Впрочем, так ли. Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. «В 1883 году в Харькове портрет хористки.
Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Глаза ясные и добрые.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Гуну, И. Н. Портрет не был исполнен. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Крамскому (последние два – отказались). Центральная группа словно недовольна своей ролью. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4.
Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Даля (1871), Ф. М. Серова (1870), А. С. Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Майкова (1871), А. Ф. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Он требовал большего. Были годы чрезвычайно «урожайные». Возглавляемые Н. Г.
Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Писемского (1869), М. П. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М.
Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
Серов еще не писал в это время портретов. Размер портрета обычно приближен к натуре. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Ровно вшесть ужинал. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. 1898).
Это портреты А. Н. Стернина, «довольно специфического состава» 21. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу.
Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Рассмотрим "ближний круг". И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887).
Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю.
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Была его другом в деле создания галереи и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба. Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Погодин, наряду с ним Ф. И. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства.
Ровно в12 завтракал. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Крамской работал над портретом Л. Н. У Третьякова было несколько графических портретов М. И.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. 19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
Но не это главное. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Глинки12. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере и остальными членами семьи. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы.
И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было абсолютно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Вставал ровно вшесть. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью.
Глинки (1869), И. А. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Д. И. Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение.
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука.
В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Гончарова (1869), А. Н. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Аксаков.
И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Инициатива ее создания принадлежит Стасову, который предложил Л. И. Шестаковой – сестре М. И. Глинки, обратиться к П. М. Третьякову и посоветовать ему пополнить свое собрание выдающихся людей портретом прославленного композитора и заказать этот портрет Репину.
Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты». Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. ». Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины.
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Мягкости образу Третьякова придает лишь тот факт, что он позволил себе немного облокотиться на мягкую спинку стула, на котором он сидит. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6.
П. М. Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу». Чехова». Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. В то же время в целом ряде заказов выбор личности и профессиональный уровень исполнения совпадали. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1.
В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». А. В. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм».
Некрасова сатирика М. Е. Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24.
За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году. Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С. И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только.
В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Они словно противопоставлены друг другу. Достоевского (1872), А. Н. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Погодин, а после его смерти – И. С. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии.
Келером-Вилианди в 1870 году. Алябьева или А. Л. Келеру-Вилианди, А. Г. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое.
Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Салтыкова-Щедрина. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Тогда Пукирев инаписал себя вместо него. В его взгляде осуждение и тревога. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Толстого (1874), П. А. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава.
Влевой части виден старец вбелой набедренной повязке, которая отражается вводе красным пятном. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Когда И. Н. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
Тютчева (1873), А. К. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным.
Однако была идругая, куда более веская причина. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. До сих пор Третьяковская галерея считается самым большим собранием художественных произведений и советской живописи российских мастеров.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Даргомыжского11. Фон – стены любимой им галереи картин. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир.
Заказы портретов становятся единичными. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.
Верно, отчасти Третьяков начал собирать картины русских художников, так как небыл уверен всвоих силах. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Сихры и С. Н. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Втовремя как слева расположились родственники идрузья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Ни один из них не кричит с картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. Островского (1871), В. И.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу». П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Верещагину, И. П.
«Портрета В. М. Внимание художника тяготит их. Горавскому, В. Г. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Серова исполненного И. П.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Даргомыжского (1869), Ф. И. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Причем священник оказывается настороне зла. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Кажется, что Третьяков сконфужен, его поза говорит о том, что он стесняется этого стула и этих прекрасных картин, которые висят на стенах позади него.
Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям).
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. И живопись этого этюда находили непонятной. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома».
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Анненковым. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Это было еще в 1880 году. Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В его глазах читается печаль, тоска. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Строгих правил или канона не существовало.
В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Репину, К. Ф. Пил кофе. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Любопытное, на первый взгляд, совпадение.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Браз.
«Портрет А. П. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Перову, И. Е. Погодина (1872) и других. Об этом достаточно сказано в литературе. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Константин Коровин».
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.