В отличие от Толстого и Чехова, Тургенев в первых романах, стремясь к максимальному правдоподобию, часто злоупотреблял портретными деталями. Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь портрет Тургенева, это лицо. Рассматривая портрет, можно заметить очки в руках Тургенева. Портрет Рудина, предшествующий действиям героя, его философствованию в салоне Ласунских, обособлен от всех других видов характеристики и в этом надо усматривать еще некоторую неопытность Тургенева как романиста, его склонность к описательности и статичности.
Примером его работы может послужить уникальный портрет Тургенева. Л. н. толстой, отмечая заслуги писателя, говорил, что Тургенев написал удивительные портреты женщин и что Толстой и сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни82. Тургенев придавал большое значение портретным характеристикам персонажей. Внешнему портрету персонажей Тургенев уделял очень большое внимание. Наиболее распространенным в произведениях Тургенева является детализированный портрет с подробным описанием внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительное впечатление.
Тургенев только что вырвался из-под родительского крова, уехав весной 1838 «доучиваться в Берлин» и с дороги прислал матери свой портрет. Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. Влияние гоголевской, как позднее и щедринской, поэтики на Тургенева несомненно и тем не менее надо видеть отличие сатирических портретов Тургенева от аналогичных портретов в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Портреты русского писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева, прожившего 64 года, умершего в славе исполняли известные художники ещё при жизни с натуры и по заказу.
И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет.
Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. а трудновато.
Прожив 38 лет в тесном общении с семьёй Виардо, писатель чувствовал себя глубоко одиноким. VI, 279 – 280). В 1838 году отправился в Германию, где поселился в Берлине и всерьёз взялся за учёбу19.
Здесь все утрировано за счет языковой экспрессии (тщедушное тело, чахлая грудь, плоский корсет, прыгающие глаза), но утрировка не выходит за пределы реальности. VI, 258). И это несмотря на то, что все считали его человеком богатым. Переводчик многих произведений Тургенева на немецкий язык немецкий писатель Ф. Боденштедт во введении к «Русским фрагментам» (1861) утверждал, что произведения Тургенева равны произведениям лучших современных новеллистов Англии, Германии и Франции99. (С. Своей семьёй Тургенев так и не обзавёлся75. Ему было 15, ей 19.
Эту традицию продолжают и современные театры98. Однако цензор В. В. Львов, пропустивший в печать «Записки охотника», был по личному распоряжению Николая I уволен со службы с лишением пенсии36 («Высочайшее прощение» последовало 6 декабря 1853 года). Порасскажу кое-что о нем. А то худо ведь будет без греха дело не обойдется».
И Тургенева и Бунина объединяло то, что оба были писателями-поэтами, писателями-охотниками, писателями-дворянами и авторами «дворянских» повестей106. (С. Их встреча произошла в 1879 году, когда молодой актрисе было 25 лет, а Тургеневу 61 год. Его мягкость— его слабость. Тургенев официально признал ребёнка лишь в 1857 году75. Каждые пять лет Гослитмузей И. С. Тургенева в г. Орле совместно с Орловским государственным университетом и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН проводят крупные научные конференции, которые имеют статус международных. В рамках проекта «Тургеневская осень» в музее ежегодно проходят тургеневские чтения, в которых принимают участие исследователи творчества писателя из России и из-за рубежа117.
Что станешь делать. Раз я застал его плачущим с книгою на «оленях – что меня очень, признаться, удивило. К тому же необходимо учитывать предупреждение В. П. Боткина Тургеневу в письме 10 марта, чтобы он был осторожен в своих письмах, ссылаясь на сторонних передатчиков совета быть осмотрительнее (указанное письмо Тургенева полностью неизвестно, но его выдержка— по копии в деле III Отделения— содержит резкий отзыв о М. Н. Мусине-Пушкине). Вот так. – П. П. ) (С. Особо следует рассмотреть вопрос об авторских комментариях к портрету.
Причиной её недовольства стало то, что, как выразился председатель Петербургского цензурного комитета М. Н. Мусин-Пушкин, «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». въ». Полина Виардо воспитывала внебрачную дочь Тургенева75. Маланья Павловна сидела у его кровати. Обратной стороной этих изъянов была душевная мягкость, широта натуры известная щедрость, незлобивость, но его мягкосердечие имело свои пределы. Маланья Павловна боялась одиночества — страшные мысли тогда находят — и почти постоянно была окружена приживалками, которых убедительно просила: «Говорите, мол, говорите, что так сидите — только места свои греете. » — и они трещали, как канарейки. И вдруг Алексей Сергеич открыл глаза.
Всего этого по воле автора не замечает и не должен замечать Лаврецкий, который смотрит на Варвару Павловну еще влюбленными глазами, но автор уже намекнул в портрете героини на свое отрицательное к ней отношение, передающееся читателю. Но в то же время он называл Тургенева «патриотом русской природы» за его прославленные пейзажи родной земли102. Канцлер Германской империи Хлодвиг Гогенлоэ (1894—1900), называвший Ивана Тургенева лучшим кандидатом на должность премьер-министра России, отозвался о писателе так: «Сегодня я говорил с самым умным человеком России»100. Такой увидел Варвару Павловну в театральной ложе Лаврецкий.
тремя воротниками, падавшими на плечи, полосатом жилете, замшевых штанах и темно-красных сафьянных сапожках с сердцевидными вырезами и кисточками наверху голенищ носил белый кисейный галетух, жабо, маншеты и две золотые английские «луковицы», по одной в каждом кармане жилета. Мать Тургенева, узнав о беременности Авдотьи, спешно выслала её в Москву к родителям, где 26 апреля 1842 года и родилась Пелагея77. IX, 144).
(С. В начале XX века во МХТе пьесу ставили К. С. Станиславский и И. М. Москвин. В этом портрете писатель несколькими деталями дал полное представление о том, как Андрей относится к великосветскому обществу (усталый, скучающий взгляд, гримаса, портившая его красивое лицо, щурясь, оглядел все общество).
XIII, 112) а мать Клары говорит о ней: Шальная она была всегда (С. «Что о старине толковать-то. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. Ещё один известный представитель модернизма, русский и американский писатель и литературовед В. В. Набоков в своих «Лекциях по русской литературе» 13 отзывался о Тургеневе не как о великом писателе, а называл его «милым». Автор же в данном случае от комментирования портрета героини устранился. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Очевидно, почувствовав это, писатель стал стремиться преодолеть разрыв между портретной и социально-психологической характеристиками. Но Тургенев ограничился платоническим увлечением, а Мария Николаевна послужила ему прообразом Верочки из повести «Фауст»80. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877)92. (С.
Научное литературоведение во многом зависело от идеологических установок «партийного» литературоведения. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник». Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл А. П. Чехов. Житова.
В 1848 году он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м— «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м— «Месяц в деревне», в 1851-м— «Провинциалка». Российская цензура наложила запрет также на повторное издание «Записок охотника», объясняя этот шаг тем, что Тургенев, с одной стороны, опоэтизировал крепостных крестьян, а с другой стороны изобразил, «что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики ведут себя неприлично и противозаконно наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее»44. Али я собака, что с одной псарни на другую, завязавши оселом шею. Маланья Павловна умиленно глядела на него, сбрасывая кончиком пальца слезинки с ресниц. «Ну не плачь, глупенькая авось, нас там господь бог помолодит — и мы опять станем парочкой. » — «Помолодит, Алексис. » — «Ему, господу, всё возможно, — заметил Алексей Сергеич.
В обоих курильщиках было нечто общее, хотя чертами лица они не походили друг на друга. В качестве приданого отец подарил немалую по тем временам сумму— 150 тысяч франков77. 18 мая 1852 года Тургенева выслали в его родную деревню и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель вновь получил право жить в столицах13. Игрой в портреты в парижском салоне Полины Виардо семья знаменитой певицы, Тургенев и многочисленные гости (писатели, художники, музыканты) увлекались на протяжении ряда лет.
Рассказ «О соловьях» (1854) записан писателем со слов Алифанова86. Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью несколько необычным являлся стоявший на окне залы верстовой столбик со следующими надписями: «Если ты 68 раз пройдешь вокруг сей залы — то сделаешь версту если ты 87 раз пройдешь от крайнего угла гостиной до правого угла биллиарда — то сделаешь версту» — и т. п. Но пуще всего поражало в первый раз приехавшего гостя великое количество картин, развешанных по стенам, большей частью работы так называемых итальянских мастеров: всё какие-то старинные пейзажи да мифологические и религиозные сюжеты. В 1915 году в Российской империи были сняты фильмы «Дворянское гнездо», «После смерти» (по мотивам рассказа «Клара Милич») и «Песнь торжествующей любви» (с участием В. В. Холодной и В. А. Полонского). Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене.
Автор статьи об И. С. Тургеневе в шеститомной «Истории русской литературы XIX века» (1911) под редакцией профессора Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. Е. Грузинский объясняет претензии критиков к Тургеневу следующим образом. достоверным известиям, умерший от удара кием по голове в трактирной компании. Тогда Иван Сергеевич отослал статью в Москву, В. П. Боткину, который напечатал её в «Московских ведомостях».
Сенат признал его невиновным. кого ты это назвал. Дочь писателя от белошвейки Авдотьи Ермолаевны Ивановой Пелагея Ивановна Тургенева, в замужестве Брюэр (1842—1919), с восьми лет воспитывалась в семье Полины Виардо во Франции, где Тургенев изменил её имя с Пелагеи на Полина (Полинет, Paulinette), что казалось ему более благозвучным77. Алексей Сергеич терпеть не мог курительного табаку, да вот еще собак, особенно маленьких.
Власти усмотрели в тексте бунт и автора водворили на. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoсъезжую, где он провёл месяц. И действительно, во внешнем облике и характеристике, например, таких героев, как Лемм, Паншин, Базаров, есть много общего с указанными А. Н. Дубовиковым профилями и подписями Игры в портреты1.
Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне: «Понимайте так, мол, что не он виноват в том, что казённые пакеты по неделям лежат не распечатанными и что сам он пьёт и других спаивает, а виноваты в этом Онегин, Печорин и Тургенев, выдумавший неудачника и лишнего человека»94. VII, 146). Да и то сказать: хороша старина. Но его редакторство не принесло ожидаемого успеха изданию и Тургенев, надеявшийся в 1856 году на близкий журнальный успех, в 1861 году называл «Библиотеку», редактируемую к тому времени А. Ф. Писемским, «глухой дырой»46.
Тургенева многократно цитировал В. И. Ленин, который особенно высоко ценил его «великий и могучий» язык. «А теперь я должон идти к этому злодею. Вокруг Тургенева даже сложился целый охотничий кружок— Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Островский, Н. Н. и Л. Н. Толстые, художник П. П. Соколов (иллюстратор «Записок охотника»)85.
Так появились переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Цензор не простил ослушания. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Мать была властной и деспотичной женщиной. — пробормотал изумленный Алексей Сергеич, в первый раз услыхав от него связную речь. Воспоминания о семье И. С. Как же это выражается в портретах этих героинь.
Впоследствии тема превосходства Бунина над Тургеневым в пейзажной прозе будет неоднократно подниматься литературными критиками. Все лучшие качества таланта Тургенева получили в очерках яркое выражение. Он жил один с своей женой, Маланьей Павловной она была лет на десять моложе его. «Маланьюшка, а встретимся мы на том свете. » — «Буду о том бога молить, Алексис». А роман «Отцы и дети» назвал одним из самых блистательных произведений XIX века. IX, 156).
Детализированный портрет встречается еще в Записках охотника (например, портрет Яшки Турка в Певцах), очень часто повторяется в романах (портреты Натальи Ласунской в Рудине, Лаврецкого в Дворянском гнезде, Шубина в Накануне, Базарова и Одинцовой в Отцах и детях) к нему прибегает и поздний Тургенев (максимально детализированный портрет Клары Милич в повести После смерти). Тургенев содержал псарню из семидесяти гончих и шестидесяти борзых. Но если в «Рудине» Тургенев выступал только против праздно болтающих людей поколения сороковых годов, то в «Дворянском гнезде» его критика обрушилась уже против всего его поколения он без малейшей горечи отдавал предпочтение молодым силам.
«Вот так и я умру», — замечал, бывало, Алексей Сергеич. Несмотря на искренние отношения Тургенева, для Марии он был скорее хорошим другом. В журнале был опубликован его первый фельетон «Современные заметки» 3, начали публиковать первые главы «Записок охотника»33 4. В 1843 году Тургенев написал поэму «Параша».
К последователям Гоголя-драматурга Тургенев причислял и себя40. Тургенев опасался, что его арест и ссылка станут помехой выходу в свет первого издания «Записок охотника», но его опасения не оправдались— в августе 1852 года книга прошла цензуру и вышла в свет15. На старости лет (мне четвёртого дня стукнуло 36 лет)— я едва ли не влюбился». Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом.
Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. К провожавшим обратился с прочувствованной речью Эрнест Ренан74. ну и бог с ней. Тем не менее, певец «грустной поэзии разоряющихся дворянских гнезд» Бунин, по мнению литературного критика Фёдора Степуна, «как художник гораздо чувственнее Тургенева». Но указал и на недостатки писателя, сказав, что тот «увязает в омерзительной слащавости».
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Рудин явился в эпоху, когда общество мечтало о «деле». Биографы Тургенева отмечали неповторимые особенности его писательского быта. По мнению академической «Истории русской литературы», Тургенев стал первым в русской литературе, кому удалось в своём произведении через картины повседневного деревенского быта и различные образы простых крестьян выразить мысль о том, что закрепощённый народ составляет корень, живую душу нации110. Маланья Павловна всякий раз краснела до ушей, когда упоминала о Капитонушке — так звался «предмет» а Алексей Сергеич нарочно хмурился, опять грозил жене мизинцем и говорил: «Не верь коню в поле, а жене в доме. Литературные гонорары Тургенева были также весьма значительны.
Российские либералы были возмущены этой новостью, посчитав её провокацией. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Ещё в 1837 году произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным20. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя.
Бывало, спросит: «А что, помнишь, Иван, как мы с тобой неладно встретились. Да еще к ночи. По мнению «Большой советской энциклопедии», созданная писателем художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Так, в Песни торжествующей любви портрет Валерии дан через восприятие других людей. Так вот и люди те такие были». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Перед нами не столько портрет, сколько разоблачительная характеристика (психологическая и социальная), развернутая в картину жизни, нравов и поведения героев. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.
Этот портрет можно назвать не скульптурным, как портрет Ирины, а графическим. Не очень надеясь на положительный отзыв, он всё же отнёс экземпляр В. Г. Белинскому. Иван Сергеевич тут же изъявил желание на ней жениться. привозились тогда из-за жиздринских боров их теперь и в помине нет. Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский— это «сколок с Рудина».
Как водится (по-настоящему следует сказать: как водилось), службы, дворовые избы окружали господский дом со всех сторон — и сад к нему примыкал небольшой, но с хорошими фруктовыми деревьями, наживными яблоками и бессемянными грушами на десять верст кругом тянулась плоская, жирно-черноземная степь. VIII, 265).
Полидинамизм выражается не только в том, что писатель создает множество портретов каждого героя (например, лицо Наташи изображается то оживленным, то умиленным, то размягченным, то убитым в зависимости от ее внутреннего состояния и настроения), но и в насыщенности движениями любого отдельного портрета. И в этом описании портретные детали (стройный стан, обнаженные руки, покатые плечи, ветки фуксий в волосах), а также дважды повторенное слово красиво говорят только об эффектной внешности героини и почти ничего не сообщают о ее характере.
Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. Такой подход к творчеству Тургенева Грузинский называет односторонним и ошибочным. Редкость их встреч восполнялась регулярной перепиской, которая продолжалась четыре года. Умерла в 1919 году в возрасте 76 лет от рака. Сатирические портреты Гоголя и Щедрина построены с помощью сильной гиперболизации, гротеска, фантастики (нос гоголевского коллежского асессора Ковалева, фаршированная голова щедринского Прыща, голова Брудастого в виде щегольского пресс-папье и т. п. ). Но ответить серьёзным чувством он не мог78. Весьма ярко социальное проступает в портрете Павла Петровича Кирсанова.
Во Франции были популярны тургеневские «Записки охотника». Вот первый: Облокотись на бархат ложи, девушка не шевелилась чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого, миловидного лица изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке выразительных губ, в самом положении ее головы, рук, шеи одета она была прелестно (С. Вначале Тургенев хотел стать поэтом.
В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург13. В следующем романе «Отцы и дети» наиболее полно достигла выражения одна из самых характерных особенностей русской литературы того времени— теснейшая связь литературы с реальными течениями общественных настроений. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос (С. (С. В первом же номере «Современника» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», открывший бесчисленные издания знаменитой книги.
Консервативная печать в лице М. Н. Каткова, наоборот, воспользовалась сообщением Лаврова для посмертной травли Тургенева в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях» с целью воспрепятствовать чествованию в России умершего писателя, чьё тело «без всякой огласки, с особой осмотрительностью» должно было прибыть в столицу из Парижа для погребения67. В эти годы образ его жизни мало напоминал сложившийся о нём стереотип жизни «богатого русского»13. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. «Нет, не болит ничего.
XIII, 87). Известны работы многих живописцев «по мотивам Тургенева»: Я. П. Полонский (сюжеты Спасского-Лутовинова), С. Ю. Жуковский («Поэзия старого дворянского гнезда», «Ночное»), В. Г. Перов, («Старики родители на могиле сына»). В его произведениях почти не бывает счастливой развязки, а последний аккорд чаще грустный.
Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. XIII, 110).
По мнению Набокова, Тургенев был зачастую чересчур прямолинеен и не доверял читательской интуиции, сам стремясь расставить точки над «i»114. В 1860 году в «Современнике» вышла статья Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день. », в которой критик весьма лестно отозвался о новом романе «Накануне» и творчестве Тургенева вообще. В 1852 году, ещё находясь в ссылке в Спасском-Лутовинове, написал ставший хрестоматийным рассказ «Муму». И точно: нечто подобное с ним случилось — о чем после.
А скольким бедным дворянчикам дал он приют. По словам Тургенева, «Записки охотника» были выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что истинная причина смерти была выяснена лишь после вскрытия67, во время которого учёными-физиологами был также взвешен его мозг. Г. Цейтлин называет ее лейтмотивом портрета). Недолгое время к этому кругу примыкал и Лев Толстой. IX, 151).
Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. Замуж она собиралась за другого, однако брак так и не состоялся. Некоторое время Толстой жил на квартире Тургенева. Поэма вышла весной 1843 года отдельной книгой под инициалами «Т.
Тургенев забыл про письмо, пролежавшее неотправленным у него свыше двух месяцев. «Я здесь сжился, я здесь освоился, я здесь служил, хлеб ел и помереть здесь желаю», — говорил мне Иван — и уже не было усмешки на его лице напротив — оно точно окаменело. Сначала (в IV главе) художник бегло описывает внешность своей героини, как бы дает легкий набросок: Нерешительными шагами подошла она к передней части эстрады, остановилась и осталась неподвижной, сложив перед собой большие красивые руки без перчаток, не приседая, не наклоняя головы и не улыбаясь (С. К тому же и одет он был на самый лучший английский манер: цветной кончик белого батистового платка торчал маленьким треугольником из плоского бокового кармана пестренькой жакетки на довольно широкой черной ленточке болталась одноглазая лорнетка бледно-матовый тон шведских перчаток соответствовал бледно-серому колеру клетчатых пантолон.
Острижен был г-н Калломейцев коротко, выбрит гладко лицо его, несколько женоподобное, с небольшими, близко друг к другу поставленными глазками, с тонким вогнутым носом, с пухлыми красными губками, выражало приятную вольность высокообразованного дворянина (С. Она во многом послужила основой для «интеллектуального» романа Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в котором судьбы центральных героев зависят от решения ими важного философского вопроса имеющего общечеловеческое значение. Белинский высоко оценил «Парашу», через два месяца опубликовав свой отзыв в «Отечественных записках». Сам себя он именует «безалабернейшим из русских помещиков».
Персонаж его повести «Дуэль» Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского лишнего человека. И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября» (В. Н. С 1847 года Иван Тургенев участвовал в преобразованном «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В правой руке он обыкновенно держал эмалированную табатерку со «шпанским» табаком — а левой опирался на трость с серебряным, от долгого употребления гладко вытертым набалдашником. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Перед нами типичный статический портрет, несмотря на авторское утверждение, что в голосе героини сбыло что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и нетерпеливое. Подзаголовок «Из записок охотника» прибавил редактор И. И. Панаев, чтобы привлечь к рассказу внимание читателей.
XIII, 86). VII, 66). Единственный намек на внутренние качества Рудина (о лице выразительном и умном) воспринимается не как объективная черта портрета, а как авторское пояснение к нему. Л. П. Гроссман отмечал справедливость многих упрёков критиков по адресу пьес Тургенева за недостаток в них движения и преобладание разговорного элемента. Однако писателю далеко не всегда и не во всех произведениях это удавалось.
Даже карлик у него не шут («Бог его обидел, на то Его Господня воля а уж мне-то его не обижать стать»). Вот вы и покоряйтесь. » — А не то дом от меланхолии подожжет. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Но на этот раз его крайне стеснённое материальное положение объяснялось именно его несогласием с матерью, одной из самых богатых женщин России и владелицы огромной сельскохозяйственно-промышленной империи77. Стал барин выезжать с ним чаще, чем с другими кучерами.
Алексей Сергеич исповедался, причастился, попростился с домочадцами — и стал засыпать. VIII, 384). Это сказалось не только в широком использовании фона и приемов косвенной характеристики (описание Манилова в Мертвых душах и Кукшиной в Отцах и детях), но и в том, что авторские комментарии к сатирическому портрету, дающие определенную психологическую оценку, чаще всего не ограничивались простым указанием на какое-либо одно качество героя, а как бы суммировали их.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Родился он еще при императрице Елизавете — в последний год ее царствования. Дети Полинет— Жорж-Альбер и Жанна— потомков не имели83. Позднее Тургенев принял участие в деятельности «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным» (Литературный фонд), основанного по инициативе того же А. В. Дружинина46.
Вообще весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Л» (Тургенев-Лутовинов)13. Тургенев посещал лекции гегельянцев, заинтересовался немецким идеализмом с его учением о мировом развитии, об «совершенном духе» и о высоком призвании философа и поэта6.
Какие у нее трагические глаза. Несмотря на бледность лица, Валерия цвела здоровьем (С.
Суеверия в нем не замечалось он издевался над приметами, глазом и певчей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу и встреча с попом была ему не совсем приятна. Он был одним из самых высокооплачиваемых писателей России. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. По словам редактора «Вестника Европы» М. М. Стасюлевича, сопровождавшего тело Тургенева, меры предосторожности, предпринятые чиновниками, были столь неуместны, как если бы он сопровождал Соловья-разбойника, а не тело великого писателя74. Сами-то вы в молодости, небось, махались с разными сударками — так вот, вы и полагаете. » — «Ну полно, полно, Маланьюшка, — перебивал с улыбкой Алексей Сергеич, — бело твое платье, а душа еще белей. » — «Белей, Алексис, белей. » — «Ох, язычок, по чести язычок», — повторял Алексис и трепал ее по руке. какова была парочка. » — «Была, красавчик ты мой, Алексис ненаглядный. » Старик опять помолчал. Слухи о его трусости проникли в общество и стали предметом насмешек.
Она поразила его достоинством своей осанки. Но писатель не ограничивается пластическим портретом и пояснением (лицо задумчивое, почти суровое), а придает ему черты динамичности. Также нерешителен был Тургенев с Марией Николаевной Толстой.
Роман «Отцы и дети» послужил основой для 4 фильмов и телесериала, повесть «Первая любовь» легла в основу девяти художественных и телефильмов120. В результате автор объявлялся исписавшимся и разменивающим свой талант. О портретном мастерстве Тургенева хорошо сказал А. Г. Цейтлин в своей книге Мастерство Тургенева- романиста: Тургеневский портрет реалистичен, он изображает внешность человека в ее закономерной связи с характеров, в определенных социально-исторических обстоятельствах. В отличие от Льва Толстого, он не имел в себе никакой хозяйской жилки43. Актриса в то время играла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». После смерти Николая I одно за другим были опубликованы четыре из наиболее значительных произведений писателя: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862)13.
Она даже пробовала себя в поэзии, писала стихи на французском. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. (С. «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом.
«Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был— крепостное право». Благодаря ему Тургенев уже в юношеские годы мог назвать себя ружейным охотником. В 1830—1850-х годах сформировался обширный круг литературных знакомств писателя. Поступлено было противозаконно, на веру, по старине.
Портреты в произведениях Тургенева (как и в произведениях Толстого, Чехова, Гончарова), за редкими исключениями, сохраняют и в целом и в деталях бытовое правдоподобие и соразмерность, характерные для реалистического стиля. — так видал ты, как на воде волдырь вскочит. выражало приятную вольность высокообразованного дворянина).
Когда во время последнего приезда в Спасское он увидел, что мать, не знавшая, чем угодить любимому сыну, выстроила строем всех крепостных вдоль аллеи, чтобы приветствовать барчука «громко и радостно», Иван разгневался на мать, тут же развернулся и уехал обратно в Петербург. Как оказалось, среди тех, чей мозг был взвешен, Иван Сергеевич Тургенев обладал самым большим мозгом (2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса)717273., густые брови надвигались на узкие веки) (С.
В то же время его огорчало то, что у девочки сложились непростые отношения с самой Виардо.
Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие. Не жаловала она, например, карлика Януса всё думалось ей, что он вдруг возьмет да закричит: «А знаете вы, кто я. Бурятский князь. Ольга послужила позднее прототипом образа Татьяны в романе «Дым»79.
По мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, «Записки охотника», помимо обычного читательского успеха, сыграли определённую историческую роль. Сотрудники «Современника» И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, М. Н. Лонгинов, В. П. Гаевский, Д. В. Григорович собирались иногда в кружке «чернокнижников», организованном А. В. Дружининым. Но как замирает сердце от слов: «смерть — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один — а глазу тому и веку нет».
За самое это буйство Алексей Сергеич велел стихотворца вытолкать вон из дому, посадивши его предварительно «афендроном» в снег — дело было зимою — для протрезвления. Часа два просидела она так. В 1822 году семья Тургеневых совершила путешествие в Европу, во время которого четырёхлетний Иван чуть было не погиб в Берне, сорвавшись с перил рва с медведями (Беренграбен) его спас отец, поймав за ногу. Но, напившись раз мертвецки пьяным в кабаке, этот самый субтильный Гормицкий оказал буйство непомерное: «вдребезгу» раскровянил Алексей Сергеичина камердинера, повара, двух подвернувшихся прачек и даже постороннего столяра — да несколько стекол перебил в окнах, причем кричал неистово: «А вот я им докажу, этим русским тунеядцам, кацапам необтесанным. » И какая в этом тщедушном существе сила проявилась.
В последних случаях возникают новые портреты Андрея, в которых писатель стремится зафиксировать изменения, происшедшие с героем, передать его настроение в данный момент. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского тина. Тогда Иван достал из-под полы топор, подошел сзади к барину, сбил с него шапку — да, промолвив: «Я тебя, Петр Петрович, остерегал — сам на себя теперь пеняй. » — раскроил ему голову одним ударом.
Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него»36. Вот так. » Накануне своей смерти он очень удивил и испугал Алексея Сергеича. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Так, стихотворение «Старый помещик» (1841) местами по форме близко к «Завещанию» Лермонтова, в «Балладе» (1841) чувствуется воздействие «Песни про купца Калашникова». «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», которому посвящено последнее из его «Стихотворений в прозе» (1878—1882), получил в «Записках» самое благородное и изящное своё выражение13.
Татьяна была влюблена по-настоящему. «Как же ты ее видел. дышать трудновато». Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу.
Во время одной из лекций Плетнёв довольно строго разобрал эту поэму, не раскрывая её авторства, но при этом также признал, что в сочинителе «что-то есть»13. «Философский роман, — по замечанию Г. А. Бялого, — в перипетиях которого приняло живейшее участие всё младшее поколение премухинского гнезда, продолжался несколько месяцев»15. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». В письмах к сыну Варвара Тургенева называла Екатерину Шаховскую «поэткой» и «злодейкой», поскольку не устоял против чар молодой княжны и сам Сергей Николаевич, отец Ивана Тургенева, которому девушка ответила взаимностью, что разбило сердце будущего писателя.
«Алексис. Ну да и смертный час напоминают. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. У него снова появилось желание писать на злобу дня— о революционном «хождении в народ», в результате чего появился его самый большой по объёму роман «Новь».
«Суд для разбойника, команда для солдата, — говаривал он, — а я, слава богу, не разбойник и не солдат». В начале 1860-х годов семья Виардо поселилась в Баден-Бадене, а с ними и Тургенев («Villa Tourgueneff»). Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Упоминать об «убеждениях» Маланьи Павловны было бы еще неуместнее, чем об убежденьях Алексея Сергеича однако мне раз пришлось быть свидетелем странного проявления затаенных чувств моей тетушки. Тем не менее Тургенев осуществил свою давнюю мечту— поохотился вместе с Львом Толстым84. В 1847 году он писал: «Тень Шекспира тяготеет над всеми драматическими писателями, они не могут отделаться от воспоминаний слишком много эти несчастные читали и слишком мало жили» 641.
VIII, 32). Его пьесы стали неотъемлемой частью репертуара советских театров. Но не только комментарии говорят о том, что Ирина явно симпатична автору. Раз я застал его плачущим с книгою на коленях — что меня очень, признаться, удивило.
Сам он в «Колоколе» не писал, но помогал в сборе материалов и их подготовке к печати. XII, 37 – 38). «Записки охотника» в 1854 году были выпущены в Париже отдельным изданием, хотя в начале Крымской войны эта публикация носила характер антирусской пропаганды и Тургенев вынужден был публично выразить свой протест против недоброкачественного французского перевода Эрнеста Шаррьера36. Беспечный образ жизни красавца-кавалергарда расстроил его финансы и для поправки своего положения он вступил в 1816 году12 в брак по расчёту с весьма состоятельной Варварой Петровной Лутовиновой (1787—1850).
– П. П. ) (С. Эти слова побудили юного поэта к написанию ещё ряда стихотворений, два из которых Плетнёв в 1838 году напечатал в журнале «Современник», редактором которого он был. Он говорит своему приятелю фон Корену: «Я неудачник, лишний человек». а теперь вон какое худо вышло.
приютил было у себя в доме — так как он показался ему человеком деликатным и даже субтильным: носил башмачки с бантиками, говорил на о и, поднимая глаза к небу, часто вздыхал кроме всех этих достоинств, Гормич-Гормицкий изрядно говорил по-французски ибо получил воспитание в иезуитском коллегиуме, — а Алексей Сергеич только «понимал». IX, 146 – 147). Иван Сергеевич не остался абсолютно равнодушен к разбуженной им любви. Он жил один с своей женой, Маланьей Павловной она была лет на десять моложе его. За привязанность к «проклятой цыганке» мать три года не давала ему денег.
Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников исповедовавших принципы «чистого искусства», противостоявшего тенденциозному творчеству революционеров-разночинцев: П. В. Анненкова, В. П. Боткина, Д. В. Григоровича, А. В. Дружинина. Приходилось отдавать бедняка. А теперь возвратимся к прежнему. Иногда портретная (относительно статическая) и социально-психологическая характеристики героев оказывались разделенными и обособленными друг от друга. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Российское общество того времени жило накануне коренных социально-государственных перемен. Тургенев не был писателем-пророком, писателем-гражданином, хотя он и связывал все свои крупные произведения с важными и жгучими темами своей бурной эпохи, но более всего он был художником-поэтом, а его интерес к общественной жизни имел, скорее, характер внимательного анализа89. Семья Тургеневых поддерживала связи с В. А. Жуковским и М. Н. Загоскиным.
XIII, 53 – 54), далее при каждом новом появлении Муция писатель дополняет изменяет и углубляет его портрет, подобно Л. Толстому, накладывает на него новые краски: С детства смуглое, оно (лицо) еще потемнело, загорело под лучами более яркого солнца, глаза казались углубленнее прежнего – и только но выражение этого лица стало другое: сосредоточенное, важное. С конца 1856 года писатель сотрудничал с журналом «Библиотека для чтения», выходившим под редакцией А. В. Дружинина. — пожалуй и умницей тебя сотворит.
Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Роль была настолько ярко сыграна, что сам писатель был изумлён.
Многие тургеневские произведения были экранизированы. В 1836 году Тургенев окончил университет со степенью действительного студента. рад бы радостью, но как быть.
Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Записок охотника». В этом проявлялся реализм писателя изображавшего жизнь такой, какова она есть. Смысл игры заключался в том, что Тургенев рисовал несколько профилей, а каждый из участников игры писал под рисунками то, что думал о людях, на них изображенных. А литературовед профессор В. М. Маркович говорил, что Тургенев одним из первых попытался изобразить противоречивость народного характера без прикрас и он же впервые показал тот же народ достойным восхищения, преклонения и любви35.
Он считал, что кризис театрального репертуара, наблюдавшийся в то время, мог быть преодолён усилиями писателей, приверженных гоголевскому драматургизму. Мороз стоял сильный: барин сидел, закутавшись и бобровую шапку на уши надвинул. «Почивает», — отвечала Маланья Павловна тоже шёпотом. Под впечатлением от «Записок» находились и многие представители правящих классов. Его произведения легли в основу картин, созданных в разных странах мира. И красные и желтые и синие — просто сказать надо: радуга или вот алмаз. А я, как-никак, еще жить желаю.
В этом явно компрометирующем героя портрете обращают на себя внимание, во-первых, гоголевский прием – выделение одной характерной, генерализующей детали и придание ей значения целого (голова Паклина) во-вторых использование метонимии (головка эта. В середине 1850-х годов Тургенев познакомился с семейством графов Толстых. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. В Италии был дважды снят фильм «Нахлебник» (1913 и 1924 годы).
Мила, умна, проста— глаз бы не отвёл. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Каждое издание «Записок охотника» доставляло ему 2 500 рублей чистого дохода. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Между молодыми завязался роман, который закончился беременностью девушки. Отмечаются тургеневские юбилеи и в других городах России. По Обломову мы этого сделать не в состоянии»93.
По мнению А. М. Горького, Тургенев русской литературе оставил «превосходное наследство»15. С первых месяцев издания герценовского «Колокола» Тургенев был его деятельным сотрудником. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева.
Опубликованы они были за подписью «. После предписания властей о незамедлительной явке в сенат Тургенев решил написать письмо к государю, постаравшись убедить его в лояльности своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных». В России много внимания уделяется изучению и памяти творчества Тургенева и в XXI веке. Алексей Сергеич начал утихать и забываться. То, что князь Л. перед смертью пришел в себя — не выдумка, действительно бывает «предсмертная ремиссия» (я раньше подозревала, что старинные писатели такое придумали для трогательных сцен, но нет — бывает, приходят больные в себя перед смертью, чтобы успеть с родными попрощаться да за заботу о себе поблагодарить).
Первые два были опубликованы в некрасовском «Современнике», два других— в «Русском вестнике» М. Н. Каткова. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Из содержания романов видно, что к Варваре Павловне автор относится отрицательно, к Ирине – с определенной симпатией. Было бы ошибочным думать, что в портрете должна быть как бы зашифрована социальная или психологическая характеристика данного героя.
Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового (С. Дай хоть перекрещу тебя». В 1834 году, будучи студентом третьего курса, он написал пятистопным ямбом драматическую поэму «Стено» 2. на, мол, тебе.
Иван был вторым сыном в семье. Набоков отмечал, что у Тургенева хороши пейзажи, обаятельны «тургеневские девушки», одобрительно он отзывался и о музыкальности тургеневской прозы. И оба старичка поцеловали друг у друга в подвертку руку.
Допросные пункты он попросил выслать ему в Париж. Тургенев был хорошо известен и в современной ему Западной Европе. В этом портрете детализация становится максимальной.
Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. В конце 1862 года Тургенев был привлечён к процессу 32-х по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами». XIII, 54). Quavezvous.
Иван Сергеевич сам неплохо рисовал и был автоиллюстратором собственных произведений119. Иногда автор прямо на нее указывает в своих комментариях к портрету. А что касательно до тех людей — ведь ты, чай, егоза, о случайных людях речь заводишь. — Он чудотворец.
Татьяна была старше Ивана на три года. И Тургенев сразу узнал себя». В отличие от толстовских тургеневские портреты более статичны, порой перегружены деталями авторское отношение к изображаемым героям в них более скрыто, чем у Толстого (здесь сказывается избранный Тургеневым принцип тайной психологии). Не запнется ни вовек. Иван Сергеевич мог пригласить к себе гостей и вскоре забыть об этом, отправившись куда-либо по своим делам он мог пообещать рассказ Н. А. Некрасову для очередного номера «Современника» или даже взять аванс у А. А. Краевского и не отдать своевременно обещаной рукописи.
Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева43. К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия69. Ну, душка, пошутил дай поцелую ручку». К середине 1850-х годов Тургенев разочаровался в своём призвании драматурга. В них играли прославленные российские исполнители: П. А. Каратыгин, В. В. Самойлов, В. В. Самойлова (Самойлова 2-я), А. Е. Мартынов, В. И. Живокини, М. П. Садовский, С. В. Шумский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, Г. Н. Федотова, В. Ф. Комиссаржевская, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, М. Н. Ермолова и другие95.
Людвиг Пич среди свойств характера Тургенева выделял его скромность. XIII, 85). Из первой половины портретной характеристики читатель узнает об аристократизме героя (петербургский гранжанр высшего полета) из второй – о его дворянской принадлежности (лицо.
Противостояние между «невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом» (П. В. Анненков) завершилось 22августа (3сентября)1883 год в Буживале под Парижем. Повесть «Вешние воды» была экранизирована 8 раз в разных странах 14. Я как-то раз, в разговоре, упомянул об известном Шешковском: Маланья Павловна внезапно помертвела в лице — так-таки помертвела, позеленела, несмотря на наложенные белила и румяна — и глухим, абсолютно искренним голосом (что с ней случалось очень редко — она обыкновенно всё как будто немножко рисовалась, тонировала да картавила) проговорила: «Ох. Но он большей частью уклонялся.
Конец 1840-х— начало 1850-х годов стали временем наиболее интенсивной деятельности Тургенева в области драматургии и временем размышлений над вопросами истории и теории драмы39. Критика объявила его пьесы несценичными. В 1841 году, во время своего возвращения в Лутовиново, Иван увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). Успех рассказа оказался огромным34 и это навело Тургенева на мысль написать ряд других таких же35. Заметим, что автор описывает и результаты быстрого бега Наташи: грохот повалившегося стула, удивление окружающих. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество. Аль болит что. » Старик посмотрел на жену.
Иногда их сопровождал муж М. Н. Толстой— Валериан Петрович некоторые черты его характера отразились в образе Приимкова в повести «Фауст» (1855). Так, в музее Ивана Тургенева в Буживале, который открылся в день 100-летия со дня смерти писателя 3 сентября 1983 года, ежегодно проходят так называемые музыкальные салоны, на которых звучит музыка композиторов времён Ивана Тургенева и Полины Виардо118. В этом смысле он стал убеждённым «западником»13. Если вести речь о преобладающей палитре красок на картине, то на первый взгляд покажется, что это черные тона. «Бей. Кроме того, Тургенев направлял Герцену подробные обзорные письма информация из которых без подписи автора также публиковалась в «Колоколе».
Юлиане Милостивом» для русских читателей и произведений Пушкина для французских читателей. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. С косою, что ли. » — «Нет, — отвечал князь Л., — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один, а глазу тому и веку нет». И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России охотников84.
Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей. IX, 157).
И все же ему это не всегда удается. Юмористические импровизации «чернокнижников» порой выходили за рамки цензуры, так что издавать их приходилось за границей. Особенно ему был дорог успех «Холостяка», ставший возможным во многом благодаря исполнительскому мастерству А. Е. Мартынова, сыгравшего в четырёх его пьесах13.
Кроме этого, чествуют его память и за рубежом. Только вскорости он лопается — и следа от него нет. А. П. Мать записала в своем дневнике: «в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков».
Знание древних языков позволило ему свободно читать античных классиков19. Что и сделал Репин, впоследствии кляня себя за эту уступку, поскольку второй заход принес разочарование не только писателю, но и самому художнику. IX, 180). Иван, по-видимому, покорился начал ездить кучером.
Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Его романами не только зачитывались— его героям подражали в жизни. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. Как и в портрете Варвары Павловны, в портрете Ирины есть какая-то тайна, нечто недосказанное (что- то своевольное и страстное, что-то опасное и для других и для нее), но в данном случае надо подразумевать не злое начало: во всем облике Ирины таится способность героини к большому и глубокому чувству и автор в своих комментариях к портрету указывает на это. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Например, в Отцах и детях автор явно обнажает свое субъективное отношение к герою: Увы. Тут был.
Стали лошади шагом подниматься в гору — а Иван слез с облучка и зашел за пошевни, словно что обронил. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым 1.
Сложен он был на славу и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» продолжал разрабатывать И. А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н. А. Некрасов— Агарин («Саша», 1856), А. Ф. Писемский и многие другие. Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь. И старушка залилась слезами.
С 1 июля 1862 года по 15 февраля 1863 года герценовский «Колокол» опубликовал цикл статей «Концы и начала» из восьми писем. Тем более это можно утверждать о самом мэтре кружка – Губареве, в портрете которого содержатся уже значительные элементы шаржа, сопровождаемого авторской иронией (господин наружности почтенной и немного туповатой) (С. А боюсь я солдат-то этих.
Другие пассажиры свидетельствовали, что молодой человек жалобно восклицал: «Умереть таким молодым. », расталкивая при этом женщин и детей у спасательных лодок. Тем не менее, он указывал на парадоксальную живучесть тургеневских постановок на сцене. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли: «Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей Целые дни проходили в этой мучительной, бесплодной работе». а он — куды тебе.
Оказавшись на берегу, молодой человек устыдился своего малодушия. Для освоения литературных приёмов драматургии писатель работал также над переводами Байрона и Шекспира. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И. М. Френкеля), «Если бы у нас из всех источников для изучения 40-х гг. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo».
XIII, 86). Брак стал для них обоих несчастливым их отношения не складывались. Для осуществления своего намерения Тургенев решил уехать из России.
Вспомним также, что красоту Одинцовой (и покатые плечи и стройный стан) по-иному будет оценивать Базаров, конечно, тоже субъективно, но не так, как Аркадий. Первые экранизации появились ещё в начале XX века (эпоха немого кино). XIII, 58). с которой я уже не встану».
Эта пьеса не сходит со сцены российских театров до настоящего времени9697. Не получив ответов на свои вопросы в новых произведениях, критика была недовольна и делала автору выговор «за неисполнение им своих общественных обязанностей». XII, 8) (курсив мой. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Тургенев отзывался о ней так: «Абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». — говаривал он. Давали о себе знать привычки широкого русского барина.
Наоборот, Вулф полагала, что некоторые из его вещей рассказаны скорее плохо, так как в них встречаются петли и отступления, запутанные невразумительные сведения про прадедов и прабабок (как в «Дворянском гнезде»). Иван, с перепугу, бросился к Алексею Сергеичу. – П. П. ).
Остановившийся кадр киноленты приходит в движение: Она некоторое время не поднимала глаз, но вдруг встрепенулась и провела по рядам зрителей свой пристальный, но невнимательный, словно в себя углубленный взгляд. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Иван Сергеевич Тургенев скончался от миксосаркомы70 (злокачественной опухоли костей позвоночника)67, на 65-м году жизни.
Он является одной из форм выражения авторской оценки героя. К счастью, берег был недалеко. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Тургеневу было 25 лет, Виардо— 22 года.
Но история начинается в Париже в 1874 году. Когда у нас народятся люди. » На что его собеседник выражает надежду на лучшее: «Дай срок, — ответил Увар Иванович, — будут»13. В некоторой степени сам Рудин— это образ знаменитого агитатора гегельянца М. А. Бакунина, о котором Белинский отзывался как о человеке «с румянцем на щеках и без крови в сердце»13. В семнадцатилетнем возрасте Полинет познакомилась с молодым предпринимателем Гастоном Брюэром (1835—1885), который произвёл на Ивана Тургенева приятное впечатление и тот дал согласие на брак дочери.
Акварельный портрет этого «предмета» хранился у ней в секретном ящике. Эпизод намного позже, в 1860 году, отразился в повести «Первая любовь», в которой писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню повести76 Зинаиду Засекину. Не любили его соседи за гордость, а крестьяне («подданные», как он любил говорить) любили его — «добрый барин, сердца не срывчивого». Последней любовью писателя стала актриса Александринского театра Мария Савина. В комментарии читатель угадывает и авторское отношение к великосветскому обществу.
Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно. На страницах «Современника» роман получил восторженную оценку в статье Добролюбова «Когда же придёт настоящий день». А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова.
Тургенева). Имения их родителей в Подмосковье граничили, они часто обменивались визитами. При этом он не пытался копировать драматургические приёмы Шекспира, он лишь интерпретировал его образы, а все попытки его современников-драматургов использовать творчество Шекспира в качестве образца для подражания, заимствовать его театральные приёмы вызывали у Тургенева лишь раздражение.
Журнал «Русское слово» в лице Д. И. Писарева даже признал героя романа, радикально настроенного Базарова, своим идеалом. лицо задумчивое, почти суровое (С. Первыми переводчиками Тургенева были Август Видерт, Август Больц и Пауль Фукс. IV, 299). — хрипел он, давясь и кашляя от смеха, — секи, не жалей, бей, бей, бей извергов, злодеев моих. Западного читателя покорили моральная чистота в изображении любви, образ русской женщины (Елены Стаховой) поражала фигура воинствующего демократа Базарова.
Пока он цел да держится — какие же на нем цвета играют. Т. Н. Грановский, зашедший к нему на квартиру, застал студента-философа за игрой с крепостным слугой (Порфирий Кудряшов) в карточные солдатики89. В 1821 году в звании полковника кирасирского полка отец вышел в отставку. В 1850—1852 годах жил то в России, то за границей, виделся с Н. В. Гоголем42. По произведениям Ивана Тургенева снято много кино- и телефильмов.
В романе «Рудин» автор сумел успешно изобразить поколение 1840-х годов. Также критик упрекал писателя за однообразие в использовании художественных приёмов. Дебютными стихотворениями стали «Вечер» и «К Венере Медицейской»617. Большая часть «Записок охотника» создана писателем в Германии. В 1852 году не стало Николая Гоголя. Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил также один из крепостных камердинеров (который позже стал прототипом Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин»).
Но ходила молва, что он был у нее прекрасен. За это время слухи о предательстве Бенни достигли катастрофических размеров. Николаю и Ивану пришлось несладко — у матери был деспотический характер.
Книга несла в себе социальный протест, обличая крепостное право, но непосредственно само крепостное право затрагивалось в «Записках охотника» сдержанно и осторожно. Чай, дурь-то с тебя соскочила. » Но Иван на эти слова никогда ничего не отвечал. VII, 169). Из всех же прискучивших лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело.
Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение: «Только после изгнания моего из дома Ожогиных я мучительно узнал, сколько удовольствия человек может почерпнуть из созерцания своего собственного несчастья». Вот как появляется в III главе романа Рудин главное лицо – Дмитрий Николаевич Рудин: Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами.
Разные писатели эту задачу выполняют по-разному. — «А я твою». А вот портрет Паклина из Нови: Дверь слегка приотворилась и в отверстие просунулась голова.
Он и смеялся тоже ласково, тонким, как бисер мелким смехом. В конце концов он вынужден был выехать в 1864 году в Россию на сенатский допрос, где сумел отвести от себя все подозрения. Исследователи отмечают ещё одну черту характера Тургенева, приносившую ему и окружающим немало хлопот— его необязательность, «всероссийская халатность» или «обломовщина», как пишет Е. А. Соловьёв.
галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Образ второго портрета – монументален за счет пониженного горизонта, черного пиджака, написанного широкими мазками и подчеркивающего плавный силуэт фигуры.
Ну да и смертный час напоминают. Роман не получил высокой оценки у критиков13.
В 1863 году Тургенев поселился в Баден-Бадене.
Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть») и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. По роману «Дворянское гнездо» было снято 4 фильма по рассказам из «Записок охотника»— 4 фильма по комедии «Месяц в деревне»— 10 телефильмов по рассказу «Муму»— 2 художественных фильма и мультфильм по пьесе «Нахлебник»— 5 картин. Не имея официального брака, Тургенев жил в семействе Виардо «на краю чужого гнезда», как говорил он сам. Суеверия в нем не замечалось он издевался над приметами, глазом и прочей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу и встреча с попом была ему не совсем приятна. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). Но наиболее ощутима связь с творчеством Лермонтова в стихотворении «Исповедь» (1845), обличительный пафос которого сближает его с лермонтовским стихотворением «Дума»24.
Но Толстой, кроме того и комментирует поступки и поведение своего героя (ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно). вошла в комнату) и, наконец, в-третьих, уменьшительно- ласкательные формы лексики, несущие в себе сильный заряд авторской иронии (головка, глазки, зубки, ручки, ножки). Среди них было не менее ста французов: Эдмон Абу, Жюль Симон, Эмиль Ожье, Эмиль Золя, Альфонс Доде, Жюльетта Адан, артист Альфред Дьедонэ (фр. )русск., композитор Жюль Массне. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. По словам Н. В. Гоголя, в русской литературе того времени больше всех таланта у Тургенева. Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души.
После этого выступления он прошёл к актрисе за кулисы с большим букетом роз и воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал. »75 Иван Тургенев влюбился в неё, о чём открыто признался. Значительно усложняются портреты героев в последних произведениях Тургенева. Писатель его выкупил за тысячу рублей тот поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. В этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами (Остродумов к тому же еще был ряб), сказывалось что-то честное и стойкое и трудолюбивое (С. Хорошо знали его творчество и в английских литературных кругах— в Англии были переведены «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Новь»101. Событие сыграло определённую негативную роль в последующей жизни автора и было описано самим Тургеневым в новелле «Пожар на море»90.
При этом Тургенев всякий раз выступал против резкого тона герценовских материалов и излишней критики правительственных решений: «Не брани, пожалуйста, Александра Николаевича, — а то его и без того жестоко бранят в Петербурге все реаки, — за что же его эдак с двух сторон тузить, — эдак он, пожалуй и дух потеряет»15. Мы все должны пройти через Вашу школу». При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене или мягкие золотые рисунки на стуле. В 1860—1870 годы Тургенев преимущественно проживал за границей. С годами увлечение переросло в страсть. – П. П. ) (С. Маланья Павловна переполошилась — однако уложила старика и за попом послала.
Ещё Л. Н. Толстой, по воспоминаниям пианиста А. Б. Гольденвейзера, сказал об описании природы в рассказе Бунина: «идёт дождик, — и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего»105. Жорж-Альбер умер в 1924 году. — Какова она из себя. Увидев вошедшего Остродумова, она молча подала ему свою широкую красную руку. XII, 9 – 10). До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области.
Он показал действительность, но прежде вынул из неё её трагическую сердцевину». Ещё при жизни автора театры начали с различным успехом инсценировать его романы и повести: «Дворянское гнездо», «Степной король Лир», «Вешние воды». – П. П. ) мыслей. А я, как-никак, еще жить желаю. XIII, 54).
Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». XIII, 63). Книги же читал одни русские, конца прошлого века новейших сочинителей находил пресными и в слоге слабыми. «Очень от них дух силён идет, — объяснял он, — я же, грешный, непутем изнежился волосы у них такие большие да масленые, расчешут их во все стороны — думают, что тем мне уважение доказывают и громко так между разговором крякают — от робости, что ли или тоже желают мне тем угодить. Из более поздних произведений писателя наибольшее внимание обратили на себя «Песнь торжествующей любви» и «Стихотворения в прозе»13. Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм.
Тургеневу удалось лучше других писателей уловить момент единодушия общественного сознания, хоронившего во второй половине 1850-х годов старую николаевскую эпоху с её безжизненной реакционной замкнутостью и поворотный пункт эпохи: последующий разброд новаторов, выделивших из своей среды умеренных представителей старшего поколения с их неопределёнными упованиями на лучшее будущее— «отцов» и жаждущего коренных перемен в общественном устройстве молодого поколения— «детей». Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении. По словам литературного критика С. А. Венгерова, пейзажная живопись «Записок охотника» стала одной из лучших в русской литературе того времени. — вскрикнула она вдруг, — не пугай меня, не закрывай глазки. Первым романтическим увлечением юного Тургенева была влюблённость в дочь княгини Шаховской— Екатерину (1815—1836), юную поэтессу75. Он сохранил и походку враскачку на каблуках и le culte de la pose (по-русски этого даже сказать нельзя) и неестественную медлительность движений и сонную величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице и привычку, зевая, перебивать чужую речь, тщательно рассматривать собственные пальцы и ногти, смеяться в нос, внезапно передвигать шляпу с затылка на брови. Из всех его пьес наибольший успех выпал на долю «Месяца в деревне».
Автор серьезно повествует о сливках общества, как бы попутно рисуя отдельные детали портретов и поведения персонажей (походка в раскачку на каблуках, сонная величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице, проборы на затылках, висячие бакенбарды, лондонские костюмы и проч. ), но эта серьезность прошита иронией и положительные качества героев специальными разоблачительными деталями либо сводятся на нет, либо превращаются в свою противоположность. Родился он еще при императрице Елизавете – в последний год ее царствования. Отец Ивана Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834) служил в то время в кавалергардском полку. «Этот элемент его романов и повестей один, собственно и учитывался серьёзно и внимательно руководящей критикой 50-х— 60-х годов он считался как бы обязательным в тургеневском творчестве». Чудаковат был точно Алексей Сергеич, но душа в нем была не из мелких. В 1840-х годах, помимо Плетнёва и Белинского, Тургенев встречался с А. А. Фетом.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Например, характерен в этом плане портрет Недопюскина из очерка Чертопханов и Недопюскин: Лицо его, пухлое и круглое, как шар, выражало застенчивость, добродушие и кроткое смирение нос, тоже пухлый и круглый испещренный синими жилками изобличал сластолюбца (курсив мой. И потому его портрету всегда свойственна типичность1. Спасите, барин помолите вы дяденьку — вспомните, как я всегда вас потешал. Ещё один модернист ирландский писатель Джеймс Джойс, особо выделял из всего творчества русского писателя «Записки охотника», которые, по его мнению, «глубже проникают в жизнь, чем его романы».
Он написал несколько стихотворений (поэма «Параша» также навеяна общением с Бакуниной) и рассказ, посвящённые этому возвышенно-идеальному, большей частью литературно-эпистолярному увлечению. Аналогично представлен портрет Одинцовой, хотя он и создан в одном из самых совершенных и стройных по композиции романов Тургенева: Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. По мнению критика, писатель легко относился к жизни.
Маланья Павловна придвинулась, наклонилась. Отсюда и появился среди литературоведов термин полидинамический портрет Л. Н. Толстого. Дебют спектакля состоялся в 1872 году. И героиня романа Тургенева «Накануне» Елена стала олицетворением характерного для первых лет эпохи реформ неопределённого стремления к чему-то хорошему и новому, без чёткого представления об этом новом и хорошем. «Започивал. » — спрашивала шёпотом старушка, что молиться хорошо умела, высовываясь из-за Иринарха, который неподвижно как столб стоял у двери и пристально смотрел на отходившего барина.
Право издания его сочинений стоило 20—25 тысяч рублей43. Варвара Петровна была непростой женщиной. Едва с ним сладило восемь человек. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Ги де Мопассан называл писателя «великим человеком» и «гениальным романистом», а Жорж Санд писала Тургеневу: «Учитель.