Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. 1. Но история начинается в Париже в 1874 году. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Когда Ване было четыре года, его семья отправилась в заграничное путешествие. Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Старшие сыновья: Николай (1863 – 1938) и Анатолий (1865 – 1941) пережили отца.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Санкт-Петербург. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Картина удивительным образом пережила два периода массового интереса к себе, причём в абсолютно разных эпохах. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Если вести речь о преобладающей палитре красок на картине, то на первый взгляд покажется, что это черные тона. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.
1690 г. Государственный Русский музей. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Смерть Федора Васильевича Чижова. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный.
Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Рок, случай, фатальность. От картины веет психологизмом – вся композиция настолько продумана, что лицо и руки кажутся не нарисованными, а вылепленными из живой пластики. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Портрет Якова Тургенева. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Она ушла из жизни в 1931 году55. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре.
Америка—Франция—Россия. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Художник спешит к Чижову, захватив с собой альюом и кароандаши.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Желание закончить полотно переросло в одержимость. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Писатель умер. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Впервые Похитонов увидел Тургенева, по-видимому, на «вторниках» у Боголюбова.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Третьяков»109. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
ИТ Чижов не раз просил обоих художников написать свой портрет. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Варвара Петровна питала к Франции особую любовь и презирала все русское. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына. Демон поверженный. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин познакомился с ним во Франции у Поленова. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный». Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
2. Никакого профессора не было, а вся история – гениальный флэшмоб.
Суета и порывы больше характерны для молодых и амбициозных людей, на портрете же – умудренный жизнью и многого достигший человек. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А на «вторниках» в его доме на rue de Rome, служившем, по словам В. С. Общение с прежними друзьями было только заочным. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Маститый художник (из-за плохого здоровья он не переносил суровой русской зимы, что вынудило его с 1873 года обосноваться в Париже) был не только куратором молодых живописцев и скульпторов, оканчивавших Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, дававшей право на продолжительную заграничную поездку для усовершенствования на казенный счет. А. П. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. С 1882 года Тургенева начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. 3. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству.
Воспоминания о семье И. С. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Репин дважды подавал прошения об отставке.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Ну и еще несколько фактов о слухах, затрагивающих картины русских художников. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Профессор – сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Тургенева). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Неизвестный художник.
Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него.
Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Л. Н. Толстого».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Он застает Чижова, сидящем в кресле за столом. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Перейдём к другой картине. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.
Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания Незнакомки. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Бог послал ему легкий конец – он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Серовой, «центром всему русскому художественному мирку в Париже», собирались художники и писатели, артисты и музыканты, общественные и политические деятели.
Но происходит непридвиденное. Но самая трагическая история с портретом Федора Васильевича Чижова. Илья Ефимович Репин. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. тот только что скоропостижно скончался. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 4. Но Репин не успел приступить даже к работе.
Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Интересно, что для картины позировали две дамы.
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Житова. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. М. Бунакову. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября» (В. Н.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Федор Васильевич Чижов скончался 26 ноября 1877 года в Москве. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Это не самообольщение, так как я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики» – рассуждал художник. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. Идея не встретила поддержки у русского царя.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.