Виновником этого был П. М. Третьяков, который, воспользовавшись приездом Тургенева в Москву, просил Репина «толкнуться» к писателю, чтобы вновь написать его портрет. Наиболее распространенным в произведениях Тургенева является детализированный портрет с подробным описанием внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительное впечатление. Портрет Рудина, предшествующий действиям героя, его философствованию в салоне Ласунских, обособлен от всех других видов характеристики и в этом надо усматривать еще некоторую неопытность Тургенева как романиста, его склонность к описательности и статичности. В отличие от Толстого и Чехова, Тургенев в первых романах, стремясь к максимальному правдоподобию, часто злоупотреблял портретными деталями.
«три портрета», рассказ г. Тургенева, при ловком и живом изложении имеет всю заманчивость не повести, а скорее воспоминаний о добром старом времени, — писал Белинский в рецензии на «Петербургский сборник». — К нему шел бы эпиграф: Дела давно минувших дней. Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь портрет Тургенева, это лицо. Тургенев придавал большое значение портретным характеристикам персонажей. Тургенев только что вырвался из-под родительского крова, уехав весной 1838 «доучиваться в Берлин» и с дороги прислал матери свой портрет. Внешнему портрету персонажей Тургенев уделял очень большое внимание.
И все же Репин в Абрамцеве дружески встретился с Тургеневым и даже принялся писать новый его портрет. Влияние гоголевской, как позднее и щедринской, поэтики на Тургенева несомненно и тем не менее надо видеть отличие сатирических портретов Тургенева от аналогичных портретов в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
Художник изобразил его в кафтане алого цвета. Смеркалось. «Започивал. » — спрашивала шёпотом старушка, что молиться хорошо умела, высовываясь из-за Иринарха, который неподвижно как столб стоял у двери и пристально смотрел на отходившего барина. Иван Сергеевич Тургенев. Его звали Петром Федоровичем Лучиновым. Паншина же Тургенев «лишает» способности «портретировать» Лизу: в нем отсутствует необходимое для этого романтическое начало: его прагматичная натура обрисована резко сатирически. Предание, вполне схожее с содержанием тургеневской довести, долго держалось среди старых дворовых» («Исторический вестник», 1898, 8).
Они все страстно любили Анну Павловну, но не смели высказать свою любовь. Первым проявлением этой внезапной перемены был неожиданный приезд Василия к Рогачевым. VIII).
Репин всегда отличался своим талантом в написании портретов, этому художнику удавалось передать в своих работах все мелочи, всю жизнь человека. – начал он, – я происхожу от довольно старинного рода. Как водится (по-настоящему следует сказать: как водилось), службы, дворовые избы окружали господский дом со всех сторон – и сад к нему примыкал небольшой, но с хорошими фруктовыми деревьями, наливными яблоками и бессемянными грушами на десять верст кругом тянулась плоская, жирно-черноземная степь.
Он и не вспомнил о том, что она – воспитанница его матери, невеста другого он ни на один миг не обманывал себя он очень хорошо знал, что ей не быть его женой Может быть, его извиняла страсть – правда, не возвышенная, не благородная, но все-таки довольно сильная и мучительная страсть. Чудаковат был точно Алексей Сергеич, но душа в нем была не из мелких. А я, как-никак, еще жить желаю. Он жил один с своей женой, Маланьей Павловной она была лет на десять моложе его. Прошло два месяца. XIII, 58).
В чем же проявлялась эта «кровь», спросите вы меня. VII, 66). Маланья Павловна всякий раз краснела до ушей, когда упоминала о Капитонушке — так звался «предмет» а Алексей Сергеич нарочно хмурился, опять грозил жене мизинцем и говорил: «Не верь коню в поле, а жене в доме. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. а теперь вон какое худо вышло., густые брови надвигались на узкие веки) (С. Вот так.
Комната Ольги Ивановны находилась в двух шагах от спальни Анны Павловны. а он — куды тебе. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Василий абсолютно покорил ее. Ольга скоро перестала его дичиться. Природа одарила ее некоторой самобытностью ее воспитанье – она выросла сиротой – развило в ней осторожность и твердость. Я знал одного вологодского помещика, который, при всяком удобном случае, повторял следующие слова: «Слава богу, у меня нет соседей», – и, признаюсь, не мог не завидовать этому счастливому смертному. Тем более это можно утверждать о самом мэтре кружка – Губареве, в портрете которого содержатся уже значительные элементы шаржа, сопровождаемого авторской иронией (господин наружности почтенной и немного туповатой) (С.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Он скучать не мог, так как никогда не предавался полному бездействию а на выбор занятий не был прихотлив и, как ребенок, тешился малейшей безделицей. Маланья Павловна боялась одиночества — страшные мысли тогда находят — и почти постоянно была окружена приживалками, которых убедительно просила: «Говорите, мол, говорите, что так сидите — только места свои греете. » — и они трещали, как канарейки. Маланья Павловна сидела у его кровати. ее новая роль не пришлась ей по силам. Он принадлежал к числу тех людей, которые возбуждают в вас мысль, что они сами себе не знают цены, что под их наружным равнодушием скрываются сильные и великие страсти но он бы рассмеялся вам в нос, если б мог догадаться, что вы питаете о нем подобное мнение да и, признаться сказать, я сам думаю, что если и водилось за моим приятелем в молодости какое-нибудь хотя не ясное, но сильное стремление к тому, что весьма мило названо «чем-то высшим», то это стремление давным-давно в нем угомонилось и зачичкало.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. XII, 9 – 10). Она заведовала всем домашним хозяйством, за обедом сидела всегда возле своего мужа – он нещадно наказал бы человека, который осмелился бы сказать ей одно непочтительное слово, – а между тем сам с ней никогда не говорил, не прикасался к ее руке. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник».
какова была парочка. » — «Была, красавчик ты мой, Алексис ненаглядный. » Старик опять помолчал. Ну да и смертный час напоминают. ну и бог с ней. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно.
До нынешнего дня не умолкла молва об его самоуправстве, о бешеном его нраве, безумной щедрости и алчности неутолимой» («Дворянское гнездо», гл. (С. Мороз стоял сильный: барин сидел, закутавшись и бобровую шапку на уши надвинул. XIII, 86).
– прошептала Анна Павловна и наклонилась к ней. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Ап. Она поразила его достоинством своей осанки. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу.
Л. В. Крестова, опубликовавшая отрывок из «Записок» Бакарева, справедливо отметила, что «эпизод с соседом вводит в ту духовную атмосферу, в которой разыгрывалась драма Трех портретов» (там же, с. 316), но при этом внесла в мемуарный рассказ поправку: он должен быть отнесен не к родному деду Тургенева П. И. Лутовинову, а к брату последнего – Алексею Ивановичу (1747 – 1796). Он был самолюбив – но умел таить свое самолюбие и страстно любил независимость. Quavezvous. Мне стало грустно зато я с истинной отрадой вошел в столовую. Петр Федорович был человек не без вкуса он, например, знал, что ничего не действует так убийственно на фантазию, как ровный, холодный и педантический свет ламп – потому велел оставить в комнате всего две свечи. Стал барин выезжать с ним чаще, чем с другими кучерами. Еще менее определенным было высказывание А. В. Никитенко, который ограничился общими рассуждениями о таланте Тургенева, не сказав ничего дельного о самом рассказе: «Как писатель умный, он может произвести одно умное интересное как художник он производит большею частию нечто неопределенное, бледное или тусклое, в котором мысль ходит иногда ровными иногда неровными шагами, задумывается, мечтает, улыбается или вздыхает, даже отваживается на дело – и не делает дела, которое уже начала Всё, что мы сказали здесь вообще о произведениях господина Тургенева, относится и к его Помещику и к Трем портретам.
К нему шел бы эпиграф: Дела минувших дней. » (Белинский, т. 9, с. 566). «Как же ты ее видел. Иван Андреевич обыкновенно ходил, заложа руки за спину, медленно поворачивая голову при каждом шаге.
по кн. : Григорьев, с. 322). Грудным ребенком привезли ее в Лучиновку она чуть-чуть не умерла на дороге. – П. П. ).
На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Я окружен великим множеством соседушек, начиная с благонамеренных и почтенных помещиков, облеченных в просторные фраки и просторнейшие жилеты и кончая записными гуляками, носящими венгерки с длинными рукавами и так называемым «фимским» узлом на спине. Али я собака, что с одной псарни на другую, завязавши оселом шею. Василий несколько смутился.
(При этих словах рассказчик опорожнил стакан воды. Значительно усложняются портреты героев в последних произведениях Тургенева. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. (С. Однако из косвенных его замечаний (почти всё содержание сборника он счтает «хламом», о Тургеневе говорит, что он «пишет всё плоше и плоше», «Помещика» называет «вздором») можно сделать вывод, что и к «Трем портретам» он отнесся также с резким неодобрением.
Ольга Ивановна глядела на него с немым ужасом. Для читателя важным оказывается то, кому Тургенев доверяет представить свою героиню. Дюкре-Дюмениля «Лолота и Фанфан или Приключения двух младенцев, оставленных на необитаемом острове» в переводе Ф. Розанова был издан в 1789 г. и в дальнейшем несколько раз переиздавался. Поступлено было противозаконно, на веру, по старине. В соседней комнате тяжко и мерно стучал маятник и слышалось дыхание спящего.
Он пользовался весьма порядочным состоянием: не заботясь слишком о хозяйстве, проживал около десяти тысяч рублей в год, достал себе прекрасного повара (мой приятель любил хорошо покушать) также выписывал себе из Москвы новейшие французские книги и журналы. Дети Ивана Андреевича чрезвычайно его боялись. Он взял молодого Рогачева под руку, пошел с ним осматривать постройки, толковал с плотниками, давал им советы, делал сам нарубки топором, велел себе показать заводских лошадей Афанасья Лукича, сам гонял их на корде – и вообще своей радушной любезностью довел добрых степняков до того, что они оба неоднократно его обняли. Мать записала в своем дневнике: «в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков». Он выписал для нее клавикорды, давал ей музыкальные уроки (он сам порядочно играл на флейте), читал ей книги, долго разговаривал с ней. Такова, например, функция пейзажа-настроения в ХХ главе романа «Дворянское гнездо», композиционно выделенного в отдельную главу.
Слезы – что гроза: после них человек всегда тише. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. В один осенний день съехалось нас человек пять записных охотников у Петра Федоровича. Он с утра (если не уезжал на охоту) до обеда и за обедом не покидал халата перебирал какие-нибудь хозяйственные рисунки, не то отправлялся на конюшню или в молотильный сарай и пересмеивался с бабами, которые при нем взмахивали цепами, как говорится, спрохвала.
Оставалась одна Ольга, свежая, робкая, миленькая девочка. Рогачев когда-то брал уроки в фехтовании, но теперь едва сумел выпасть как следует. Полностью умолчал о рассказе и К. С. Аксаков в статье о «Петербургском сборнике» (Московский литературный и ученый сборник на 1847 год.
«Так правда. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато.
Она сама как будто их чуждалась. рад бы радостью, но как быть. Как он добывал эти деньги, не могу наверное сказать. Григорьев, в то время с симпатией и сочувствием относившийся к «натуральной школе». Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. IX, 151). XIII, 87).
и Анна Павловна появилась на пороге. IV, 299). также: Арапов П. Н. Летопись русского театра. Ты, например и глядишь, да ничего не видишь а я и без слов вижу: осуждает он меня за нечто потому: он строгий. зато я с истинной отрадой вошел в столовую. Ольга покраснела вся до ушей он начал шутить над ее испугом. В дверях стояла Палашка и тихонько утирала слезы.
Г. Цейтлин называет ее лейтмотивом портрета). а мой приятель едва ли не забыл о своей особе. А то худо ведь будет без греха дело не обойдется».
«Бог его обидел, – говаривал Алексей Сергеич, – на то его господня воля а УЖ мне-то его не обижать стать». Григорьев напечатал большую статью о Тургеневе. Перед нами не столько портрет, сколько разоблачительная характеристика (психологическая и социальная), развернутая в картину жизни, нравов и поведения героев. По-русски же читал он одни лишь донесения своего приказчика и то с большим трудом. Он провел свою молодость в Петербурге и был свидетелем царствования Елизаветы.
В Петербурге он женился и прижил с своей женой, а моей прабабушкой, четырех человек детей – трех сыновей, Василия, Ивана и Павла (моего родного деда) и одну дочь, Наталью. Так вот и люди те такие были». Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется большие темные глаза тихо подымутся.
Вообще его отношения к Анне Павловне были весьма странного рода. Нам почти нечего сказать об этих новых произведениях его легкого и приятного пера: в них одни и те же достоинства и недостатки» (Б-ка Чт, 1846, 4, Критика, с. 48 – 49). — вскрикнула она вдруг, — не пугай меня, не закрывай глазки. Соч.
но до истинной причины перерождения Василья Ивановича не добрался никто. Да и то сказать: хороша старина. А боюсь я солдат-то этих. лицо задумчивое, почти суровое (С. А что касательно до тех людей — ведь ты, чай, егоза, о случайных людях речь заводишь. Связь между портретом и внутренним миром героя, а также социальными условиями, его породившими, глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Он жил один с своей женой, Маланьей Павловной она была лет на десять моложе его.
Вообразите себе человека, одаренного необыкновенной силой воли, страстного и расчетливого, терпеливого и смелого, скрытного до чрезвычайности и – по словам всех его современников – очаровательно, обаятельно любезного. Благодаря этому авторскому замечанию чисто биологическая индивидуальная деталь становится в то же время и социальной. Петр Федорович встал, взял свечку, поднес ее к портретам и голосом человека, показывающего диких зверей, «Господа. Ольга пошла за Васильем, как послушная овечка. выражало приятную вольность высокообразованного дворянина). В Ольге Ивановне было более крови, чем, например, в нареченной ее сестрице – Наталье.
Этот источник будет дано понять только Базарову. Это подчеркнуто ситуативным характером портрета: описанием отдельных деталей облика, передающих внешнее, но не характеризующих внутренний источник «ласковой и мягкой силы», веявшей от её лица. Из всех же прискучивших лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Но эти свойства формируются в определенных условиях, на них влияет и быт и воспитание и общественное положение.
Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь. Но особый подъем портретной живописи стал возможен в период правления Екатерины Великой, даровавшей устав Академии художеств, что положило начало воспитанию целой плеяды талантливых русских художников-портретистов в новом здании Академии на Васильевском острове. Так, не случайно, роман «Отцы и дети», посвященный острой проблеме современности, открывается пейзажем дороги, а завершается пейзажной зарисовкой могилы Базарова: философским размышлением о жизненном пути, пройденном героем. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Комната Ольги Ивановны находилась в двух шагах от спальни Анны Павловны.
Наряду с художниками-иностранцами многие отечественные художники в совершенстве овладели искусством портрета. Он принадлежал к числу тех людей, которые возбуждают в вас мысль, что они сами себе не знают цены, что под их наружным равнодушием скрываются сильные и великие страсти но он бы рассмеялся вам в нос, если б мог догадаться, что вы питаете о нем подобное мнение да и, признаться сказать, я сам думаю, что если и водилось за моим приятелем в молодости какое-нибудь хотя не ясное, но сильное стремление к тому, что весьма мило названо «чем-то высшим», то это стремление давным-давно в нем угомонилось и зачичкало. С того достопамятного дня и до самой своей кончины Иван Андреевич не выезжал из Лучиновки.
Иные, правда, находили ее несколько бледной взгляд ее глаз, почти всегда опущенных, выражал некоторую застенчивость и даже боязливость ее губы улыбались редко – и то слегка голос ее едва ли кто слышал. В защиту Тургенева против «Москвитянина» выступил тогда же на страницах «Финского вестника» Ап. Ее поддерживал Василий. Говоря о «Трех портретах» и о влиянии творчества Лермонтова на автора рассказа, критик переносит в новую статью многие мысли и фразы из своей статьи 1855 г., но придает им в ряде случаев иное толкование, а иногда прямо вступает в полемику с самим собой. Портреты в произведениях Тургенева (как и в произведениях Толстого, Чехова, Гончарова), за редкими исключениями, сохраняют и в целом и в деталях бытовое правдоподобие и соразмерность, характерные для реалистического стиля.
Краски истерлись и кое-где покоробились, но лица можно было еще разобрать. Он был рожден «для жизни мирной, для деревенской тишины», то есть для ленивого, беспечного прозябания, которое, замечу в скобках, не лишено великих и неистощимых прелестей. — пожалуй и умницей тебя сотворит.
И вдруг Алексей Сергеич открыл глаза. Но дело в том, что контрастное сопоставление скромного внешнего облика Кирсанова и «вызывающе» эффектной внешности его слуги, человека «новейшего, усовершенствованного поколения», как пишет Тургенев, уже обозначило главную проблему всего романа, проблему поколений, «отцов» и «детей», аристократии и демократии. Несмотря на бледность лица, Валерия цвела здоровьем (С.
В чем же проявлялась эта «кровь», спросите вы меня. Полидинамизм выражается не только в том, что писатель создает множество портретов каждого героя (например, лицо Наташи изображается то оживленным, то умиленным, то размягченным, то убитым в зависимости от ее внутреннего состояния и настроения), но и в насыщенности движениями любого отдельного портрета. Василий, как человек ловкий и хитрый, в его присутствии не говорил с Ольгой но либо смешил его самого до слез, либо затевал какую-нибудь шумную игру, прогулку верхом, катанье ночью по реке с факелами и музыкой – словом, не давал опомниться Павлу Афанасьевичу.
Вследствие этого происшествия Василий уже более не видался с своим родителем. В тот же самый день Василий отправился к Рогачевым. Мне стало грустно. – словом «любовь» шутить не надобно. «Соседство» составляет одну из важнейших неприятностей деревенской жизни. Нетрудно было узнать в этом портрете прототип картины, описапной Тургеневым в одной из его повестей — «Три портрета». Слезы – что гроза: после них человек всегда тише. Такова функция первого портрета Базарова, в котором подчеркнуто демократическое начало («обнаженная красная рука», «балахон с кистями», худое лицо и улыбка, выражающая «самоуверенность и ум»). А детализированный портрет Павла Кирсанова не только дает представление о внешности, сколько оценивает ее как свидетельство эгоизма героя.
В сенцах мы прошли мимо другого почтенного человека, занятого морожением шампанского – «по строгим правилам искусства». Вспомним также, что красоту Одинцовой (и покатые плечи и стройный стан) по-иному будет оценивать Базаров, конечно, тоже субъективно, но не так, как Аркадий. Григорьева относится к 1846 году.
Но ходила молва, что он был у нее прекрасен. она с криком упала посреди комнаты на колени и закрыла себе лицо руками. Он пользовался весьма порядочным состоянием: не заботясь слишком о хозяйстве, проживал около десяти тысяч рублей в год, достал себе прекрасного повара (мой приятель любил хорошо покушать) также выписывал себе из Москвы новейшие французские книги и журналы. Портрет был проколот, по-видимому, шпагой, как раз на месте сердца изображенного мужчины. Платье на нем было не ново и узко, словно он из него вырос (С. Портрет становится формой выражения авторской позиции.
С того достопамятного дня и до самой своей кончины Иван Андреевич не выезжал из Лучиновки. До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. Перевод с французского И. Елагина и В. Лукина, 6 частей. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой.
XIII, 53 – 54), далее при каждом новом появлении Муция писатель дополняет изменяет и углубляет его портрет, подобно Л. Толстому, накладывает на него новые краски: С детства смуглое, оно (лицо) еще потемнело, загорело под лучами более яркого солнца, глаза казались углубленнее прежнего – и только но выражение этого лица стало другое: сосредоточенное, важное. Приходилось отдавать бедняка.
та distinctionТонкость обращения (фр. )., которая доставалась на долю Ольге Ивановне, не привлекла бы внимания Василья, если б он встретился с нею в Петербурге. И точно: нечто подобное с ним случилось — о чем после. Павел Афанасьевич задыхался, бледнел и с смятеньем глядел в лицо Лучинову. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Его глаза полны тоски, грусти и усталости.
Родился он еще при императрице Елизавете – в последний год ее царствования. Я окружен великим множеством соседушек, начиная с благонамеренных и почтенных помещиков, облеченных в просторные фраки и просторнейшие жилеты и кончая записными гуляками, носящими венгерки с длинными рукавами и так называемым «фимским» узлом на спине. – П. П. ) мыслей.
Оцепенение Ольги Ивановны разрешилось, наконец, слезами и глухими рыданиями. Мы приехали, слезли с коней. Он жил один с своей женой, Маланьей Павловной она была лет на десять моложе его.
В отличие от толстовских тургеневские портреты более статичны, порой перегружены деталями авторское отношение к изображаемым героям в них более скрыто, чем у Толстого (здесь сказывается избранный Тургеневым принцип тайной психологии). Голова закружилась у бедной степнячки. А. Н. Дубовиков рассматривает подписи к портретам как художественные характеристики социальных и психологических типов – героев будущих произведений Тургенева. И Чехов по поводу этой особенности походки Дидерица замечает, что во всей его фигуре было что-то лакейское.
– П. П. ) (С. (С. Она слушала его и молча слегка вздрагивала. И старушка залилась слезами. Я вам до сих пор, кажется, ничего не сказал об Ольге Ивановне.
В сенцах мы прошли мимо другого почтенного человека, занятого морожением шампанского – «по строгим правилам искусства». Чай, дурь-то с тебя соскочила. » Но Иван на эти слова никогда ничего не отвечал. Григорьев чутко уловил особый интерес писателя к людям XVIII века, к той поре русской жизни, когда формировались сильные личности, героические характеры (яркий пример этому одна из лучших повестей Тургенева — «Бригадир»). Весьма ярко социальное проступает в портрете Павла Петровича Кирсанова. Историк русской оперы, упоминая о блестящем исполнении певицами Болиной и Сандуновой арий Лесты, свидетельствует: «У барынь и барышней из мелкого чиновничьего быта не сходила с клавикорд ария Лиды Мужчины на свете как мухи к нам льнут» (Морков В. Исторический очерк русской оперы. Особо следует рассмотреть вопрос об авторских комментариях к портрету. Григорьев придавал «Трем портретам» большое значение.
Гутьяр в статье «Предки И. С. Тургенева» также указывал, что герой «Трех портретов» «Василий Иванович Лучинов, умный изворотливый, смелый до дерзости и человек без всякой нравственности – один из сыновей Ивана Андреевича Лутовинова, очевидно, младший – Иван Иванович» (Гутьяр H. M. Василий Лучинов, пожалуй, не только гнил, он – гнусен но сила его, эта страстность почти что южная, соединенная с северным владением собою, эта пламенность рефлексии или рефлексия пламенности есть типовая особенность» (там же, с. 321). Тургенева. На другое же утро Ольга Ивановна только что встала с постели – дверь ее растворилась. В 1852 году не стало Николая Гоголя.
В обоих курильщиках было нечто общее, хотя чертами лица они не походили друг на друга. Часто, обращаясь к созданию пейзажа, Тургенев создает картины природы в переходное время суток – утро или вечер («Три встречи», «Затишье», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»): передача динамики движения природы – ключ к тайнам движения души героя. Одной рукой опирался он на трость с золотым набалдашником, другую заложил за камзол. С соседями, я уже сказал, Алексей Сергеич не водился и они его недолюбливали, называли его чудаком, гордецом, пересмешником и даже не признающим властей мартинистом, не понимая, конечно, значения этого последнего слова.
Подданные моего дедушки, вероятно, знали о его существовании, так как высылали к нему (когда не случалось особого несчастия) весьма незначительный оброк – но никогда в лицо его не видали. Молча добралась она до кресел и села молча. «Пустяки, пустяки. на, мол, тебе.
Так происходит с Рудиным, Лаврецким, Базаровым, Неждановым. – П. П. ) (С. — так видал ты, как на воде волдырь вскочит. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Но история начинается в Париже в 1874 году. XII, 8) (курсив мой.
Он ни с кем не говорил, с утра до вечера ездил на охоту, с видимым нетерпением сносил робкие ласки своей матери и безжалостно насмехался над братьями, над их женами (они уже оба успели жениться). Родился он еще при императрице Елизавете — в последний год ее царствования. Моя деревенька находится в одной из многолюднейших губерний России. Извольте обратить внимание на дыру, находящуюся у него на груди, на самом месте сердца.
Ему было тогда лет двенадцать. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Такой увидел Варвару Павловну в театральной ложе Лаврецкий. Иван, по-видимому, покорился начал ездить кучером.
Василий говорил холодно, дельно, основательно винил себя, каялся – но кончил все свои рассуждения следующими словами: «Прошедшего не вернешь надобно действовать». Что станешь делать. Моя деревенька находится в одной из многолюднейших губерний России. Василий видимо играл шпагой Рогачева. «.
Ну да и смертный час напоминают. Мужчины на свете Как мухи к нам льнут – Ария из комической оперы «Леста, днепровская русалка», переделанной Н. С. Краснопольским из популярной немецкой оперы «Das Donau-weibchen», музыка Кауэра, либретто Генслера.
Но Толстой, кроме того и комментирует поступки и поведение своего героя (ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно). С косою, что ли. » – «Нет, – отвечал князь Л., – старушка простенькая, в кофте – только на лбу глаз один, а глазу тому и веку нет».
Суеверия в нем не замечалось он издевался над приметами, глазом и прочей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу и встреча с попом была ему не совсем приятна. Ольга вскрикнула и вскочила, котенок поднял хвост и прыгнул в сад, Василий Иванович с улыбкой удержал ее за руку Ольга покраснела вся до ушей он начал шутить над ее испугом звал ее гулять с собой но вдруг Ольга Ивановна заметила небрежность своего наряда – и «быстрее быстрой лани» улизнула в другую комнату. А. П. Он принадлежал к числу тех людей, которые возбуждают в вас мысль, что они сами себе не знают цены, что под их наружным равнодушием скрываются сильные и великие страсти но он бы рассмеялся вам в нос, если б мог догадаться, что вы питаете о нем подобное мнение да и, признаться сказать, я сам думаю, что если и водилось за моим приятелем в молодости какое-нибудь хотя неясное, но сильное стремление к тому, что весьма мило названо «чем-то высшим», то это стремление давным-давно в нем угомонилось и зачичкало. Он был довольно толст и наслаждался превосходным здоровьем. Наиболее сложным жанром в живописи всегда считался портрет, ведь написание такого шедевра возлагает на художника большую ответственность. Иван, с перепугу, бросился к Алексею Сергеичу. «Как же ты ее видел.
Да еще к ночи. VI, 279 – 280). Василий начал ей доказывать необходимость разлуки с ним и бракосочетания с Рогачевым. Разные писатели эту задачу выполняют по-разному. – Отвечайте же. » – продолжала она, с жестокостью схватив Ольгу за руку.
Анна Павловна встала, перешла через комнату и, рыдая, бросилась на колени перед постелью мужа, хотела что-то сказать – протянула руки Иван Андреевич посмотрел на нее – и слабым голосом, но твердо закричал: «Человек. » Слуга вошел, Анна Павловна поспешно встала и, шатаясь, возвратилась на свое место. «Суд для разбойника, команда для солдата, — говаривал он, — а я, слава богу, не разбойник и не солдат». Тогда Иван достал из-под полы топор, подошел сзади к барину, сбил с него шапку — да, промолвив: «Я тебя, Петр Петрович, остерегал — сам на себя теперь пеняй. » — раскроил ему голову одним ударом. В тот же самый день Василий отправился к Рогачевым.
«Ну, коли ты француз, держи себе болонку: ты бегаешь, ты прыгаешь тюды-сюды и она за тобой, задравши хвост. Этот портрет можно назвать не скульптурным, как портрет Ирины, а графическим. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Ольга Ивановна глядела на него с немым ужасом. Дай хоть перекрещу тебя».
и не притворялся тогда влюбленным. H. M. Однако писателю далеко не всегда и не во всех произведениях это удавалось. Например, в Отцах и детях автор явно обнажает свое субъективное отношение к герою: Увы.
Романтическое начало в творческом методе Тургенева проявляется по-разному. «Я здесь сжился, я здесь освоился, я здесь служил, хлеб ел и помереть здесь желаю», — говорил мне Иван — и уже не было усмешки на его лице напротив — оно точно окаменело. кого ты это назвал. Молча добралась она до кресел и села молча.
правда. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). В сенцах мы прошли мимо другого почтенного человека, занятого морожением шампанского – «по строгим правилам искусства». Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. с. 518). Теперь критик упрекает Тургенева в том, что он «начал прямо с крайних крайностей направления, оставшегося в наследство после Лермонтова», в том, что в «Помещике» он «кадил сатирическому направлению», что в своей повести «Три портрета» он «пытался, опять-таки как поэт, придать грандиозность, поэтичность тем гнилушкам, которых ужасающая прозоватость приводила его в отчаяние» (Москв, 1855, 15 и 16, август, Журналистика, «Обозрение наличных литературных деятелей», с. 193).
Ее тонкая и гибкая шея так мило подавалась вперед так пленительно небрежно, так стыдливо отдыхал ее незатянутый стан, что Василий Иванович (большой знаток. ) невольно остановился и загляделся. Сами-то вы в молодости, небось, махались с разными сударками — так вот, вы и полагаете. » — «Ну полно, полно, Маланьюшка, — перебивал с улыбкой Алексей Сергеич, — бело твое платье, а душа еще белей. » — «Белей, Алексис, белей. » — «Ох, язычок, по чести язычок», — повторял Алексис и трепал ее по руке. Раз я застал его плачущим с книгою на коленях — что меня очень, признаться, удивило.
Автор же в данном случае от комментирования портрета героини устранился. В этом явно компрометирующем героя портрете обращают на себя внимание, во-первых, гоголевский прием – выделение одной характерной, генерализующей детали и придание ей значения целого (голова Паклина) во-вторых использование метонимии (головка эта. – Господа, я верю в кровь, в породу. Сначала (в IV главе) художник бегло описывает внешность своей героини, как бы дает легкий набросок: Нерешительными шагами подошла она к передней части эстрады, остановилась и осталась неподвижной, сложив перед собой большие красивые руки без перчаток, не приседая, не наклоняя головы и не улыбаясь (С.
IX, 180). Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. XIII, 85). Вообще его отношения к Анне Павловне были весьма странного рода.
– начал он, – я происхожу от довольно старинного рода. В комментарии читатель угадывает и авторское отношение к великосветскому обществу. – П. П. ) (С. Раз я застал его плачущим с книгою на «оленях – что меня очень, признаться, удивило.
Извольте обратить внимание на дыру, находящуюся у него на груди, на самом месте сердца. Но не только комментарии говорят о том, что Ирина явно симпатична автору. Вдруг Рогачеву послышался раздирающий старческий вопль.
И красные и желтые и синие — просто сказать надо: радуга или вот алмаз. (С. Здесь Аи. Портрет был проколот, по-видимому, шпагой, как раз на месте сердца изображенного мужчины. Детализированный портрет встречается еще в Записках охотника (например, портрет Яшки Турка в Певцах), очень часто повторяется в романах (портреты Натальи Ласунской в Рудине, Лаврецкого в Дворянском гнезде, Шубина в Накануне, Базарова и Одинцовой в Отцах и детях) к нему прибегает и поздний Тургенев (максимально детализированный портрет Клары Милич в повести После смерти).
«А теперь я должон идти к этому злодею. Ее поддерживал Василий. Алексей Сергеич терпеть не мог курительного табаку, да вот еще собак, особенно маленьких. Лиза Калитина также «увидена» глазами Лаврецкого, романтика и идеалиста. Поместив в «Петербургском сборнике» ряд своих произведений (помимо «Трех портретов», поэму «Помещик», стихотворения «Тьма», «Римская элегия»), Тургенев открыто показал себя одним из ближайших участников литературного направления, получившего (как раз в связи с выходом «Петербургского сборника») наименование «натуральной школы». Извольте обратить внимание на дыру, находящуюся у него на груди, на самом месте сердца.
И потому его портрету всегда свойственна типичность1. Он был рожден «для жизни мирной, для деревенской тишины», то есть для ленивого, беспечного прозябания, которое, замечу в скобках, не лишено великих и неистощимых прелестей. XIII, 54).
«Ну не плачь, глупенькая авось, нас там господь бог помолодит — и мы опять станем парочкой. » — «Помолодит, Алексис. » — «Ему, господу, всё возможно, — заметил Алексей Сергеич. Это малодушный подлец, Василий Иванович Лучинов, который крадет деньги из мешков у скупого отца, потом обнажает на него шпагу, далее обольщает девушку-сироту в доме матери, слагает вину на другого, хочет принудить его жениться на ней, не получив его согласия и зная, что он не умеет драться, вызывает его на дуэль и убивает его» (Москв, 1846, 2, Критика, с. 183). Они все страстно любили Анну Павловну, но не смели высказать свою любовь.
Она слушала его и молча слегка вздрагивала. Еще через четыре года, уже не в «Москвитянине», а в «Русском слове», Ап. Как водится (по-настоящему следует сказать: как водилось), службы, дворовые избы окружали господский дом со всех сторон — и сад к нему примыкал небольшой, но с хорошими фруктовыми деревьями, наживными яблоками и бессемянными грушами на десять верст кругом тянулась плоская, жирно-черноземная степь. Очевидно, под влиянием этого отзыва Тургенев в издании 1856-го года придал своему рассказу подзаголовок: «Исторический этюд».
«Очень от них дух силён идет, – объяснял еж, – я же, грешный, непутем изнежился волосы у них такие большие да масленые, расчешут их во все стороны – думают, что тем мне уважение доказывают и громко так между разговором крякает – от робости, что ля или тоже желают мне тем угодить. Его же роман «Алексис или Домик в лесу, манускрипт, найденный на берегу реки Изеры и изданный в свет сочинителем Лолоты и Фанфана» в переводе Алексея Печенегова издавался в 1794, 1800 и 1804 гг. Грудным ребенком привезли ее в Лучиновку она чуть-чуть не умерла на дороге.
В Ольге Ивановне было более крови, чем, например, в нареченной ее сестрице – Наталье.
Она всеми силами души привязалась к своей благодетельнице старика Лучинова она ненавидела и не раз, сидя за столом, устремляла на него такие мрачные взгляды, что даже человеку, подававшему кушанье, становилось жутко. приютил было у себя в доме — так как он показался ему человеком деликатным и даже субтильным: носил башмачки с бантиками, говорил на о и, поднимая глаза к небу, часто вздыхал кроме всех этих достоинств, Гормич-Гормицкий изрядно говорил по-французски ибо получил воспитание в иезуитском коллегиуме, — а Алексей Сергеич только «понимал». Я как-то раз, в разговоре, упомянул об известном Шешковском: Маланья Павловна внезапно помертвела в лице — так-таки помертвела, позеленела, несмотря на наложенные белила и румяна — и глухим, абсолютно искренним голосом (что с ней случалось очень редко — она обыкновенно всё как будто немножко рисовалась, тонировала да картавила) проговорила: «Ох. VIII, 32). Но не таков был брат их Василий. Анна Павловна ходила в церковь, молилась, постилась и готовилась к смерти.
Подобно Василью, она любила независимость всякое притеснение ее возмущало. Он пользовался весьма порядочным состоянием: не заботясь слишком о хозяйстве, проживал около десяти тысяч рублей в год, достал себе прекрасного повара (мой приятель любил хорошо покушать) также выписывал себе из Москвы новейшие французские книги и журналы. Василий ее сперва не заметил. Покушавши довольно плотно, расположились мы в широких креслах около камина на столе появилась объемистая серебряная чаша и через несколько мгновений беглое пламя запылавшего рома возвестило нам о приятном намерении хозяина «сотворить жженку». Житова.
– Ты, сударик, посмотри, как он таково хорошо молчит. » – «А почему же он Двулицый. » – «А потому, сударик, что наружу-то у него одно лицо – вот вы, верхогляды и судите А другое, настоящее, он скрывает и то лицо знаю я один – и люблю его за это Потому: хорошее то лицо. Всякий день прогуливался он по длинной липовой аллее, которую сам собственноручно насадил, – и перед смертью имел удовольствие пользоваться тенью этих лип. «Соседство» составляет одну из важнейших неприятностей деревенской жизни.
«Вот так и я умру», — замечал, бывало, Алексей Сергеич. Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью несколько необычным являлся стоявший на окне залы верстовой столбик со следующими надписями: «Если ты 68 раз пройдешь вокруг сей залы – то сделаешь версту если ты 87 раз пройдешь от крайнего угла гостиной до правого угла биллиарда – то сделаешь версту» – и т. п. Но пуще всего поражало в первый раз приехавшего гостя великое количество картин, развешанных по стенам, большей частью работы так называемых итальянских мастеров: всё какие-то старинные пейзажи да мифологические и религиозные сюжеты. В дверях стояла Палашка и тихонько утирала слезы. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
После завтрака предложил он ей прогуляться с ним по саду. Иногда портретная (относительно статическая) и социально-психологическая характеристики героев оказывались разделенными и обособленными друг от друга. В этом портрете писатель несколькими деталями дал полное представление о том, как Андрей относится к великосветскому обществу (усталый, скучающий взгляд, гримаса, портившая его красивое лицо, щурясь, оглядел все общество).
Необязательным может показаться подробное описание внешности слуги Николая Кирсанова («бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы и учтивые телодвижения»), которое «открывает» роман «Отцы и дети». И голос Муция стал глуше и ровнее движения рук, всего тела утратили развязность, свойственную итальянскому племени (С. он узнал голос отца.
Его звали Петром Федоровичем Лучиновым. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Но, напившись раз мертвецки пьяным в кабаке, этот самый субтильный Гормицкий оказал буйство непомерное: «вдребезгу» раскровянил Алексей Сергеичина камердинера, повара, двух подвернувшихся прачек и даже постороннего столяра — да несколько стекол перебил в окнах, причем кричал неистово: «А вот я им докажу, этим русским тунеядцам, кацапам необтесанным. » И какая в этом тщедушном существе сила проявилась. Вот один из портретов Андрея Болконского в романе Война и мир: Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Я не намерен рассказывать вам в подробности все проказы моего grandoncleДвоюродного дедушки (фр. ).
Суеверия в нем не замечалось он издевался над приметами, глазом и певчей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу и встреча с попом была ему не совсем приятна. а мой приятель едва ли не забыл о своей особе. XIII, 54).
Он гулял по саду, перед домом, поднял голову – и увидал Ольгу Ивановну. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами. Он является одной из форм выражения авторской оценки героя.
Алексей Сергеич начал утихать и забываться. екатерининских времен, обшитом галуном, в трехугольной шляпе. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. В этих неряшливых фигурах, с крупными губами, зубами, носами (Остродумов к тому же еще был ряб), сказывалось что-то честное и стойкое и трудолюбивое (С. Василию Ивановичу было тридцать лет. Я вам до сих пор, кажется, ничего не сказал об Ольге Ивановне. В «Записках» В. А. Бакарева, относящихся к 1850 – 1860-м годам, сохранился «Рассказ о П. И. Лутовинове» : «У Лутовинова было более пяти тысяч душ крестьян и бездна денег он был холостой у него была сестра девушка, о которой узнал он, что к ней ездит сосед.
Но в ней таилась слабая искра того огня, который так ярко пылал в душе Василья Ивановича. Этот отзыв Ап. В правой руке он обыкновенно держал эмалированную табатерку со «шпанским» табаком — а левой опирался на трость с серебряным, от долгого употребления гладко вытертым набалдашником. Его смуглое, худощавое лицо дышало дерзкою надменностью. Важную роль в портрете играет характеристика среды, в которой изображает автор свою модель, ее окружение, ее время. Быстрое развитие портретного жанра в России было обусловлено решимостью Петровских преобразований, пробудивших интерес к человеку вне зависимости от рода и сана.
В одну ночь поймал он его у ней, велел тащить его на псарный двор, где беспрерывно варилась всякая падаль для корму собак, туда хотел он молодца бросить, но один из людей его, увидав беду, ударил в набат и тем спас бедного избитого до полусмерти. » (Т и его время, с. 315). Особая роль принадлежит портрету в создаваемых Тургеневым женских образах. Он казался спокойным брови его сдвинулись и губы слегка раскрылись. Маланья Павловна придвинулась, наклонилась. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов.
Григорьеву, критику, который с пристальным вниманием относился к творчеству Тургенева. Ольга Ивановна была воспитана, как говорится, в страхе божием и родительском. Игрой в портреты в парижском салоне Полины Виардо семья знаменитой певицы, Тургенев и многочисленные гости (писатели, художники, музыканты) увлекались на протяжении ряда лет. Я вам, кажется, сказывал, что Иван Андреевич оставил его в Петербурге.
Василий наполнял каждое мгновенье ее жизни, ни о ком другом она думать не могла. Сложен он был на славу и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши. Эта дыра, как вы видите, правильная, трехгранная, вероятно, не могла произойти случайно.
Я моим происхождением не горжусь, так как мои предки были все страшные мотыги. Я знал одного вологодского помещика, который, при всяком удобном случае, повторял следующие слова: «Слава богу, у меня нет соседей», – и, признаюсь, не мог не завидовать этому счастливому смертному. В Петербурге он женился и прижил с своей женой, а моей прабабушкой, четырех человек детей – трех сыновей, Василия, Ивана и Павла (моего родного деда) и одну дочь, Наталью. Я окружен великим множеством соседушек, начиная с благонамеренных и почтенных помещиков, облеченных в просторные фраки и просторнейшие жилеты и кончая записными гуляками, носящими венгерки с длинными рукавами и так называемым «фимским» узлом на спине. Одно из наиболее интересных и значительных суждений о «Трех портретах» принадлежит Ан. Он провел свою молодость в Петербурге и был свидетелем царствования Елизаветы.
Никогда Василий не был любезнее и веселее. XIII, 110). Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.
Острижен был г-н Калломейцев коротко, выбрит гладко лицо его, несколько женоподобное, с небольшими, близко друг к другу поставленными глазками, с тонким вогнутым носом, с пухлыми красными губками, выражало приятную вольность высокообразованного дворянина (С. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. VII, 169). Его считали одним из блистательных молодых людей начала царствования Екатерины.
Эта дыра, как вы видите, правильная, трехгранная, вероятно, не могла произойти случайно. Он выстроил себе дом, тот самый, в котором я теперь имею удовольствие беседовать с вами построил также церковь и начал жить помещиком. Василий осторожно подсел к Ольге, целовал и грел ее руки, шёпотом ее уговаривал.
Василий Иванович ввел ее в новый мир. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиЛитератураПерсоныПисательПерсонаИван ТургеневГоды жизни: 09 ноября 1818 — 03 сентября 1883Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ПисательИван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Настало довольно трудное время для Василия но никакие трудности запугать его не могли. аббата Прево. Родился он еще при императрице Елизавете – в последний год ее царствования. Не знаю, отчего мои товарищи затихли, но я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамках.
Дети Ивана Андреевича чрезвычайно его боялись. VI, 258). В один осенний день съехалось нас человек пять записных охотников у Петра Федоровича.
Он сохранил и походку враскачку на каблуках и le culte de la pose (по-русски этого даже сказать нельзя) и неестественную медлительность движений и сонную величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице и привычку, зевая, перебивать чужую речь, тщательно рассматривать собственные пальцы и ногти, смеяться в нос, внезапно передвигать шляпу с затылка на брови. Он весь сосредоточился, как опытный игрок. Обед был, как водится в подобных случаях, чрезвычайно приятный мы хохотали, рассказывали происшествия, случившиеся на охоте и с восторгом упоминали о двух знаменитых «угонках». Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.
Сельцо Лучиновка, лишенное лицезрения своего господина, процветало, – как вдруг, в одно прекрасное утро, тяжелая колымага въехала в деревню и остановилась перед избой старосты. Иван Андреевич посмотрел на нее – и слабым голосом, но твердо закричал: «Человек. » Слуга вошел, Анна Павловна поспешно встала и, шатаясь, возвратилась на свое место. Ну, душка, пошутил дай поцелую ручку». В один осенний день съехалось нас человек пять записных охотников у Петра Федоровича.
Мне стало грустно. Упоминать об «убеждениях» Маланьи Павловны было бы еще неуместнее, чем об убежденьях Алексея Сергеича однако мне раз пришлось быть свидетелем странного проявления затаенных чувств моей тетушки. Как же это выражается в портретах этих героинь. IX, 144). Маланья Павловна умиленно глядела на него, сбрасывая кончиком пальца слезинки с ресниц. Этот портрет в настоящее время утрачен).
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. повесть «Степной король Лир»). Василий говорил холодно, дельно, основательно винил себя, каялся – но кончил все свои рассуждения следующими словами: «Прошедшего не вернешь надобно действовать». Ему было тогда лет двенадцать. Так, в Песни торжествующей любви портрет Валерии дан через восприятие других людей.
М., 1847, Критика, с. 36 – 38). Собственно пейзаж перестает быть описанием окружающей человека природы: он становится средством психологической характеристики героя, «картиной» его душевного состояния. Василий стал возле нее. Никогда Василий не был любезнее и веселее. В 1855 г., в период сотрудничества в «Москвитянине», он высказывался о раннем творчестве Тургенева диаметрально противоположно тому, что писал за десять лет до этого. А я, как-никак, еще жить желаю. А теперь возвратимся к прежнему. — говаривал он.
Подобно Василью, она любила независимость всякое притеснение ее возмущало. Он и смеялся тоже ласково, тонким, как бисер мелким смехом. Обед был, как водится в подобных случаях, чрезвычайно приятный мы хохотали, рассказывали происшествия, случившиеся на охоте и с восторгом упоминали о двух знаменитых «угонках». Между тем в саду раздавались крики толпа народа бежала к беседке. Василий стал возле нее.
Василий вырос, поступил на службу. Здесь представлен характер, до такой степени сатанинский и такой утонченный обольститель, что перед ним самый Печорин Лермонтова кажется идеалом благородства и добродетели но, может быть и правда – всякие люди бывают на свете. » (Сев Пчела, 1846, 26, 31 января). Я знал одного вологодского помещика, который, при всяком удобном случае, повторял следующие слова: «Слава богу, у меня нет соседей», – и, признаюсь, не мог не завидовать этому счастливому смертному. Как бы то ни было, но Иван Андреевич, даже умирая, не примирился с ней.
Он вдруг повеселел и просветлел духом. русские, оригинальные формы (Тургенев. Порасскажу кое-что о нем. Брак стал для них обоих несчастливым их отношения не складывались. В правой руке он обыкновенно держал эмалированную табакерку со «шпанским» табаком4 – а левой опирался на трость с серебряным, от долгого употребления гладко вытертым набалдашником.
Анна Павловна была робкая, бледная, убитая женщина каждый день молилась в церкви на коленях и никогда не улыбалась. За самое это буйство Алексей Сергеич велел стихотворца вытолкать вон из дому, посадивши его предварительно «афендроном» в снег — дело было зимою — для протрезвления. Вот вы и покоряйтесь. » — А не то дом от меланхолии подожжет. Смеркалось.
да и кто обращает вниманье на воспитанницу, на сироту, на приемыша. – пробормотал изумленный» Алексей Сергеич, в первый раз услыхав от него связную речь. Тут был. Иван Петрович и Василий Лучинов – две разные стороны одного и того же типа, как Чацкий и Репетилов, например, в отношении к людям двадцатых годов – две разные стороны типа» (там же, с. 435 – 436).
Цензор не простил ослушания. В руках писатель держит очки, ведь вполне логично, что из-за долгой работы у него испортилось зрение. Только вскорости он лопается — и следа от него нет.
Он был довольно толст и наслаждался превосходным здоровьем. Он гулял по саду, перед домом, поднял голову – и увидал Ольгу Ивановну. И всегда-то за дело. «Вот так и я умру», – замечая, бывало, Алексей Сергеич.
И точно: нечто подобное с ним случилось – о чем после. Иван Андреевич умер без него и умер, вероятно, с такой тоской на сердце, какую не дай бог испытать кому-либо из нас. Его звали Петром Федоровичем Лучиновым. Василий Иванович между тем выезжал, веселился по-своему и сорил деньгами.
Однако рассказ «Три портрета» не привлек к себе большого внимания критики. СПб., 1756 – 1761 этот роман был переиздан в 1780 и 1793 годах. Пока он цел да держится — какие же на нем цвета играют. — Какова она из себя.
С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Внутри дома комнаты были наполнены заурядною, нехитрою мебелью несколько необычным являлся стоявший на окне залы верстовой столбик со следующими надписями: «Если ты 68 раз пройдешь вокруг сей залы — то сделаешь версту если ты 87 раз пройдешь от крайнего угла гостиной до правого угла биллиарда — то сделаешь версту» — и т. п. Но пуще всего поражало в первый раз приехавшего гостя великое количество картин, развешанных по стенам, большей частью работы так называемых итальянских мастеров: всё какие-то старинные пейзажи да мифологические и религиозные сюжеты. Герой рассказа, к величайшему сожалению, не позволяет дражайшему родителю наложить на него руки или прямее сказать и употребляя технические слова, отодрать его на конюшне» (Финский вестник, 1846, т. IX, май, Библиографическая хроника, с. 31 – 32 за несколько месяцев до этой статьи Григорьев выразил свое отношение к рассказу Тургенева в «Ведомостях С. -Петербургской городской полиции», 1846, 33, 9 февраля). Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей.
Аль болит что. » Старик посмотрел на жену. Его смуглое худощавое лицо дышало дерзкой надменностью. Краски истерлись и кое-где покоробились, но лица можно было еще разобрать.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. — пробормотал изумленный Алексей Сергеич, в первый раз услыхав от него связную речь. (С.
«Алексис. Воспоминания о семье И. С. Сатирические портреты Гоголя и Щедрина построены с помощью сильной гиперболизации, гротеска, фантастики (нос гоголевского коллежского асессора Ковалева, фаршированная голова щедринского Прыща, голова Брудастого в виде щегольского пресс-папье и т. п. ). Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе».
но действительно сам замирал. Покушавши довольно плотно, расположились мы в широких креслах около камина на столе появилась объемистая серебряная чаша и через несколько мгновений беглое пламя запылавшего рома возвестило нам о приятном намерении хозяина «сотворить жженку». Какие у нее трагические глаза. а трудновато.
Ольга потерялась абсолютно ей было страшно, стыдно унылое, тяжкое отчаяние овладело ею она желала смерти – и с тоской ожидала решения Василья. Ап.
Во время последней его болезни она не отлучалась от него но он, казалось, ее не замечал. Репин так и не смог, несмотря на две серьезных попытки создать портрет Тургенева, который удовлетворил бы и самого писателя и заказчика его художественного изображения. Обед был, как водится в подобных случаях, чрезвычайно приятный мы хохотали, рассказывали происшествия, случившиеся на охоте и с восторгом упоминали о двух знаменитых «угонках».
IX, 156). Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. XIII, 63).
Единственный намек на внутренние качества Рудина (о лице выразительном и умном) воспринимается не как объективная черта портрета, а как авторское пояснение к нему. Смеркалось. Это наблюдение критика может быть пополнено еще одной параллелью: очерк того же типического характера был намечен Тургеневым также в «родословной Лаврецкого», где упомянут «родной прадед Федора Ивановича, Андрей, человек жестокий, дерзкий, умный и лукавый. По-русски же читал он одни лишь донесения своего приказчика и то с большим трудом. как бы выразиться.
Во всех этих безделках таилось что-то особенное, хотя я должен признаться, что та. В соседней комнате тяжко и мерно стучал маятник и слышалось дыхание спящего. зато я с истинной отрадой вошел в столовую. Чаще всего именно женщины и девушки Тургенева пробуждают к жизни лучшие духовные качества героев. (С. Первым проявлением этой внезапной перемены был неожиданный приезд Василия к Рогачевым. Никто в Лучиновке не узнавал прежнего веселого, любезного Василия Ивановича.
«Бей. Едва с ним сладило восемь человек. Подданные моего дедушки, вероятно, знали о его существовании, так как высылали к нему (когда не случалось особого несчастия) весьма незначительный оброк – но никогда в лицо его не видали. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать.
И оба старичка поцеловали друг у друга в подвертку руку. Василий начал ей доказывать необходимость разлуки с ним и бракосочетания с Рогачевым. Покушавши довольно плотно, расположились мы в широких креслах около камина на столе появилась объемистая серебряная чаша и через несколько мгновений беглое пламя запылавшего рома возвестило нам о приятном намерении хозяина «сотворить жженку». Он и смеялся тоже ласково, тонким, как бисер мелким смехом. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий (С. тремя воротниками, падавшими на плечи, полосатом жилете, замшевых штанах и темно-красных сафьянных сапожках с сердцевидными вырезами и кисточками наверху голенищ носил белый кисейный галетух, жабо, маншеты и две золотые английские «луковицы», по одной в каждом кармане жилета.
Моя деревенька находится в одной из многолюднейших губерний России. IX, 157). Ольга пошла за Васильем, как послушная овечка. Он казался спокойным брови его сдвинулись и губы слегка раскрылись.
Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. СПб., 1861, с. 164). — Он чудотворец. Я. Я», назвав поэму «Помещик» явно неудачным подражанием Пушкину, писал далее: «Несколько сноснее Три портрета, рассказ в прозе того же г-на Ив.
Но он большей частью уклонялся. Вот так. » Накануне своей смерти он очень удивил и испугал Алексея Сергеича. Василий не полюбил Ольгу, нет. XIII, 86).
Рассказ г. Тургенева «Три портрета». Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Во время чтения ставился возле него на одноногий круглый столик серебряный жбан с каким-то особенным мятным пенистым квасом, от которого приятный запах распространялся по всем комнатам. не приставай. ») «Как же, помилуй бог, не филозоф. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского тина.
Мой дед и брат его, Иван Иванович, были люди простые, добрые, смирные и грустные моя grandtanteДвоюродная бабушка (фр. ). звал ее гулять с собой но вдруг Ольга Ивановна заметила небрежность своего наряда – и «быстрее быстрой лани» улизнула в другую комнату. что значит привычка.
XIII, 112) а мать Клары говорит о ней: Шальная она была всегда (С. Соч., т. V, с. 563). Маланья Павловна переполошилась — однако уложила старика и за попом послала. Они проникнуты мягким лиризмом: в любой женщине Тургенев видит существо высшего порядка.
Юрьев, 1907, с. 14). – Господа. Впрочем, я, кажется, уже слишком много говорю о нем, – и моя болтовня тем более неуместна, что не он служит предметом моего рассказа. Акварельный портрет этого «предмета» хранился у ней в секретном ящике. – Господа, я верю в кровь, в породу.
И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября» (В. Н. Вот так. Соч., т. V, с. 564). привозились тогда из-за жиздринских боров их теперь и в помине нет.
Немногочисленные отзывы о рассказе критиков, не принадлежавших к «натуральной школе» или открыто нападавших на нее, были бесцветны и неопределенны. Вот так. » Накануне своей смерти он очень удивил и испугал Алексея Сергеича. Иногда автор прямо на нее указывает в своих комментариях к портрету. После завтрака предложил он ей прогуляться с ним по саду. – Какова она из себя.
И дальше Щепкин ссылается на рассказы старика бурмистра и бывшей горничной Варвары Петровны о том, что «дядя матери Ивана Сергеевича, Иван Иванович Лутовинов, сделал роковой прокол» (ИВ, 1898, 9, с. 911. Он зачесывал на затылок свои редкие волосики: он только с 1812 года перестал пудриться. 2 Ходил Алексей Сергеич постоянно в сером «реденготе»3 с тремя воротниками, падавшими на плечи, полосатом жилете, замшевых штанах и темно-красных сафьянных сапожках с сердцевидными вырезами и кисточками наверху голенищ носил белый кисейный галстух, жабо, маншеты и две золотые английские «луковицы», по одной в каждом кармане жилета. дышать трудновато». Одним из способов выражения романтического являются портрет и пейзаж.
Как и в портрете Варвары Павловны, в портрете Ирины есть какая-то тайна, нечто недосказанное (что- то своевольное и страстное, что-то опасное и для других и для нее), но в данном случае надо подразумевать не злое начало: во всем облике Ирины таится способность героини к большому и глубокому чувству и автор в своих комментариях к портрету указывает на это. Лезвия скрестились. Тургенев отзывался о ней так: «Абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Он считает необходимым дать читателю представление о внешнем облике даже незначительного (в сюжетном отношении) персонажа. – ответил Алексей Сергеич. Рогачева она скоро даже перестала замечать. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo».
Во время последней его болезни она не отлучалась от него но он, казалось, ее не замечал. – прошептала Анна Павловна и наклонилась к ней – Отвечайте же. » – продолжала она, с жестокостью схватив Ольгу за руку. IX, 146 – 147). вошла в комнату) и, наконец, в-третьих, уменьшительно- ласкательные формы лексики, несущие в себе сильный заряд авторской иронии (головка, глазки, зубки, ручки, ножки).
Вижу, как теперь, этот старинный, уж точно дворянский, степной дом. «Соседство» составляет одну из важнейших неприятностей деревенской жизни.
Отсюда и появился среди литературоведов термин полидинамический портрет Л. Н. Толстого. — Сохранилось воспоминание современника Тургенева, М. А. Щепкина, свидетельствующее о документальности, подлинности описания этого «фамильного» портрета в рассказе. VIII, 265). Настоящая куколка. » Кровь бросилась бедному мальчику в голову: вернувшись домой, он велел заложить коляску – и, надев на себя анненскую ленту, пустился разъезжать не городу, словно он и точно в случай попал. 8 «Дави всех, – кричал он кучеру, – кто не посторонится. » Тотчас же всё это было доведено до высочайшего сведения вышел приказ – объявить его сумасшедшим и отдать на порук» двум его братьям а те, нимало не медля, отвезли его в деревню и посадили в каменный мешок на цепь.
«Бей. Увидев вошедшего Остродумова, она молча подала ему свою широкую красную руку. Василий несколько смутился. — «А я твою».
Не запнется ни вовек. Тургенев – мастер портретной характеристики. Одной рукой опирался он на трость с золотым набалдашником, другую заложил за камзол. Он был довольно толст и наслаждался превосходным здоровьем.
«Что о старине толковать-то. Бывало, спросит: «А что, помнишь, Иван, как мы с тобой неладно встретились. Это сказалось не только в широком использовании фона и приемов косвенной характеристики (описание Манилова в Мертвых душах и Кукшиной в Отцах и детях), но и в том, что авторские комментарии к сатирическому портрету, дающие определенную психологическую оценку, чаще всего не ограничивались простым указанием на какое-либо одно качество героя, а как бы суммировали их. достоверным известиям, умерший от удара кием по голове в трактирной компании.
Говорят, он на дороге часто выходил из кибитки, бросался лицом в снег и плакал. VII, 146). В последних случаях возникают новые портреты Андрея, в которых писатель стремится зафиксировать изменения, происшедшие с героем, передать его настроение в данный момент. После такого утрированного изображения внешности Вамбаева и Суханчиковой у читателя не остается никакого сомнения в том, что автор относится к ним отрицательно.
Достал он себе слугу-француза, ловкого и смышленого малого, некоего Бурсье. Но в ней таилась слабая искра того огня, который так ярко пылал в душе Василья Ивановича. VIII, 384). Из первой половины портретной характеристики читатель узнает об аристократизме героя (петербургский гранжанр высшего полета) из второй – о его дворянской принадлежности (лицо. Василий ринулся вслед за ним. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова.
Ее тонкая и гибкая шея так мило подавалась вперед так пленительно небрежно, так стыдливо отдыхал ее незатянутый стан, что Василий Иванович (большой знаток. ) невольно остановился и загляделся. Я моим происхождением не горжусь, так как мои предки были все страшные мотыги.
По-русски же читал он одни лишь донесения своего приказчика и то с большим трудом. Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Наедине с ней он не знал, что заговорить и только старался всячески прислуживаться. Своенравная певица раскритиковала начатую работу, что не замедлило сказаться на желании Тургенева начать работу заново.
Он был рожден «для жизни мирной, для деревенской тишины», то есть для ленивого, беспечного прозябания, которое, замечу в скобках, не лишено великих и неистощимых прелестей.
Но не таков был брат их Василий. Он с утра (если не уезжал на охоту) до обеда и за обедом не покидал халата перебирал какие-нибудь хозяйственные рисунки, не то отправлялся на конюшню или в молотильный сарай и пересмеивался с бабами, которые при нем взмахивали цепами, как говорится, спрохвала. Портрет «загадочной княгини Р», в которую влюблен Павел Кирсанов, – это в первую очередь свидетельство преклонения героя перед романтическим идеалом женщины-загадки. Роман Ф. -Г. Белинский в своей статье о «Петербургском сборнике» коротко, хотя и с видимым одобрением, упомянул о «Трех портретах» : «Три портрета, рассказ г. Тургенева, при ловком и живом изложении имеет всю заманчивость не повести, а скорее воспоминаний о добром старом времени. Тургенева). Ольга Ивановна, вероятно, узнала тогда радости любви но ненадолго.
В этом портрете детализация становится максимальной. И в этом описании портретные детали (стройный стан, обнаженные руки, покатые плечи, ветки фуксий в волосах), а также дважды повторенное слово красиво говорят только об эффектной внешности героини и почти ничего не сообщают о ее характере.
Василий не полюбил Ольгу, нет. Спасите, барин помолите вы дяденьку — вспомните, как я всегда вас потешал.
Алексей Сергеич исповедался, причастился, попростился с домочадцами — и стал засыпать. XII, 37 – 38). – «Почему же он филозоф. » – спросил я однажды.
«Маланьюшка, а встретимся мы на том свете. » — «Буду о том бога молить, Алексис». с которой я уже не встану». «Нет, не болит ничего.
С косою, что ли. » — «Нет, — отвечал князь Л., — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один, а глазу тому и веку нет». И все же ему это не всегда удается. Я вам, кажется, сказывал, что Иван Андреевич оставил его в Петербурге.
Оцепенение Ольги Ивановны разрешилось наконец слезами и глухими рыданиями. Лишь в некоторых статьях проскальзывали беглые замечания о нем и о его герое. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Мы приехали, слезли с коней.
Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Здесь все утрировано за счет языковой экспрессии (тщедушное тело, чахлая грудь, плоский корсет, прыгающие глаза), но утрировка не выходит за пределы реальности. Мужики, встревоженные таким небывалым происшествием, сбежались и увидали своего барина, барыню и всех их чад исключая старшего, Василия, оставшегося в Петербурге.
Л. Брант в статье, подписанной «Я. «Почивает», — отвечала Маланья Павловна тоже шёпотом. Автор серьезно повествует о сливках общества, как бы попутно рисуя отдельные детали портретов и поведения персонажей (походка в раскачку на каблуках, сонная величественность выражения на неподвижном, словно обиженном лице, проборы на затылках, висячие бакенбарды, лондонские костюмы и проч. ), но эта серьезность прошита иронией и положительные качества героев специальными разоблачительными деталями либо сводятся на нет, либо превращаются в свою противоположность. Часа два просидела она так. Ольга Ивановна, господа, была очень недурна собой.
Он вдруг повеселел и просветлел духом. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового (С. Он с утра (если не уезжал на охоту) до обеда и за обедом не покидал халата перебирал какие-нибудь хозяйственные рисунки, не то отправлялся на конюшню или в молотильный сарай и пересмеивался с бабами, которые при нем взмахивали цепами, как говорится, спрохвала. Но писатель не ограничивается пластическим портретом и пояснением (лицо задумчивое, почти суровое), а придает ему черты динамичности.
– Господа. Василий осторожно подсел к Ольге, целовал и грел ее руки, шепотом ее уговаривал.
СПб., 1862, с. 59 см.