И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет. В марте 1874 года Репин начал писать портрет И. С. Тургенева по заказу П. М. Третьякова, для большой серии портретов выдающихся русских писателей. О том, что он приступил к работе над портретом Ивана Тургенева для серии портретов российских литераторов, Илья Репин сообщил в письме Павлу Третьякову. Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет.
3 апреля 1874 года Илья Репин в письме Павлу Третьякову сообщил, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева.
«Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
«Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В Париже я начал трактовать Христа в Гефсиманском саду он идет навстречу толпе, которая вооружилась его арестовать и идет на него с дрекольями.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Репин дважды подавал прошения об отставке. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин встречал их по средам. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Она ушла из жизни в 1931 году55. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. – сказал он тихо. Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». А. П.
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. После этого было опять минуты две молчания. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове.
Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Америка—Франция—Россия. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Такой чести никто еще не доживал из русских людей. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Его величественная фигура, полная и красивая. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Серг. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Но история начинается в Париже в 1874 году. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного.
Надеюсь, что этим выбором моим вы останетесь довольны ибо я не видел ни одной картины Репина в такой силе красок и простоте». Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь.
«Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. От картины веет психологизмом – вся композиция настолько продумана, что лицо и руки кажутся не нарисованными, а вылепленными из живой пластики. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
«Юпитер. » – было первое мое впечатление. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Илья Репин – это великий художник, обладающий большим художественным талантом, а также умением передавать все важные детали, на первый взгляд неприметные многим, но без которых картина потеряет весь смысл и будет казаться неживой. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Л. Н. Толстого». Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории.
Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вегетарианцем стал и сам Репин. От единичных парсун царственных особ конца XVII века, которые весьма отдаленно передавали сходство и характер портретируемых, развиваясь на светской основе искусство Нового времени вплотную приблизилось к реальной жизни. Глаза были полузакрыты, как и рот.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Таким образом И. Е. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Публике картина понравилась. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. У него были драгоценные перлы искусства. Н. Н. Ге. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. На все он имел свой оригинальный взгляд. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. Третьяков»109. «Зачем Вы это делаете.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ).
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Третьяков для работы, получить которую он мечтал уже не один год, выделил место в собственной квартире. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Я зарыдал и вышел вон. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал.
Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. – Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте».
Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. М. Бунакову. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Известна драматическая история написания этого портрета.
Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. Он первый понят ею дотла.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее.
По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. Остается прощаться с друзьями». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картина явно не удалась и с точки зрения заказчика, поскольку затем портрет пошел гулять по рукам коллекционеров с подачи Третьякова. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Отдала некоторые его книги. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Так как я жил недалеко, то Ив.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Репин очень точно изобразил, характер И. С. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Я боготворил его, да не я один, а мы все. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже.
Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника».
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя.
При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене или мягкие золотые рисунки на стуле. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Суета и порывы больше характерны для молодых и амбициозных людей, на портрете же – умудренный жизнью и многого достигший человек. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим.
Боголюбов вспоминал: «Радостная весть, что Плевна пала, что война шла к концу, нас ободрила и мы порешили в день ее взятия основать в Париже «Общество взаимного вспомоществования русских художников. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.