Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1901—1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.
В. в. стасов очень ценил этот портрет Репина. И с таким же восторгом Илья Репин писал и портреты своих современниц. Но мистические особенности происходили и с другими работами Репина – например, с одним из самых известных его портретов «Портрет Мусоргского», который он написал незадолго до смерти композитора. И. е. репин — величайший русский портретист XIX века и один из значительнейших в мировом искусстве.
Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Немало у Репина портретов великих людей.
Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др.
Репин много раз писал портреты Толстого. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа. На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова.
Из портретов 1884 года я выделяю большой портрет писателя В. М. Гаршина — бесспорный шедевр Репина, хотя и не превзошедший «Мусоргского», но близкий к нему. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах. Репин – выдающийся мастер портретного искусства.
Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
Из них особенно выделяется портрет критика В. В. Стасова, написанный в Дрездене во время его совместной поездки с Репиным за границу. В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя.
Справа: портрет Марии Андреевой, сделанный Репиным в 1905 году. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Илья Репин запечатлел родных на портретах. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников.
Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось. Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Татьяна Львовна увлекалась живописью и копировала портреты отца, выполненные Репиным (хотя новый написать не решалась).
По портретам Репина мы можем представить лица великих людей того времени: хирурга Пирогова, композитора Мусоргского, писателя Льва Толстого, химика Менделеева, поэта Маяковского, композитора Бородина, учёного Павлова и других.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. О чем эта история. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. К тому же и погода благоприятствовала работе. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Казалось, она спит.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Они словно противопоставлены друг другу. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Америка—Франция—Россия. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Репин никуда не делся. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. И вот уже перед нами не царь, а отец. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Пятый факт. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В. А. Репина с детьми идет по меже. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Все заняты. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Возвращается в Россию летом 1876 года. Глаза ясные и добрые.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он идет прямо к матери.
Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты. Портрет Веры Репиной1878На меже. В эту минуту в комнату вошел Христос. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин).
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
М. Бунакову. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Написан портрет вдохновенно. Да ведь это целая огнедышащая гора. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. По грязной дороге. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. В его взгляде осуждение и тревога.
Публике картина понравилась. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Вегетарианцем стал и сам Репин. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Вся центральная часть написана самим Репиным. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Этюд получился превосходный.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Берег Волги. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Это вы сами. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Первый факт.
Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В 1887 году он расходится с женой.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Репин встречал их по средам.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Л. Н. Толстого». Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Работал весь день, не замечая времени. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
«Как. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Вот она вещь в уровень таланту. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Третьяков»109. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Сходство черт лица и выражение поразительны.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Рисунок уверенный, лепка твердая. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Так ли это – судить зрителям. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Конца не предвижу: туго идет. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». 1879Абрамцево.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Убийство свершилось. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Внимание художника тяготит их. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Труд — вот что определяет и украшает человека. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Рассмотрим "ближний круг".
В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин считал сам эту картину красивой.
Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Не доносчик ли.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В его дом каждую среду съезжались гости. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Жил в Италии и Франции (1873–1876). А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Какая трудная вещь – кончить картину.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Отец ударил своего сына жезлом в висок. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Сравнение его с портретом Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности репинского портретного искусства, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Перед нами было Убиение Грозным сына. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Толстого Репин писал не один раз. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Она была закончена только в 1891 году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В его глазах читается печаль, тоска. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. — Да это превосходно. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
-— И. Г. ), они много смеялись». Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Они жили в Пенатах в течение двух недель. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
— сказал Крамской. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Много учился на написании портретов близких и друзей. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Репин дважды подавал прошения об отставке. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Но за всем этим очень явственно проступает иное.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Это лучше всех ваших академических работ. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства.
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51.
За окном летний день. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Каждый персонаж переживает что-то своё. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Стасов присылает ему все, что он просит. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.