте спросить.
Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4.
Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.
Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли». В итоге получилось полотно такой небывалой мистической мощи, что все про него слышали, все про него знают, все про него говорят, но никто его не видел. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых.
Эту светлую и бескорыстную любовь к искусству в свое время тонко подметил выдающийся философ, один из родоначальников русского космизма Николай Фёдоров. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление.
Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Репин и сам был не вполне удовлетворён тем, как в картине решалась художественная идея, в частности — концепцией главного героя, возвратившегося ссыльного17. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Шутка Мастера удалась. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина.
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок.
Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На ближнем плане картины кипит жизнь. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега.